Жизнь как хюгге
Мария Портнягина о философии счастья
Журнал "Огонёк" №3 от 23.01.2017, стр. 40
Фото: Caiaimage / Chris Ryan / DIOMEDIA
"Огонек" присмотрелся к новой моде: ставка на карьеру и личностный рост сменилась тягой к комфорту и маленьким житейским радостям. В мире стремительно набирает популярность хюгге — философия счастливой жизни, возникшая в Дании
— Как только не переводили хюгге с датского на другие языки: и искусство создания уюта, и душевность, и даже попросту — какао при свечах,— рассказывает "Огоньку" Майк Викинг, директор Института исследования счастья (Копенгаген), автор самой популярной сегодня в мире книги о хюгге, изданной уже в 23 странах, включая Россию.— На самом деле это стремление к житейскому счастью. Если уж подбирать метафоры, то хюгге — это как объятие (hug — объятие по-английски, по одной из версий от этого слова происходит датское hygge.— "О"). Однако не следует понимать это буквально, как физический контакт. Тут главное — ощущения.
Что же такое хюгге, Викинг объясняет на личном примере: "Незадолго до Рождества я проводил выходные с друзьями в одном старом домике за городом. Это были одни из самых коротких дней в году, солнце садилось уже часа в четыре. Мы все порядком устали после прогулки по округе, занесенной снегом. Придя домой, мы развели огонь в камине и уселись возле него. На нас были большие теплые свитера и шерстяные носки. Было слышно, как потрескивают поленья в камине, как на кухне тушится мясо. Мы пили подогретое вино. И тут один из моих друзей произнес: "Может ли быть что-то более хюгге?" На это ему кто-то другой ответил: "Да, если бы за окном бушевал шторм". Суть хюгге в этом ощущении безмятежности, что здесь и сейчас ты в безопасности и можно наслаждаться моментом, простыми радостями — приятной компанией, вкусной едой... И да, очень важно правильное освещение!"
Большой успех маленькой страны
Только за последние полгода в США, Великобритании и других странах вышло с десяток книг о хюгге: "Маленькая книга хюгге", "Хюгге: датское искусство хорошей жизни", "Искусство хюгге: как привнести датский уют в свою жизнь", "Хюгге: праздник простых удовольствий", "Скандинавская кухня: рецепты в стиле хюгге" и другие. Вот и в одном из самых больших книжных магазинах в Москве самоучитель Викинга по хюгге — в списке бестселлеров.
Это в своей массе красочно иллюстрированные издания с минимумом текста, представляющие собой микс из книг по кулинарии, созданию интерьеров, стилю, путешествиям. Может, как раз в этом секрет их популярности: они рассказывают о том, что приносит радость. И даже не имея камина и маленького дома за городом, глядя на картинки, не грех помечтать о безмятежной жизни в живописной Дании.
Но это далеко не все. По всему миру открываются хюгге-пекарни, хюгге-магазины, хюгге-кафе. Как, например, Hygge Bakery в Лос-Анджелесе, где посетителям предлагают датскую выпечку. И среди прочего — дениш (Danish) — булочку, которую в мире считают датской, хотя в самой Дании ее называют "венский хлеб", потому что рецепт ее приготовления был привезен из Австрии в середине XIX века. Но кто будет вдаваться в тонкости, когда есть спрос? На волне интереса к хюгге предприимчивые американцы открыли компанию Hygge West, которая выпускает обои и ткани "в скандинавском стиле".
Британцы пошли еще дальше: в лондонском Колледже Морли стартовал учебный курс, рассказывающий о хюгге. Ко всему этому "хюгге" оказалось в шорт-листе претендентов на статус "слова года", который по традиции выбирает Oxford Dictionaries, подразделение издательства Оксфордского университета.
