Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » БЛОКЧЕЙН И ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ » Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»


Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»

Дата публикации: 25.01.2018 11:03 Дата изменения: 25.01.2018 11:03 Прикрепленный файл: docx, 36.4 кБ

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О цифровых финансовых активах»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Цифровой финансовый актив – имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Цифровая транзакция – действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.

Цифровая запись – информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в реестре цифровых транзакций.

Реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей.

Распределенный реестр цифровых транзакций – систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.

Участники реестра цифровых транзакций – лица, осуществляющие цифровые транзакции в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Валидатор - юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Оператор обмена цифровых финансовых активов – юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 – 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.  № 325-ФЗ "Об организованных торгах".

Валидация цифровой записи – юридически значимое действие по подтверждению действительности цифровых записей в реестре цифровых транзакций, осуществляемое в порядке, установленном правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Майнинг – предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. 

Криптовалюта – вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Токен – вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.

Смарт-контракт – договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Защита прав  участников (сторон) смарт-контракта осуществляется в  порядке, аналогичном порядку осуществления защиты прав сторон договора, заключенного в электронной форме.  Цифровой кошелек - программно-техническое средство, позволяющее хранить информацию о цифровых записях и обеспечивающее доступ к реестру цифровых транзакций. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статья 3. Особенности выпуска токенов

1. В целях настоящего Федерального закона под выпуском токенов понимается последовательность действий, направленная на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям. У токена определенного вида может быть только один эмитент. Лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей. При этом приобретение токенов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляется только путем зачисления приобретаемого им токена на специальный счет, открываемый приобретателю оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций.

В случае приобретения токенов лицами, являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, цифровой кошелек, используемый для хранения информации о приобретаемых квалифицированным инвестором токенах и порядке его доступа к реестру цифровых транзакций, может быть открыт на имя такого квалифицированного инвестора.

2. Процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов:

- опубликование эмитентом токенов в сети в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов, (далее – публичная оферта о выпуске токенов), инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов;

- заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями;

3. Публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:

сведения об эмитенте и его бенефициаре (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициара (при наличии), место нахождения постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициара (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

сведения о валидаторе: полное наименование (для физического лица - фамилия, имя и отчество) валидатора, осуществляющего валидацию цифровых записей в реестре цифровых транзакций выпускаемых токенов, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (для физического лица - адрес места жительства), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);

права, предоставляемые владельцу токена и порядок осуществления таких прав;

цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;

дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;

порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов;

указание на то, что лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей;

правила ведения реестра цифровых транзакций;

информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций.

иные сведения, определенные эмитентом.

Публичная оферта о выпуске токенов должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуального предпринимателя -эмитента.

Если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно, то эмитент обязан передать на хранение экземпляр публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума лицу, осуществляющему депозитарную деятельность.

4. Инвестиционный меморандум должен содержать:

сведения об эмитенте: полное и сокращенное наименование, цели создания (при наличии), основные виды хозяйственной деятельности;

сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;

основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае, если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки реализации проекта;

иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.

Инвестиционный меморандум должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуальным предпринимателем - эмитентом, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме.

5. Оферта о выпуске токенов, инвестиционный меморандум, правила ведения реестра цифровых транзакций, а также иные документы, опубликование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется одновременно с публичной офертой о выпуске токенов, должны быть опубликованы не позднее, чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров, направленных на отчуждение эмитентом токенов их владельцам.

До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.

Статья 4. Особенности обращения цифровых финансовых активов.

1. Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов. При этом указанные сделки, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах", должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.

2. Сделки по обмену цифровых финансовых активов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляется только путем зачисления или списания цифровых финансовых активов со специального счета, открываемого оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о цифровых финансовых активах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций. Порядок открытия и ведения указанных специальных счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4 … p;popup=Y#

0

2

Биткоин от дилера: почему россияне не купят криптовалюту без посредника

Минфин впервые представил свое официальное видение того, как надо регулировать рынок криптовалют. Покупка и продажа цифровых активов возможна только через биржи и брокеров, а майнинг приравнен к предпринимательской деятельности

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/0/76/755168737380760.jpg
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

В четверг, 25 января, Минфин опубликовал проект закона «О цифровых финансовых активах». Большая часть документа, как и было анонсировано в конце декабря, посвящена требованиям к проведению ICO (Initial Сoin Оffering — первичное размещение токенов). Что касается торговли и добычи криптовалюты, документ предлагает признать майнинг предпринимательской деятельностью и устанавливает возможность купли-продажи монет только через торговые площадки, брокеров, дилеров и форекс-дилеров, имеющих соответствующие лицензии.

