Эксперты Кудрина предложили учить судей этике, психологии и риторике
Центр стратегических разработок предложил основать специальное учебное заведение, где будущие судьи проходили бы годичные курсы, в том числе по психологии и экономике. Это решит часть проблем с качеством правосудия, считают в ЦСР
Фото: Андрей Попов / Лори
Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина предложил создать в России особое учебное заведение для претендентов на статус судьи. Такая идея содержится в докладе ЦСР, посвященном совершенствованию судебной системы (есть в распоряжении РБК). Доклад подготовлен совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.
В последние 14 лет доля россиян, которые отрицательно оценивают работу российских судов, стабильно выше доли оценивающих ее положительно, указывают эксперты ЦСР со ссылкой на результаты опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ). В 2004 году респондентов, критически относящимся к судам, было 46%, в 2017 году их было — 34%. При этом опрошенных, одобряющих работу судов, в разные годы было от 16% в 2011 году до 32% в 2017 году. Низкий уровень доверия к судебной системе отчасти связан с кадровыми проблемами, полагают в ЦСР.
Бывшие секретари
Сейчас судейский корпус на 32% состоит из людей, профессиональный опыт которых на момент назначения сводился к работе в аппарате суда (причем между 2001 и 2013 годом доля судей, назначенных из бывших сотрудников аппарата, выросла с 19% до 58%). Как правило, такие судьи выдерживают высокую бюрократическую нагрузку и легко интегрируются в судейское сообщество. «К отрицательным последствиям следует отнести ограниченность юридического опыта» и «сокращенную юридическую подготовку», — указывают авторы доклада. Также, «характер аппаратной работы [таких судей] создает привычку к подчинению руководителю и не способствует развитию навыков самостоятельного принятия судебных решений», написали эксперты ЦСР.
Экзамен для судей в нынешнем виде «нацелен, скорее, на умение оперировать знаниями, почерпнутыми в учебниках или в законе», нежели на выявление способности применять эти знания в нестандартных ситуациях, «в действительно состязательном споре с сильными сторонами», — убеждены эксперты ЦСР. Переподготовка судей происходит уже после назначения и длится всего 3-4 недели, указали они.
В Кадровую комиссию при президенте (орган, рекомендующий судей к назначению) входят, помимо прочих, представители правоохранительных органов. Они не только проверяют биографию судей на предмет компрометирующих данных, но и участвуют в обсуждении их кандидатур, утверждают авторы доклада, что «противоречит принципу автономии судебной власти». При этом критерии положительных или отрицательных рекомендаций, равно как и причины отклонения кандидатур, «нигде формально не отражены». Всё это «создает впечатление кулуарности, необъективности решения этого вопроса и снижает доверие к процедуре отбора в целом», — подчеркивают в ЦСР.
Курсы для судей
Длительность обучения судей должна быть не менее 12 месяцев, убеждены в ЦСР. Она должна вестись в особом Федеральном центре подготовки судей, автономном от власти, в том числе и судебной: слишком тесный контроль с ее стороны «будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», рассуждают авторы доклада.
По их мысли, учредителем центра может выступить правительство, а «активную роль в его создании должны играть Верховный и Конституционный суды, а также наиболее авторитетные представители экспертного юридического сообщества. Головной кампус центра предлагается расположить в Санкт-Петербурге, дополнительные кампусы должны быть открыты в Екатеринбурге и Владивостоке.
Помимо специфических судебных дисциплин (связанных с ведением процесса, написанием и обоснованием решений), слушатели курсов должны будут изучать этику, экономику, социологию, риторику, судебное администрирование, проходить психологическую подготовку, полагают в ЦСР. Также слушатели должны иметь возможность понаблюдать за работой прокуратуры, следственных органов и учреждений ФСИН. Большинством преподавателей должны стать бывшие и действующие судьи (для последних предлагается ввести институт «преподавательского отпуска» на 2-3 года).
Обучение должно вестись либо за счет бюджета, либо кредитных средств, которые в случае успешной сдачи выпускного экзамена возмещает государство. Если результат выпускного экзамена будет неудовлетворительным, выпускнику предоставится один шанс на повторное обучение, но уже за собственные средства. После окончания обучения слушатель курсов обязуется отработать судьей минимум пять лет, а в случае увольнения — возместить государству стоимость своего обучения в центре. Выпускников предлагается распределять в районные суды и арбитражные суды первой инстанции, при этом у более успешных выпускников будет преимущество в выборе места.
«Излишняя репрессивность»
Среди проблем судебной системы авторы доклада также выделяют высокую нагрузку, снижающую качество судопроизводства, зависимость судей от председателей судов, а также слабый контроль над обвинением в уголовном процессе, который выражается в излишней репрессивности и «обвинительном уклоне»: так, суды удовлетворяют 91% ходатайств следствия об аресте обвиняемых, а оправдательные приговоры средний судья выносит раз в семь лет.
Часть проблем должно решить урезание полномочий председателей судов по отношению к судьям — они не должны восприниматься как их работодатели, считают в ЦСР. Должность председателя предлагается сделать выборной и ограничить срок полномочий четырьмя годами. В законе и уставах должны быть прописаны четкие критерии дисциплинарных наказаний для судей, чтобы они не могли быть инструментами произвольного давления, полагают эксперты.
На должности секретарей суда предлагается набирать не только выпускников юрфака, но также людей с любым высшим образованием; зарплату им предлагается повысить вдвое — это должно улучшить качество кадров в аппарате судов. Кроме того, в ЦСР предлагают целый комплекс мер по снижению нагрузки на суды — например, существенное повышение госпошлины по искам.
Автор: Маргарита Алехина.