Обозреватель авторитетной британской газеты The Guardian Шарлотта Хиггинс нашла оригинальное объяснение особой популярности хюгге среди британцев и американцев. По ее версии, на долю и тех, и других в минувшем году пришлось немало потрясений, что и побудило их погрузиться в мир безмятежности хюгге. Как пишет Хиггинс, речь идет прежде всего о победе Трампа на президентских выборах в США и итогах голосования по «Брекситу» в Великобритании.
— В мире сегодня большой интерес к хюгге,— отмечает Майк Викинг.— Но это скорее частность. Интерес вообще к Дании и остальной Скандинавии. А причина в том, по-моему, что эти страны часто занимают высокие позиции в мировых рейтингах счастья, удовлетворенности жизнью и тому подобному. В мире все больше приходит осознание того, что, становясь богаче, мы не становимся счастливее — здесь нет прямой корреляции. Я думаю, Дания может стать источником вдохновения для многих в том, как повысить качество жизни граждан.
Дания с населением 5,7 млн человек регулярно входит в топ-5 стран по индексу человеческого развития. В стране один из самых высоких показателей продолжительности жизни в мире. Большую долю расходов в бюджете занимают образование и здравоохранение. Щедрые запасы углеводородов, развитая промышленность и сельское хозяйство (в частности, страна входит в мировой топ-10 по поголовью свиней). Низкие показатели инфляции и безработицы. Однако за модель всеобщего благосостояния надо платить: в Дании очень высокие налоги и вообще жить чрезвычайно дорого. Ко всему этому по сравнению с европейскими соседями в стране жесткая миграционная политика.
Высокие доходы и свободное время (в Дании одна из самых коротких рабочих недель — 37 часов) — может, в этом секрет счастья по-датски?
Уют без границ
опрос
Счастливы вы или нет?
В России счастливых людей больше, чем несчастных
Источник: ВЦИОМ
— Можно продать бренд, но научиться подлинному хюгге по книгам вряд ли получится,— уверяет "Огонек" Джеппе Линнетт, датский антрополог, на протяжении нескольких лет исследующий феномен хюгге.— Впрочем, при хорошем раскладе повальное увлечение хюгге научит ценить простоту, отказаться от потребления ради статуса в пользу социально ответственного потребления, то есть не гнаться за марками, не тратить лишнего, а помимо того переключить жизненный фокус на отношения с близкими людьми — это гораздо ценнее. В худшем случае интерес к хюгге сведется к продаже свечей и датских дизайнерских светильников. Надо понимать, что хюгге нельзя купить.
Казалось бы, у хюгге нет правил, только советы и рекомендации. Ведь понимание комфорта у каждого свое, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Однако любое рассуждение о хюгге — это чаще всего конкретные установки по созданию правильной атмосферы, какой ее видят именно датчане.
Майк Викинг, в частности, составил целый "Манифест хюгге". Таковы, по его версии, ключевые установки, чтобы достичь хюгге-состояния: приглушите свет, отключите гаджеты, сосредоточьтесь на текущем моменте, не отказывайте себе в удовольствиях — насладитесь вкусным напитком, сладостями, устройтесь поудобнее (в холодное время года плед будет к месту), расслабьтесь, слушайте собеседника, никаких споров и особенно о политике, рассказывайте истории и не стесняйтесь предаваться светлым воспоминаниям.
Стоит ли удивляться, что подобная мантра привлекает адептов хюгге по всему миру. Это вроде антидота современному ритму жизни: гонка по карьерной лестнице, работа допоздна и по выходным, телефон всегда включен, чтобы быть на связи, постоянно в Сети, чтобы не выпасть из новостного потока, тренинги личностного роста, призывающие выйти из зоны комфорта... Разве все это не осточертело? А хюгге, напротив, предлагает в зону комфорта вернуться.