Эксперты в целом поддерживают желание властей снизить риски для рынка и отрегулировать отрасль, однако некоторые положения законопроекта вызывают у них скепсис.

Главные идеи из законопроекта Минфина

- Вводятся понятия цифровой транзакции, майнинга, смарт-контракта, токена, криптовалюты, цифрового кошелька и т.д.

- Цифровой финансовый актив признается имуществом. Токены и криптовалюты — видами цифрового финансового актива.

- Оператором обмена цифровых финансовых активов может быть брокер, дилер, форекс-дилер и организатор торговли с соответствующей лицензией.

- Использование криптовалют на территории России в качестве средства платежа не предполагается.

- Майнинг признается предпринимательской деятельностью.

- Вопрос налогообложения майнинга и сделок с криптовалютой в документе не затрагивается.

- Устанавливаются требования к процедуре выпуска токенов, публичной оферте и инвестиционному меморандуму в рамках ICO.

- Выпуск цифровых активов разрешен юрлицам и ИП, у токена может быть только один эмитент.

- Неквалифицированные инвесторы могут приобрести в рамках одного ICO токены на сумму не более 50 тыс. руб.

Разногласия вокруг торговли

Согласно законопроекту, владельцы токенов и криптовалют смогут менять их на другие токены и криптовалюты, а также покупать и продавать их за рубли или валюту «только через оператора обмена цифровых финансовых активов».

Такими операторами могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность форекс-дилера, а также организаторы торговли. При этом организаторы торгов будут работать в соответствии с правилами, зарегистрированными в Центральном банке.

В конце декабря о том, что операции с криптовалютой могли бы совершаться через организации, которые имеют лицензию биржи, говорил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Это могут быть любые товарные биржи, или просто биржи, или центральные контрагенты, или кто угодно, кто имеет такого рода лицензию», — объяснял он.

В пресс-релизе к документу Минфин указывает, что в части торговли криптовалютой у министерства имеются разногласия с Банком России. По мнению ЦБ, обмен цифровых активов на фиатные деньги и иное имущество должен быть разрешен только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования. Минфин отмечает, что сделки с криптовалютами получили широкое распространение и установление законодательного запрета на совершение таких сделок уведет этот рынок в тень.

Пресс-служба Банка России подтвердила, что с Минфином согласованы «все положения законопроекта, за исключением части о возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество». Регулятор считает, что операции с криптовалютами несут в себе риски отмывания преступных доходов. «По мнению Банка России, именно разрешение обменных операций конечному бенефициару криптовалют даст возможность легализовать в том числе сомнительные транзакции, проведенные ранее. Это открывает новые возможности для недобросовестных участников и создает значительные риски для стабильности финансовой системы», — говорится в сообщении регулятора.

Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков поддерживает позицию Минфина. «Инвестиции в криптовалюту — это риск, но его нужно минимизировать хотя бы тем, что люди будут покупать и продавать криптовалюту на официальной площадке, и будет хотя бы гарантия, что их в этом не обманут», — сказал он РБК.

Вопрос о том, как законопроект будет вноситься в Госдуму — через правительство и через депутатов, — еще не решен, сообщил Аксаков. «Скорее всего, через депутатов, чтобы успеть принять его в сроки, указанные президентом (до 1 июля 2018 года. — РБК), — сказал он. — Дискуссия будет продолжена, и при любом порядке внесения законопроекта будет проведено его обсуждение с участием Минфина и ЦБ. Я рассчитываю, что уже в феврале законопроект будет внесен».

Посредники готовы

Биржи с оптимизмом смотрят на возможность организации торгов криптовалютами. «Создание регулируемой системы снизит риски для инвесторов и будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного финансового рынка», — заявили РБК в ассоциации участников финансового рынка «НП РТС», контролирующей Санкт-Петербургскую биржу и электронную систему «Восход».

