«Нас скоро всех оцифруют, какое там будет прайваси?»
© АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВ
АВТОР РБК СТИЛЬ
30 НОЯБРЯ 2017
РБК и Henderson рассказывают о новаторах нашего времени. Герои покоряют мир, а Henderson демонстрирует, как легко решить вопрос гардероба и сосредоточиться на работе.
Михаил Иванов — генеральный директор инновационного стартапа NTechLab. Прежде чем возглавить компанию, специализирующуюся на технологии распознавания лиц, Иванов в должности технического директора возглавлял IT-направление в ТАСС, где провел инфраструктурные преобразования, модернизировал информационные системы, реформировал кадровый состав IT и вывел технологии агентства на современный уровень. Также в резюме Михаила Иванова – руководство IT-службами крупных компаний, таких как «Металлоинвест» и «Русагро».
— Насколько я понимаю, специалисты вашей компании научились распознавать лица не только на фотографиях, но и на видео?
— Совершенно верно.
— Выходит, теперь любая камера видеонаблюдения сможет не только записывать происходящее, но и сохранять персональную информацию о том, кто, когда и куда пришел?
— Для этого должна быть подключена соответствующая система. Но для начала у каждой камеры есть владелец, который становится обладателем зафиксированных данных. Камера в магазине принадлежит самому магазину. Ей пользуются сотрудники службы безопасности, доступ к информации есть и у продавцов. А есть камера городского видеонаблюдения, которая используется для широкого круга сценариев, контроля вывоза мусора например. Или чтобы понять, убирают в вашем дворе снег или нет.
— Технология выглядит с одной стороны привлекательно, с другой — опасно. Фактически камера будет фиксировать в условный документ информацию о перемещениях конкретного человека...
— Думаю, что в конечном счете так и будет, и это позволит людям, занимающимся нашей безопасностью, делать свою работу более эффективно. Собственно говоря, уже сейчас многие камеры позволяют определить пол, возраст человека, и я не вижу в этом никакой большой проблемы. Следить всегда и за всеми — это какая-то титаническая задача, которую, на мой взгляд, вряд ли кто-то когда-то решит. Она требует огромного количества вычислительных мощностей и ресурсов, и не очень понятна целесообразность.
— Контроль всех и вся!
— О вас и так известно гораздо больше, чем вы думаете. Вы пользуетесь смартфоном, выходите в интернет и регистрируетесь в социальных сетях. Ваша сим-карта была приобретена по удостоверению личности, и все действия через мобильный телефон фиксируются как ваши, а включенная геолокация и вовсе позволяет отследить, куда и как часто вы ходите.
Если человек террорист и пытается специально запутать следы, допустим, не пользуясь телефоном, то как раз камеры видеонаблюдения помогут правоохранительным органам его найти. Безопасность — неотъемлемое право человека, а города — это места скопления людей, где уровень террористической опасности значительно выше, чем в деревне. В ближайшем будущем 80-85% населения будут жить в городах, где людям хочется спокойно доехать из дома на работу, встретиться с друзьями и не стать жертвой преступника.
На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, синий плащ, ремень и обувь — всё Henderson.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВ
Больше идей для осенне-зимнего гардероба — на сайте Henderson.
— То есть вам комфортно понимать, что вы живете в городе, где все следят за всеми?
— Все не следят за всеми! А если кто-то за вами лично захочет следить, он и так это сделает. Найти вас в социальных сетях легко, вы там публикуете свои фотографии — изучай не хочу. Мы живем в обществе, где нужно пересматривать понятие прайваси. Для меня не существует в данном случае никакой этической проблемы, если вы представляете интерес для правоохранительных органов, они в любом случае вас найдут. Нельзя подходить к понятию частной жизни с точки зрения наших родителей, которых разыскать можно было только через адресный стол, да и то не всегда. (С иронией) Мы живем в цифровой век, нас скоро всех оцифруют, и мы окажемся в матрице, какое там будет прайваси? У меня, например, товарищ сам себя чипировал. Он открывает двери квартиры и машины чипом в своей ладони. Чип программируемый, то есть туда можно хоть карту «Тройка» загнать. И многие воспринимают это драматично: как же так, чип в руке! А ведь это здорово, это прикольно. Все уже активно пользуются Apple Pay, и ничего, нет в этом катастрофы. Если можно платить телефоном, почему нельзя платить ладонью? По-моему, мир становится лучше и интереснее, удобнее и безопаснее для конкретного человека.
— Предлагаю вернуться к вашей компании. Вы выделяете ритейл в качестве одного из ключевых клиентов вашей технологии. Почему именно ритейл?