— Я хюггирую, когда готовлю ризотто, занимаюсь любовью, делаю чай или читаю в постели,— откровенничает Луиза Томсен Бритс, написавшая книгу о хюгге, адаптированную для британской публики.— Я наполовину датчанка, наполовину англичанка. В детстве я каждое лето проводила с семьей в Дании. Уже много лет я живу в Восточном Сассексе. И мне кажется, британцам есть чему поучиться у датчан. Главное — как превратить рутину в хюгге, а это значит научиться радоваться простому: свежему хлебу, прогулке на природе, поцелую, катанию на велосипеде...
Бритс ведет аккаунт в Instagram в стиле хюгге: английские пейзажи, чашка горячего шоколада на столе, мерцающие свечи, раскрытая книга с красочной закладкой. За последние месяцы в Instagram опубликовано больше 1,5 млн подобных изображений с хештегом hygge. Армия адептов хюгге растет каждый день.
Высмеивая повальное увлечение, популярное американское издание Huffington Post составило рекомендации, как сделать свои интимные отношения "более хюгге": среди прочего надо приглушить свет в комнате, накрыться вместе пледом, накормить друг друга теплыми булочками с корицей, не смущаться, если ваш партнер в шерстяных носках, "ведь хюгге — это когда уютно".
— Перегибы неизбежны, когда речь идет об увлечении,— отмечает Линнетт.— С одной стороны, хюгге — это чисто датский феномен, в котором воплощается наша культура, и она может быть не понята другими. С другой — в основе хюгге — базовые ценности человеческого существования. Поэтому явления, подобные хюгге, можно встретить и в других культурах. Уверен, что свое хюгге есть и в России.
Оказывается, действительно, аналогов хюгге немало. В соседней Норвегии — это koselig, в Швеции — gemytlig, в Германии — Gemutlichkeit, в Нидерландах — gezelligheid, в Канаде — hominess. А в России, пожалуй, ближе всего по смыслу — "уют". Только, настаивают эксперты, хюгге имеет несравнимо больше граней.
Датский рецепт
Главный принцип — хюгге не в вещах, а в атмосфере. Но чтобы ее создать, нужны как раз вещи. Какие именно?
В датском языке есть слово lyseslukker, оно одновременно означает того, кто портит все удовольствие, и того, кто задувает свечи. Не будет преувеличением сказать, что в Дании культ свечей (levende lys — "живые огни" на датском). Согласно опросу, 85 процентов датчан ассоциируют хюгге в первую очередь со свечами. По данным Европейской свечной ассоциации, в Дании сжигают больше свечей на душу населения, чем в любой другой стране Европы,— около 6 килограммов свечного воска в год. Для сравнения: в среднем по ЕС на одного жителя ежегодно приходится 1,4 килограмма. Датчане предпочитают классику: белые свечи цилиндрической формы, ароматизированные свечи у них не в почете. Каждый третий житель этой северной страны зажигает свечи ежедневно, причем 31 процент зараз зажигает больше пяти свечей. Правда, в этом увлечении есть серьезный недостаток — копоть, избавиться от которой — настоящий вызов.
Вообще в стране, где нередко ненастная погода и значительная часть года проходит в сумерках, к освещению особое отношение. При продумывании интерьера датчане в первую очередь заботятся о выборе светильников. Предпочтение отдается тем, что дают мягкий рассеивающийся свет. Не удивительно, что при высоком спросе световой дизайн — целая индустрия в Дании.
Датчане трепетно обставляют свое жилище, тщательно выбирают украшения для интерьера и внимательно следят за новинками. Интерьер может показаться однообразным, с другой стороны — неброскость не напрягает. Скромно, со смыслом и вкусом — вот суть датского дизайна. Как и остальные скандинавы, датчане ценят живую природу. Поэтому обязательный атрибут датского дома — живые цветы в горшках, которые в теплое время выставляют на балкон или во дворик. Кстати, каждая вторая семья в Дании имеет собственный дом. При этом каждый третий дом оборудован камином или дровяной печью (некоторые похожи на наши буржуйки). Это убивает сразу двух зайцев: и элемент хюгге, и возможность сэкономить на отоплении зимой.