«Мы готовы организовать торги финансовыми продуктами, на которые существует спрос со стороны участников торгов и их клиентов и которые обеспечивают достаточную юридическую защиту», — сообщили в пресс-службе Московской биржи.

Участники традиционного финансового рынка также позитивно оценивают перспективы централизованной «белой» торговли криптовалютой. «Нелегальный серый рынок криптовалют, который сейчас функционирует через обменники, через незарегистрированные биржи, довольно опасен. При этом комиссии на сером рынке очень высоки, могут составлять 5–15% за транзакцию. Если можно будет со своего банковского счета перечислить средства и купить криптовалюту при невысокой комиссии, на такие легальные операции будет спрос», — заявил РБК аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Криптоэнтузиасты встретили законодательную инициативу более скептически. «Очевидно, что сертифицированные в России обменники и биржи заломят высокие комиссии и пользователи постараются обходить их стороной», — сказал РБК сооснователь поисковой системы на блокчейне BitClave Василий Трофимчук. Кроме того, он полагает, что у государства с малой долей вероятности получится загнать на официальные биржи всех российских участников рынка: «Если кто-то не захочет, заставить его вряд ли получится».

«Безусловно, играя по правилам государства, мы получаем некую стабильность и защиту с точки зрения закона, но не думаю, что криптоэнтузиасты будут рады подобному повороту. У них есть сложившийся алгоритм действий — p2p-механизм (обмен напрямую между участниками. — РБК), который работает на доверии, но работает», — отметил сооснователь криптобанка Wirex Павел Матвеев.

Криптовалютная Россия

Официальной информации о том, какую сумму инвестировали россияне в криптовалюты, нет. По оценке Тимура Нигматуллина, на Россию может приходиться около 5% от всех участников рынка, то есть около 150–300 тыс. активных пользователей, а на сами криптовалюты россияне в течение 2017 года могли потратить 5–15 млрд руб.

Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в конце декабря 2017 года, только 13% россиян предметно интересуются биткоином, 44% считают, что продажа биткоинов в России незаконна.

EY в декабре 2017 года подсчитала, что российские ICO-проекты находятся на втором месте в мире по объемам сборов — $310 млн (данные начиная с 2015 года, страна указана по местонахождению основателя/команды проекта).

Регулирование ICO

В законопроекте Минфина также закрепляются требования к проведению ICO. Компания, выпускающая токены, должна будет раскрыть определенный объем информации, опубликовав оферту и инвестиционный меморандум. В этих документах должны быть раскрыты сведения об эмитенте и его бенефициаре, об органах управления компании, сведения о депозитарии, должны быть описаны основные цели выпуска токенов и права покупателей токенов, указана цена, дата начала размещения, порядок направления оферты, правила ведения реестра транзакций и так далее. До опубликования оферты о выпуске токенов запрещается реклама размещения и предложение токенов потенциальным приобретателям.

В целом это правильный подход, считают эксперты. «Это легализация рынка, и это хорошо. Я думаю, многим организаторам ICO сложно будет исполнять положения закона. Большинство ICO, наверное, процентов 80 — это обычный обман, не имеющий отношения к краудфандингу. Очевидно, что значительная часть мошеннических действий в связи с «обелением» рынка будет сокращена», — считает Нигматуллин.

«Требования к оферте и меморандуму, на мой взгляд, не являются крайне жесткими, добросовестные основатели проектов смогут предоставить информацию, необходимую для составления таких документов», — полагает главный аналитик Tokenbox, портфельный управляющий The Token Fund Игорь Долганов. Основатель группы компаний Blockchain.ru Дмитрий Мацук также считает, что меры, касающиеся ужесточения требований к процедуре ICO, пойдут рынку на пользу. «Сейчас на рынке огромное количество мошеннических проектов, а многие проекты, которые достойны высокой оценки, страдают из-за ненадлежащего оформления и презентации проекта», — полагает он.