— После того как в 2015 году оказалось, что мы умеем распознавать лица лучше, чем, пожалуй, все на свете, мы получили огромное количество запросов. Несколько сотен буквально в течение пары месяцев, что дало нам достаточно выпуклую, объемную картину рынка. Ритейл работает с относительно небольшими базами данных, будь то выборка клиентов или целевая группа, десять-двадцать тысяч, максимум пятьдесят, а ведь реальный покупательский поток в разы больше. Мало кто работает с камерами, которые фиксируют его целиком. И этих людей стоит знать в лицо. Но как различать? Ведь много похожих лиц, особенно в кадрах движения.
Технология позволяет считывать уникальные черты каждого лица, те, что делают человека исключительным. Плюс нашего алгоритма в том, что мы научились распознавать лица максимально точно. Где это используется? В системах общественного видеонаблюдения для осуществления мер безопасности, в ритейле. Например, если посмотрите отчетность любой сети, вы увидите информацию о потерях от краж. Вроде бы один воришка — это немного, украл йогурт с полки. Но если таких людей будет сорок-пятьдесят в день, для ритейла это уже существенно, особенно когда речь идет не о йогурте с полки, а о какой-нибудь электронике. Поэтому самое важное — это контроль тех, кто заходит в магазин. Каждый входящий автоматически сравнивается с базой преступников, которая формируется у ритейлеров.
— То есть человек из базы, потенциальный вор, входит в магазин — и тут же на охране срабатывает некий сигнал?
— Именно так. У вас есть охранник в магазине, он не сможет постоянно ходить и контролировать тысячу квадратных метров. Продавцам за ворами тоже следить не особенно интересно, у них другие проблемы. А вот когда появляется человек потенциально опасный, можно проследить конкретно за ним.
— А что с презумпцией невиновности? Человек заходит в магазин за булкой и сразу оказывается под подозрением. Ведь неизвестно, пришел ли он с целью украсть или нет. Может быть, он завязал с этим.
— Любой охранник в магазине следит за тем, чтобы не воровали, то есть он заранее подозревает всех людей, кто заходит. У него задача такая. Однако отследить перемещения десятков людей одновременно он не может, а здесь мы даем ему подсказку: обрати внимание на этого конкретного человека. И, надо признаться, система работает: буквально за руку были пойманы десятки магазинных воришек.
— То есть эта технология продана и внедрена?
— В качестве пилотных проектов, да. Кроме «плохих» покупателей есть еще «хорошие». Вы заходите в магазин, максимум, что вам скажут: «Здравствуйте, чем я могу вам помочь?». Это здорово, но в целом не адресно. Если я участник программы лояльности, то имею невероятное количество карточек, которые предъявить могу только на кассе. Магазин обо мне ничего не знает, пока я не совершу покупку. А ведь информация обо мне у магазина есть, история покупок известна, то есть продавцы могут сразу понять, насколько я ценный покупатель, и окружить вниманием, повышая конверсию и стоимость чека.
Узнавание клиента помогает ритейлеру вести свой бизнес более эффективно. В офлайн-магазинах, в отличие от онлайновых, почти невозможно точно проследить вектор перемещения покупателей. В онлайн-магазине фиксируется, как покупатель переходит по ссылкам. Технология распознавания лиц позволяет дать точнейшую аналитику, кто и как посещает торговую точку, кто зашел и вышел без покупки, какие группы покупателей какие отделы посещают. Сейчас в магазинах пользуются счетчиками посещаемости, это не интеллектуальное устройство, и оно считает каждого прошедшего. Охранник два раза прошел туда-сюда, и его посчитали как трафик. Если это небольшой магазин с посещаемостью в сто человек в день, то трижды посчитанный охранник и дважды вышедший покурить продавец — уже серьезная погрешность в статистике. При технологии распознавания лиц статистика точнее. Иногда в магазин приходят семьями, и требуется уже другая аналитика. Счетчик определит каждого члена семьи отдельно, но по факту это будет один покупатель с другой моделью покупки. Наша технология позволяет подходить к маркетингу более дифференцированно.
На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, бордовый галстук — всё Henderson.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВ
— Спецслужбы интересовались вашей разработкой или вы в основном работаете с гражданскими организациями?
— Алгоритм универсален, он может использоваться где угодно и как угодно. Сами спецслужбы такими вещами не очень-то занимаются. Есть компании, интеграторы, которые используют решения в тех или иных отраслях.
— А может ли обмануть вашу систему яркий макияж, борода, очки?
— Технология очень устойчива к изменению ракурса, освещенности, бороде, усам, очкам, возрастным изменениям. Даже шапку можете надвинуть на глаза, всё равно вас узнаем.
— А латексный нос?
— У вас же кроме носа еще есть какие-то характерные черты. Система вас может узнать и с латексным носом, и даже если половину лица закроете.
