Около трех миллионов россиян останутся без работы — их заменят новыми технологиями

Такой неутешительный прогноз сделал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. По его словам, под сокращения, скорее всего, попадут женщины в возрасте 45-55 лет

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/10/28/women.jpg
Фото: depositphotos.com

Обновлено в 19:03

В России в ближайшее время могут остаться без работы около трех миллионов человек. Об этом заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

По его словам, речь идет о бухгалтерах, юристах, административных работниках, в основном женщинах в возрасте 45-55 лет. Эта категория очень тяжела, с точки зрения новых навыков образования, новых моделей, сказал глава ведомства. Они будут не востребованы, их заменят новыми информационными технологиями, добавил Абызов. Он признал, что сейчас у государства нет инструментов и механизмов, которые бы решили эту проблему, это надо делать вместе с крупными компаниями.

Основатель HR-сервиса «Антирабство» Алена Владимирская согласна с тем, что ситуация сложная, но цифра по безработным преувеличена.

Алена Владимирская
основатель HR-сервиса «Антирабство»

«Цифры будут значительно меньше. Это связано с тем, что мы в этом смысле, к счастью, для этих людей не очень технологически продвинутая страна, поэтому история про то, что мы очень быстро введем автоматизацию, нет, на самом деле, так не будет. Действительно, риск есть. Это плохая история. Сокращения будут и большие — это плохая история. Но хорошая история, что, на самом деле, это не произойдет так быстро, как это кажется, поэтому у людей есть возможность доучиться, переучиться. В общем, что мы, собственно, в «Антирабстве» делаем — помогаем обрести какую-то новую профессию. Или второй вариант — поднять уровень своей компетенции в существующей профессии до того экспертного уровня. Поэтому, конечно, ситуация, еще раз повторю, тяжелая, но совсем не настолько критичная, насколько сейчас звучит из этих источников. Вы знаете, мы, на самом деле, в «Антирабстве» не видим, что женщины 45-55 лет — это сложная категория для обучения. Это определенный снобизм. Дело в том, что она сложна до того момента, пока люди не понимают, что они, действительно, всерьез начинают терять работу. Если они начинают это понимать, они учатся очень спокойно, уверенно и хорошо. Единственная мотивация взрослого человека, чтобы учиться — это, соответственно, его внутренняя мотивация. Как только человек это понимает, все становится очень хорошо. В панику впадать не надо, потому что, в любом случае, паника — это совершенно неконструктивная штука. А вот понять, что ты должен сделать: либо искать новую профессию, либо дообучаться существующей профессии, повышать свой экспертный уровень — это своя личная история. Ты должен понять, чего ты, собственно, будешь делать».

Президент рекрутингового портала SUPERJOB.ru Алексей Захаров считает, что список профессий, которые пострадают от развития современных технологий, куда больше. Единственный выход — постоянно учиться.

Алексей Захаров
президент рекрутингового портала SUPERJOB.ru

«По некоторым прогнозам, в течение десяти лет только в транспортной отрасли работу могут потерять безвозвратно более двух миллионов человек — практически все водители такси, практически все дальнобойщики — роботизация коснется всех и каждого. И, в общем, кто не учится, тот будет жить на пособие по безработице до конца жизни. Это касается не только рабочих специальностей, но и, например, врачей очень многих. Если врач-терапевт через десять лет потеряет работу, обычной, средней квалификации, он ее никогда в жизни больше не найдет никакую. Тем, кому сейчас 45-50, я думаю, что они вполне себе могут успеть досидеть до пенсии. И водители, и терапевты обычные, и бухгалтера. А вот тот, кто сегодня думает пойти в водители или пойти в обычные бухгалтера, надо очень сильно задуматься, стоит ли туда идти, потому что до пенсии может не хватить. И, скорей всего, не хватит. Тут ситуация и у нас, и во всем мире следующая — за последние сто лет никто не смог на десять лет вперед угадать, какие профессии будут сверхвостребованы, поэтому речь идет о том, что не только вуз, а, в первую очередь, школа, даже еще до школы, семья, должны дать молодому человеку навыки обучения постоянного. Никто этого пока не умеет. Я бы сказал, что идти нужно туда, к чему лежит душа, но при этом быть готовым обучаться беспрерывно всю жизнь. Речь идет о том, что человек начинает учиться, родившись, и этот процесс не заканчивается никогда. Если, скажем, 20-30 лет назад человек мог закончить вуз, и, в принципе, знаний, полученных в вузе, ему бы хватило на всю жизнь, то теперь, особенно в самых передовых отраслях, знания устаревают раз в три-пять лет».

Как развитие современных технологий влияет на рынок труда в Европе?

Александр Гусев
директор Института стратегического планирования и прогнозирования

«Что касается Европы и роботизации рабочих мест, то, безусловно, это имеет место быть. Во многих особенно развитых европейских странах, конечно, в Федеративной Республике Германии, в Великобритании, во Франции, в Италии роботизация все активнее внедряется в систему производства. Достаточно большой процент роботизации в таких отраслях, как химическая промышленность, в автомобилестроении, в самолетостроении, но есть отрасли, где, конечно, роботизацию ввести достаточно сложно. Это касается, прежде всего, агропромышленного комплекса или сельского хозяйства, как мы говорим. Там рабочий труд достаточно высок. Но, тем не менее, допустим, в сельском хозяйстве Западной Германии достаточно высок уровень безработицы, потому что идет плановое сокращение посевных площадей. Это связано с тем, что рынок Европы практически весь квотирован. И здесь многие страны сейчас сокращают посевные площади. В Европе достаточно высок процент получения людьми второго образования. Если говорить о Франции, то этот уровень высок и исчисляется примерно 60%. Люди, которые потеряли работу, как правило, вот 60% этих людей субсидирует государство. Во-первых, выплачивает им пособие соответствующее и заставляет учиться. Они получают второе образование, более приближенное к жизни, что называется. Если говорить о Германии, то там процент несколько ниже, но тем не менее».

На этой неделе The Boston Consulting Group опубликовала доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». В документе говорилось, что к 2025 году дефицит кадров, занимающихся аналитической и творческой работой, составит более десяти миллионов человек. При этом столько же людей в России могут оказаться невостребованными, сообщалось в исследовании.

https://www.bfm.ru/news/368666