Законопроект предусматривает ограничение на объем инвестиций в токены — 50 тыс. руб. для неквалифицированных инвесторов, и это может иметь негативные последствия для рынка, считает Нигматуллин. «Ключевым преимуществом ICO является возможность привлечь средства широкого круга инвесторов. Понятно, что популярность ICO вызывает опасение у регуляторов, однако жесткие ограничения приведут к сокращению рынка», — отмечает он. «Если говорить о сумме 50 тыс. руб. для инвестирования в ICO — это нереализуемо. Вряд ли государство сможет ограничить инвестиции и при этом привлечь в российскую юрисдикцию блокчейн-проекты. Скорее наоборот, это вызовет отторжение у организаторов ICO и основателей стартапов», — считает Долганов.

Авторы: Иван Аношин, Людмила Петухова.

https://www.rbc.ru/money/25/01/2018/5a6 … m=center_3

0

3

ЦБ назвал условие обмена токенов на рубли и валюту

Центробанк выступил против обменных операций с криптовалютами и токенами. При этом он не против возможности привлечения средств в рамках ICO — это можно разрешить, если токены выпущены для привлечения финансирования в России

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/1/45/755168958994451.jpg
Фото: Виктория Вотоновская / ТАСС

Банк России не согласен с предложением Минфина разрешить обращение криптовалют на российских биржах. Об этом говорится в сообщении регулятора, которое поступило в РБК. В ЦБ полагают, что это поможет легализовать сомнительные транзакции.

Минфин в четверг, 25 января, опубликовал проект закона «О цифровых финансовых активах». В нем предполагается, что граждане смогут покупать и продавать криптовалюты и токены только через торговые площадки, брокеров, дилеров и форекс-дилеров, имеющих соответствующие лицензии.

В министерстве отметили, что сделки с криптовалютами получили широкое распространение, и установление законодательного запрета на совершение таких сделок уведет этот рынок в тень и будет стимулировать использование криптовалют «в качестве инструмента для обслуживания нелегального бизнеса, а также легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Но Банк России приводит свои аргументы в пользу запрета оборота криптовалют. «Операции с криптовалютами несут в себе риски отмывания, поскольку даже при идентификации конечного участника невозможно проследить и идентифицировать всю цепочку создания и обращения криптовалюты до ее выхода на площадку обмена», — отмечает пресс-служба. По мнению Банка России, именно разрешение обменных операций конечному бенефициару криптовалют даст возможность легализовать в том числе сомнительные транзакции, проведенные ранее. Это открывает новые возможности для недобросовестных участников и создает значительные риски для стабильности финансовой системы, считает регулятор.

В то же время регулятор не возражает против возможности привлечения средств в рамках ICO (первичное размещение токенов). «Наиболее востребованной услугой в рамках ICO является привлечение инвестирования под эмиссию токенов. В связи с этим Банк России поддерживает возможность обмена токенов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество на обменной площадке уполномоченного оператора только в отношении токенов, выпускаемых в рамках ICO для привлечения финансирования на территории России», — говорится в сообщении Банка России.

Регулятор и ранее часто говорил об опасностях, которые несет в себе рынок криптовалют. В январе президент России Владимир Путин отмечал, что консерватизм Банка России в отношении регулирования криптовалют имеет под собой основания: криптовалюта ничем не обеспечена и не может быть инструментом накопления.

Глава ВТБ Андрей Костин в среду назвал биткоин, самую известную криптовалюту, «фейковой валютой». «Мне он не нравится. Честно говоря, я думаю, что это фейковая валюта. Думаю, правительство не может допустить этот растущий рынок денег, которые выпущены кем-то, кроме правительства. Это было бы достаточно необычно. Поэтому я думаю, что у биткоина нет большого будущего», — сказал банкир.

Автор: Иван Аношин.

https://www.rbc.ru/money/25/01/2018/5a6 … ?from=main

0

4

Не слишком активы

29.01.2018 20:25

Рынок оценил первый законопроект о регулировании криптовалют

Текст: Роман Маркелов

Российская газета - Столичный выпуск №7482 (19)

Положения опубликованного на прошлой неделе законопроекта минфина "О цифровых финансовых активах", определяющего первые контуры регулирования криптовалют в России, вряд ли стоит считать окончательными.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/150/22/94/5p_bit_d_850.jpg
Многие владельцы криптовалюты не готовы передавать свои цифровые активы в управление кому бы то ни было. Фото: Александр Корольков

По мнению представителей рынка, пока он создает только фундамент будущего регулирования и нуждается в обсуждении и доработке. При этом большинству стран в 2018 году придется определиться с отношением к криптовалютам как к явлению.