— Сколько процентов лица должно быть не изменено, чтобы программа его узнала?
— Даже если лицо будет закрыто полностью, существует вероятность, что по каким-то данным, по овалу лица например, система вас распознает. Естественно, чем четче видно лицо, тем лучше распознавание, это понятно. Однако если вы наденете солнечные очки, программе это не помешает вас узнать.
— Вы активно пиарите технологию, в том числе внедряли ее на детском фестивале в качестве аттракциона. Что это был за опыт?
— Как я говорил, в какой-то момент мы получили очень большое количество запросов на нашу технологию. Одни были разумные, другие жуткие, третьи смешные и забавные. Например, внедрить технологию в парках аттракционов. Вы скачиваете приложение, делаете селфи, а затем отправляетесь гулять по парку. И пока вы катаетесь на американских горках, все фотографии с вашим изображением тут же отправляются вам на смартфон. Вы можете выбрать понравившиеся кадры и приобрести. То есть наша разработка может использоваться и в развлекательной индустрии. В том числе для организации мероприятий, когда вы заранее зарегистрировались, и уже на входе система просто узнает ваше лицо и пропустит без всяких билетов.
Сумасшедшая конверсия была у нашего сервиса на фестивале Alfa Future People, им воспользовались более пятнадцати тысяч человек. Фото, сделанные профессиональными фотографами, приходили участникам фестиваля в соцсеть «ВКонтакте». Нужно было заранее отправить чат-боту свое селфи, он запоминал вашу внешность и распознавал конкретных людей на кадрах.
— До NTechLab вы работали в ТАСС. Как вы думаете, технология распознавания лиц может применяться в медиа?
— Конечно, может. Во-первых, это разметка архивного видео. Телеканалы хранят огромное количество видеоконтента, а вам, например, нужно найти видеоролики с участием губернатора. Открываете список маркеров-персон и тут же получаете все ролики, где есть искомый человек. Не потребуется отсматривать видео часами. Во-вторых, работа с фотоархивом. Масштабный фотоархив — это проблема, часто сотрудники не знают, кто запечатлен на тех или иных фотографиях. Можно создать базу и категоризировать все.
— Давайте немного поговорим о стиле бизнесмена. Фактически вы своим лицом продаете новую технологию...
— (Смеется.) Я рассчитываю, что все-таки мозгами.
На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, синий плащ, ремень и обувь — всё Henderson.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВ
— Я о том, что вы часто даете интервью, выступаете на публике. Выходит, что имидж вашей технологии так или иначе связан с вашим персональным имиджем. Как должен выглядеть руководитель высокотехнологичной компании, на ваш взгляд?
— Он может выглядеть очень по-разному.
— Вот прямо сейчас вы в футболке, но на всех ваших фото и видео вы в костюме.
— Да, здесь есть некоторый диссонанс. Атмосфера стартапа не предполагает определенного стиля в одежде. У нас сотрудники ходят в шортах, майках, сандалиях, приезжают на ретро-самокатах на работу. Такая «казацкая вольница». Кто-то может из дома поработать, кто-то в офис приходит. С другой стороны, я встречаюсь с представителями государственных организаций, с руководителями крупных компаний, поэтому нужно одеваться так, чтобы тебя и здесь не воспринимали как чужака, и там принимали за своего.
— В офисе вы без костюма?
— Если нет встреч, я одет менее формально. Тем не менее костюм у меня есть, и неплохой. Когда нужно, я надеваю его, и галстуков у меня немало. Меня эта одежда не стесняет, потому что до этого я десять лет костюмы исправно носил каждый день.
— У стартап-бизнесмена может быть отпуск?
— Мне кажется, что отпуск должен быть. Ну, не может человек работать 365 дней в году 24 часа. У всех есть семьи, которые хотят с тобой проводить время, у детей — каникулы. Другое дело, что отпуск у нас — это не отпуск, как у клерка в организации. Его мы проводим с ноутбуком — нельзя выключиться из процесса. Ты просто находишься в другом месте и чуть-чуть меньше работаешь. Вот что такое отпуск. Основная фишка стартапа — это огромное количество проблем, которые нужно решать в режиме нон-стоп, бизнес претерпевает постоянные изменения.
— Какие качества нужны для того, чтобы запустить инновационный бизнес?
— Нужно быть профессионалом в области менеджмента. Все равно вы работаете не с технологией, а с людьми. Если вы понимаете, как их мотивировать, чем они живут и дышат, что им интересно, а что нет, они будут у вас работать. Если вы понимаете это лучше других, то у вас будут работать лучшие люди, и именно они — залог вашего успеха!
Фото: Алексей Константинов, стиль: Анна Сенина, MUA & Hair: Natasha Yong