«Мусорная проблема» Подмосковья, которую не выкинешь на свалку
Подмосковье очищают от свалок: закрыт очередной мусорный полигон. Это «Царево» в Пушкинском районе. Закрывать свалки — это нужно и правильно, говорят эксперты. Однако «воз с мусором» и ныне там
Вид на территорию полигона ТБО «Царево» (ОАО «Экопром») в Пушкинском районе. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
В Подмосковье закрыли очередной мусорный полигон — «Царево». Он находился в Пушкинском районе. Решение о закрытии свалки принято из-за многочисленных нарушений при эксплуатации и жалоб местных жителей.
Мусоропотоки с полигона «Царево» будут перенаправлены в Ногинский район, на полигон «Тимохово». Еще в 1980-х годах прошлого века эта свалка была организована для промышленных отходов, но позднее она переросла в свалку чего угодно, в том числе бытовых отходов. Особенно разрослась в 1990-е годы, когда вывоз мусора стал доходным бизнесом. Ранее в июне этого года сюда также начали возить отходы с Кучинского полигона в связи с его шумным закрытием.
Владимир Кузнецов
гендиректор компании «Экоминус»«Все, что касается московского региона, Москвы и области, то здесь ситуация критическая. Сейчас наши мусоровывозящие компании должны сформировать тарифы на вывоз для многоквартирных домов, то есть для жителей. И сделать это они практически не могут только из-за того, что они не знают, куда же им придется возить. Хотя у этих организаций уже скоро пятый год как записано, что они за это время должны были сами создать мощности по переработке, но этим они не занимались. Они просто осваивали деньги. Поэтому сейчас цены на вывоз мусора гуляют от 350 рублей до 1 500 рублей по юридическим лицам. Это касается, в основном, Центрального округа. Еще страшней ситуация с тем, что никто из порядка 15 ведомств, которые имеют около 90 полномочий в этой сфере, никто не может взять на себя ответственность по разрешению этой ситуации. «Царево» закрыли, ну, закроют этот, повезем дальше, и будет тариф больше. Хорошо только, потому что мусоровывозящая компания живет от объемов и от тонны-километров, и прибыль у нее формируется от этого. Чем больше будет стоимость вывоза, тем больше маржа будет. Плохо? Мы в такой ситуации уже, наверное, лет 20. Но только сейчас она более критичная. И с кого спрашивать, к сожалению, это беда не только с мусором такая».
Еще в декабре 2014 года федеральный закон об отходах претерпел серьезные изменения. Там фактически была прописана технологическая иерархия. И если бы ее начали исполнять, то за три года ситуация с мусором изменилась бы кардинально. Но, как оказалось, за три года ничего не сделано, и мало того, не планируется ничего делать и в дальнейшем.
Алексей Киселев
руководитель токсической программы «Гринпис России»«Сейчас мы фактически расхлебываем последствия многолетнего ничегонеделания для того, чтобы проблему отходов решить. То есть закрытие полигонов по Подмосковью — это программа, которая вполне адекватна. Беда в том, что она ни к чему не приведет, к сожалению, потому что закрывать полигон — это нужно и правильно, но одновременно нужно делать так, чтобы отходов было меньше, а здесь никакой работы не проводится. Простой вопрос — а как выкручиваться дальше? Потому что я не вижу, чтобы был создан какой-то чрезвычайный штаб или сделаны какие-то подвижки, в принципе, в регионах и на уровне федерации для того, чтобы проблему отходов решать. Просто ничего не происходит. Закрываются полигоны где-то там. Перспектива в этом смысле крайне печальна. Мы очень много общаемся, последний, наверное, год-полгода с лицами разного уровня власти: и федерального, и регионального, и я ответственно заявляю, что там нет, в принципе, понимания, в чем суть изменения законодательства. И что вообще-то закон для того, чтобы его исполнять, они просто не понимают, что они должны делать. Здесь надо как-то на самом-самом верхнем уровне вмешиваться и просто объяснять, что случилось. Думали сначала все, что проблема-то в нашем населении, проблема в природопользователях и так далее. Выяснилось, что нет. Проблема вообще-то в головах тех, кто должен исполнять и решать проблему, то есть тех, кого мы как народ наняли для того, чтобы мусора не было».
Полигон «Царево» стал четвертой крупной свалкой, закрытой в Подмосковье с начала года, до него прекратили работу полигоны «Каурцево», «Кучино» и «Кулаковский». Всего за последние четыре года в регионе закрылись 24 свалки из 39. Вместо них должны быть построены мусороперерабатывающие заводы.