Минфин разрабатывал законопроект вместе с Банком России (в рамках рабочей группы). Он регулирует привлечение инвестиций с помощью криптовалют - ICO (Initial Coin Offering) и правила их оборота. В частности, дается описание ключевых терминов и явлений рынка.

Так, цифровым финансовым активом признается имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных средств. Права собственности на него удостоверяются через внесение цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам законопроект относит криптовалюты и токены (аналог акций при проведении ICO). Операторами обмена цифровых активов (будут проводить сделки по обмену криптовалют друг на друга или на обычные деньги) смогут стать только юрлица. Майнинг криптовалют признается предпринимательской деятельностью - это означает появление налогообложения на рынке.

Документ предполагает, что эмитент токенов будет публиковать в Интернете публичную оферту, содержащую предложение о приобретении выпускаемых им цифровых жетонов, инвестиционный меморандум и другие документы, связанные с выпуском. Публичная оферта должна содержать, в частности, информацию об эмитенте, его местонахождение, сайт в Интернете. Кроме того, в ней должна быть указана цена токена и порядок ее определения, а также дата начала заключения договоров о приобретении токенов. Вторым этапом выпуска токенов становится заключение договоров (в том числе в форме смарт-контракта), направленных на отчуждение и оплату токенов покупателями.

Законопроект прямо указывает, что неквалифицированные инвесторы (это большинство физлиц - держателей криптовалют) не смогут в рамках одного выпуска купить токенов больше чем на 50 тысяч рублей. Из положений документа следует, что сделки по обмену криптовалют для неквалифицированных инвесторов будут проводиться только через биржи.

Между минфином и Банком России пока остается только одно разногласие по документу. ЦБ поддерживает обмен рублей только на токены во внутрироссийских ICO, а покупка криптовалют за рубли, иностранную валюту или другое имущество понимания регулятора не нашла. Минфин в этом вопросе более либерален.

К концу 2018 года в России и в мире будет наблюдаться разделение криптовалют на легальные и нелегальные

В целом благодаря законопроекту стала понятна позиция властей по отношению к терминологии рынка, плюс в нем подробно расписано, как будут выпускаться токены, говорит основатель блокчейна Universa Александр Бородич. "Из недостающей пока информации стоит отметить неопределенность объемов инвестиций, которые может привлечь компания, проводящая ICO. То, что майнинг истолковывается как предпринимательская деятельность, к сожалению, не исключает проблемы отслеживания добытчиков криптовалюты. Домашние майнеры так и останутся вне закона", - добавляет он.

По мнению регионального директора eToro в России и СНГ Георгия Вербицкого, смысл ограничения участия в ICO 50 тысячами рублей не очень понятен, поскольку он обходится созданием не одного выпуска токенов, а нескольких. Нечеткость законопроекта чревата слабой возможностью контроля его исполнения, что может привести к избирательности наказаний, опасается он.

Законопроект в этом виде будет регулировать только участие российских резидентов в покупке токенов российских ICO, говорит операционный директор платежной системы для крипто- и фиатных платежей VISO Родион Попков. "Да и никому не интересно хранить свои токены у брокера. Многие владельцы криптовалюты идейно не готовы передавать свои цифровые активы в управление кому бы то ни было", - отмечает Попков.

По словам Вербицкого, один из плюсов законопроекта - фиксация общих положений и отсутствие прямых запретов. А по мнению Попкова, включение криптовалют в правовое поле раскроет потенциал самой технологии и обеспечит появление проектов у институциональных игроков финансового рынка. К концу 2018 года как в России, так и в мире будет наблюдаться разделение блокчейнов и криптовалют на работающие полностью в правовом поле и ставшие нелегальными, добавляет аналитик.

Страны, которые создадут дружественный налоговый и правовой режим для блокчейн-проектов, получат преимущество, приток капитала и квалифицированных кадров, полагает Вербицкий. Попков допускает, что запуск новых ICO-проектов может стать новым источником роста для экономик. Но слабым местом криптовалют продолжит оставаться волатильность их курса и восприимчивость к негативным новостям, напоминает Бородич.

Между тем

В Японии хакеры украли со счетов биржи Coincheck криптовалюту NEM на сумму более 530 миллионов долларов США. В результате пострадавшими оказались около 260 тысяч клиентов биржи, а торги другими криптовалютами на этой площадке, за исключением биткоина, приостановили.