Больше всего датчане ощущают хюгге именно дома. И их дизайнерской фантазии есть где разгуляться. Так, в Дании на каждого гражданина приходится 51 квадратный метр жилья — самый высокий показатель в Европе. Для сравнения в следующих за ней Швеции и Великобритании — по 44 квадратных метра на жителя. У датчан есть даже специальное слово, обозначающее самый уютный уголок в доме,— hyggekrog. Обычно он располагается на кухне или в гостиной.
Именно в таком местечке хорошо собираться всей семьей или в компании друзей, чтобы вести hyggesnak — беседу, в которой не затрагиваются острые, спорные темы.
— Хюгге способно приносить радость и в одиночку,— уверяет Майк Викинг.— И все же лучшее хюгге — с близкими людьми. В сегодняшнем мире, где от человека требуется быть успешным, а следовательно, и социально активным, хюгге — это еще и спасение для интровертов.
Хюгге не предполагает большие и шумные сборища. Согласно опросу, 54 процента датчан считают, что для хюгге нужно три-четыре человека, 20 процентов — что достаточно двоих. Лучшие хюгге-мероприятия — это, например, кулинарные, книжные и киноклубы.
— В хюгге не демонстрируется статус, это не гламур,— объясняет Джеппе Линнетт.— Ты показываешь свою индивидуальность, то, что для тебя представляет ценность. Это, пожалуй, прежде всего дружелюбие, теплая атмосфера. Здесь нет соревновательности, тебе не нужно ничего доказывать. Неформальность, характерная для хюгге, распространяется и на работу. По хюгге ты можешь выпить с коллегами в обеденный перерыв, обменяться шутками с боссом.
Действительно, 78 процентов датчан убеждены, что хюгге уместно и на работе. Украшение стола фотографиями близких людей, любимая кружка и даже свечи — все это атрибуты хюгге-офиса. К слову, современные офисы с диванами, зонами для сна, уютными кафетериями, столами для настольного тенниса — все это в духе хюгге.
Хюгге проявляется также в еде и одежде. Датчане предпочитают одеваться непринужденно, как называет это Майк Викинг: шарф, преимущественно черный цвет, многослойность, объемный верх (большой свитер, например) и небрежная прическа. В датском есть специальное слово — hyggebukser, обозначающее любимые удобные брюки, в которых даже мусор вынести не очень ловко (вроде отечественных треников с пузырящимися коленями).
Адепты хюгге называют все это здоровым гедонизмом. Возможно, и так, только сторонники здорового питания настроены критично. Диета по хюгге — это еда в удовольствие: в изобилии красное мясо (любимая датчанами свинина), сладости, выпечка, кофе и алкоголь. При этом датчане считают хюгге именно домашнюю еду или приготовленную по-домашнему, да и сама готовка — это тоже очень хюгге.
— Туристу или мигранту сложно ощутить хюгге, оказавшись в Дании в большом городе,— считает Джеппе Линнетт.— Местные жители организуют хюгге у себя дома, у них есть любимые хюгге-места, допустим семейные ресторанчики.
Майк Викинг, в свою очередь, рассуждает об идеале: "В чашке чая больше хюгге, чем в бокале шампанского, в настольных играх — чем в компьютерных, в приготовленной еде — чем в покупной. Возможно, хюгге невыгодно для рыночного капитализма, зато полезно для личного счастья".
Но в его рассуждениях чувствуется некоторое противоречие, за которое цепляются критики, говоря, что хюгге — это явление, возможное только в весьма благополучной капиталистической Дании. Однако мечтать не запретишь, поэтому адепты хюгге зажигают свечи во всех уголках мира.
В чашке чая больше хюгге, чем в бокале шампанского, в настольных играх — чем в компьютерных, в приготовленной еде — чем в покупной. Возможно, хюгге невыгодно для рыночного капитализма, зато полезно для личного счастья
Мария Портнягина
https://www.kommersant.ru/doc/3193951?from=doc_vrez