Платежки ЖКХ очистят от рекламы
Поправки к закону «О рекламе», запрещающие размещать рекламу на квитанциях, депутаты Госдумы одобрили в окончательном чтении
Фото: Антон Вергун/ТАСС
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о запрете на размещение рекламы на платежных документах для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на оборотной стороне таких документов. Зачем это было сделано, объясняет член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Торощин:
Игорь Торощин
член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству«Мы в первую очередь хотели сделать все унифицированно, для всей страны сразу, иначе в субъектах были бы вынуждены принимать именно на своем законодательном уровне и в некоторых субъектах, может быть, этого и не произошло бы. Мы приняли закон «О рекламе», это едино для всей страны, но по сей день в федеральном законе «О рекламе» не было регламентированного прямого запрета на рекламу в платежных документах. Также в законе говорилось лишь о том, какая информация должна присутствовать в квитанциях: сведения о плательщике, поставщике услуг, расчете стоимости услуг за ЖКХ, перерасчетах и так далее. Но чересчур предприимчивые граждане и организации решили: то, что не запрещено законом, по факту разрешено. Дошло даже до того, что обязательные сведения печатаются микроскопическим шрифтом, только под лупой можно рассмотреть, а значительная часть площади платежки идет для рекламных объявлений. Но имеется и судебная практика, согласно которой размещение рекламы на квитанциях за услуги ЖКХ, в том числе на оборотной стороне, признано все же противоречащим законодательным нормам о рекламе, а суды различных инстанций принимали решения, что информация такого рода могла быть допустима лишь в случаях, если между потребителем и поставщиком коммунальных услуг был заключен соответствующий договор, оформленный в письменном виде. А далеко не каждый гражданин в состоянии бегать лично по судам и отстаивать свое право на недопущение рекламы в своих платежных документах».
На сайтах агентств, размещающих рекламу на платежках, можно прочитать, что им доверяют Сбербанк, «Магнит», «Дикси», банк «Русский стандарт», «Инвитро», СОГАЗ, «Комус», Coral Travel и другие. Действительно ли так эффективен этот рекламный носитель?
Николай Казанцев
директор компании Rich PR«Я думаю, что такая реклама была крайне низкоэффективной, потому что, во-первых, есть довольно большой пласт людей, которые в принципе не получают эти платежки, оплачивают все через интернет, а когда видят их в своем почтовом ящике, скорее всего, выбрасывают, не глядя. Второй момент — это достаточно негативный контекст: когда людям присылают счета за ЖКХ, особенно если они составляют достаточно большую часть от дохода семьи, то никого эти счета особо не радуют, а то, что на обороте написано, тем более. Идет прямая ассоциация с этим негативным моментом. В маркетинге такой вид рекламы называется «ковровые бомбардировки», когда ни на кого конкретного, ни на какую целевую группу эта реклама не нацелена, а получают ее абсолютно все. Даже если одно размещение стоит, условно говоря, от рубля до трех с половиной рублей, так как оно ни на кого не нацелено, это будет очень много. Эта реклама крайне низкоэффективна, расходы на нее достаточно большие, а выхлоп минимальный. Поэтому смысла в такой рекламе я лично вообще не вижу никакого».
В управляющих компаниях эффективности от такой рекламы тоже не видят.
Андрей Кузнецов
глава группы компаний «Маторин»«К сожалению, пока еще далеко не все платят онлайн и привыкли привязывать к картам платежи, все-таки достаточно много еще платят по квитанциям. Другое дело, что мы уже давно привыкли из своих ящиков выгребать макулатуру, даже не читая. Соответственно, место размещения рекламы на ЕПД (единый платежный инструмент. — Business FM) мы тоже хорошо знаем, и мы их просто не читаем. Наша практика показывает, что если кого-то рекламировать, то только бесплатно, потому что платить за это никто не будет или будет не очень много. Эффективности с этого немного. Мы, например, в своей работе это пространство чаще используем для того, чтобы о чем-то проинформировать собственников, не обременяем его рекламой, чтобы у людей не было отвращения к оборотной стороне, чтобы они всегда могли прочитать какую-то полезную информацию. Кого это могло сильно достать, я не понимаю».
Теперь поправкам о запрете рекламы на платежках предстоит пройти чтение в Совете Федерации, после чего его подписывает президент. Закон вступит в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.