Не исключено, что причиной инцидента стало пренебрежение требованиями безопасности со стороны администрации Coincheck. Некоторые эксперты подчеркивают, что биржа расширяла свой бизнес в ущерб соблюдению данных правил. Руководство Coincheck изучает возможность возмещения ущерба пострадавшим. Пока остается неясным, как скоро это произойдет. Между тем аналитики отмечают, что даже в случае возвращения украденных средств в полном объеме, на что крайне сложно рассчитывать, клиенты получат заметно ослабленную криптовалюту, курс которой претерпит изменения.

Японские госорганы уже отреагировали. Национальное агентство финансовых услуг, надзирающее за банковской деятельностью и финансовыми операциями в Японии, объявило о намерении проверить все криптовалютные биржи на территории архипелага. Особое внимание будет уделено соблюдению требований безопасности при проведении операций с криптовалютами.

Надзорный орган обязал Coincheck к 13 февраля подготовить подробный отчет о случившемся, а также изложить перечень принятых мер во избежание повторения инцидента. Регулятору также предстоит подтвердить наличие необходимых средств у биржи, которые пойдут на возмещение нанесенного пострадавшим ущерба. Сообщается, что агентство ранее уже обращало внимание Coincheck на состояние системы безопасности в отношении другой криптовалюты. В частности, указывалось на то, что имеющимися недостатками могут воспользоваться террористы, которые могут использовать эту площадку для отмывания средств. Однако биржа не смогла оперативно отреагировать на сигнал со стороны регулятора, в том числе в связи с нехваткой квалифицированного персонала и необходимых технологий.

Крупная кража криптовалюты заставила специалистов всерьез задуматься о будущем криптовалют, которые в последнее время стали особенно популярными в молодежной среде. Тема их оборота может стать предметом обсуждения на встрече глав финансовых ведомств и центробанков стран G20, которая пройдет в марте в Аргентине.

Тем временем, первое в своем роде криптоограбление произошло в Великобритании. Само нападение было вполне традиционным, а вот объектом вымогательства злоумышленников стали биткоины. Как сообщает портал Evening Standard, в небольшом городе Молсфорд вооруженные преступники ворвались в дом руководителя компании по трейдингу криптовалютами и угрозами заставили его перевести биткоины на свой счет. Сумма не уточняется.

Преступники угрожали 30-летнему Дэнни Эстону оружием, держали его на мушке, связали супругу, а ребенка положили в коляску и вывезли во двор.

Подготовили Александр Ленин, Игорь Дунаевский

https://rg.ru/2018/01/29/rynok-ocenil-p … aliut.html

0

5

Правительство поддержало законопроект о цифровых финансовых активах

21.04.2018 10:52

Текст: Тарас Фомченков

Кабинет министров поддержал законопроект о цифровых финансовых активах с учетом списка необходимых доработок. Официальный отзыв опубликован на сайте правительства.

В нем, в частности, обращается внимание на необходимость уточнения понятия "майнинг", не привязывая его только к энергопотребению. Также предлагается дополнить определения понятий "токен" и "криптовалюта" таким образом, чтобы стало более понятным их соотношение между собой.

Отзыв также констатирует неоправданность ограничений, которые законопроект налагает на резидентов РФ с точки зрения их инвестиций в зарубежные цифровые активы.

Также "правительство считает целесообразным дополнительно урегулировать вопрос, связанный с правом иностранных инвесторов перечислять криптовалюты на кошелек эмитента в обмен на токены российского эмитента. Подобная мера позволит повысить инвестиционную привлекательность российских проектов", - говорится в официальном отзыве кабинета министров.

https://rg.ru/2018/04/21/pravitelstvo-p … tivah.html

0

6

Права на блокчейне: что в России будет считаться финансовым криптоактивом

В Госдуме учли пожелания бизнеса и изменили формулировку в новой версии законопроекта. Теперь под цифровыми финансовыми активами понимаются любые права, оформленные через блокчейн, а не только ценные бумаги и денежные требования

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/5/39/755478009918395.jpeg
Фото: Kin Cheung / Reuters

В законопроекте о регулировании криптоиндустрии в России, который готовится к рассмотрению в Госдуме во втором чтении, изменили определение цифровых финансовых активов (ЦФА), расширив таким образом сферу их применения. Об этом сообщил РБК глава комитета нижней палаты по финрынку Анатолий Аксаков.

Согласно документу теперь цифровыми финансовыми активами признаются обязательственные и иные права, тогда как ноябрьская версия законопроекта относила к ЦФА только права, удостоверяющие денежные требования, и права по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным с использованием блокчейна.

Новое определение ЦФА

«Цифровыми финансовыми активами признаются обязательственные и иные права, включая денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске и порядке, установленных настоящим федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационной системе на основе распределенного реестра».

Ожидается, что законопроект о ЦФА будет принят Госдумой в феврале, в настоящее время документ находится на согласовании в администрации президента, рассказал Анатолий Аксаков на Гайдаровском форуме. «По цифровым активам в принципе уже положительное решение есть», — отметил он.

Что это значит для рынка

Президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Припачкин сказал, что в данной формулировке были учтены пожелания РАКИБ. По его мнению, ЦФА, выпущенные под обязательственные права, в том числе должны упростить токенизацию бизнеса.

Новая формулировка существенно расширила круг объектов, на которые могут выпускаться ЦФА, считает руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев. «Обязательственные права в данном контексте включают права, возникающие из договорных и, как мы полагаем, корпоративных правоотношений», — объясняет он.

«Фактически под цифровым финансовым активом исходя из данных формулировок следует понимать любое имущество, переведенное в цифровой вид», — говорит член экспертного совета Госдумы, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов. То есть криптовалюты и токены являются одной из разновидностей таких активов. Например, в токены могут быть зашиты записи о владении недвижимым имуществом, созданные с применением блокчейна, банковские гарантии, аккредитивы, акции.

Наличие обязательственных прав говорит о том, что основной акцент в законе сделан на токенах и вся криптоэкономика будет сводиться к обороту цифровых форм ценных бумаг, считает глава лаборатории Legal Lab в центре блокчейн-компетенций ВЭБа Элина Сидоренко. При этом «компании смогут выпускать абсолютно любые права на специальных информационных платформах (цифровые акции, эмиссионные ценные бумаги, цифровые аукционы, цифровые облигации и т.д.)».

Как считает руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев, формулировка ЦФА стала полной и соответствующей правовой действительности. Это будет применимо, например, для краудфандинговых платформ и смарт-контрактов. Законопроект даст основу для развития смарт-контрактов, и «в итоге все договоры из бумаги перейдут в цифру», отмечает Зайцев.

Условия неопределенности

В то же время принятие закона с такой формулировкой создает неопределенность и потребует изменений в других правовых актах.

«Вся суть заключается в том, что в технологии блокчейн без токенизации (результат наличия цифровой записи) не обойтись, при этом в токен может быть зашито право владения совершенно любым имуществом», — говорит Куликов. Учитывая такое мультиформатное применение технологии, с принятием соответствующего закона возникает множество вопросов, так как он затрагивает практически все аспекты, связанные с правом владения и собственности. «Необходимо проработать все возможные последствия его принятия для смежных нормативно-правовых актов», — указал Куликов.

По мнению Толкачева, предложенная формулировка может толковаться ограничительно. Например, считает он, возникает вопрос о возможности токенизации долей в ООО, неэмиссионных ценных бумаг. «Конечно, их можно подтянуть до обязательственных прав и денежных требований, однако на практике может возникнуть излишний консерватизм, несмотря на наличие слова «включая», которое говорит о незакрытом характере того, что признается ЦФА», — отмечает глава блокчейн-интегратора.

Обязательственные права уравнивают ценные бумаги и договорные обязательства, последние не могут относиться к ценным бумагам, объяснила Сидоренко. Она опасается, что в результате этого возникнет конфликт режимов оборота. «Получается, что правовые режимы цифровых ценных бумаг и, например, цифровой транспортной карты совпадают. Поэтому необходимо либо упростить регулирование ценных бумаг, либо ужесточить договорные отношения», — резюмировала она.

Автор: Евгения Чернышова.

https://www.rbc.ru/finances/18/01/2019/ … =center_13

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » БЛОКЧЕЙН И ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ » Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»