Неудачи на собеседованиях: HR-специалисты комментируют реальные истории

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/960x620_crop/media/img/4/37/755082566046374.jpg

Автор Маргарита Дорошевич  Cегодня 11:05

Pink попросил людей разных профессий рассказать о своих самых провальных собеседованиях с работодателями, а специалистов по найму прокомментировать эти истории, оценить серьезность каждой из ошибок и дать советы, как не попасться в те же ловушки.

В Интернете можно найти массу рекомендаций на тему того, как успешно пройти интервью. На деле беседа часто идет по неожиданному сценарию. Или же мы думаем, что делаем все правильно, а затем удивляемся отказу.

«Предупредила о частых больничных»

Екатерина, SMM-менеджер (Москва): «Когда ребенку исполнилось 4 года и мы отдали его в детский сад, я поняла, что насиделась дома и пора в офис. Сходила на несколько собеседований и везде честно призналась, что ребенок часто болеет (при этом уточнила, что с ним готова сидеть бабушка). Не хотелось скрывать этот факт: я знала, что буду вынуждена иногда брать больничный. Ни из одной компании не перезвонили, поэтому продолжаю подрабатывать на фрилансе из дома. Муж считает, что мне не стоило было настолько откровенной».

Марина Гафурова, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Объединенной сети кинотеатров:

«На самом деле у кандидата с маленьким ребенком масса преимуществ: способность работать в режиме многозадачности, четкий тайм-менеджмент и другие приобретенные за время декрета навыки. И честность — прекрасное качество. Но я бы посоветовала не акцентировать внимание на том, что вы, возможно, будете брать больничные. Нужно уверенно говорить, что проблема с устройством в сад решена, есть неработающая бабушка, помогает супруг.  Я охотно беру матерей в нашу компанию. Я и сама мама».

«Приукрасила резюме»

Елена, менеджер по продажам (Санкт-Петербург): «Мое самое неудачное интервью — это когда я указала в резюме, что владею двумя языками, и меня решили проверить на знание обоих. Проблема в том, что насчет немецкого я сильно преувеличила. Английским владею прилично, но даже с ним в итоге вышло не очень — так волновалась из-за немецкого, что наделала кучу ошибок. Было ужасно стыдно, чувствовала себя настоящей лгуньей. На работу меня не взяли».

Анастасия Краснокутская, руководитель отдела подбора персонала компании TBS Group:

«Одна из самых распространенных ошибок — приукрасить резюме и включить в него владение навыками, которые довелось наблюдать только со стороны. Такое встречается через раз. Любой HR-менеджер ищет человека с определенным багажом знаний и умений, поэтому не стоит удивляться, что на собеседовании вам устроят проверку.

Примеров из практики очень много: кандидат, написавший в резюме о навыке слепой печати, не ожидал проверки и начал агрессивно реагировать на то, что специалист принес ноутбук, чтобы оценить его умения. Уровень знания языков приукрашивают почти все. На рекрутинговых сайтах всегда есть возможность указать уровень: базовый, чтение, свободный и т. д. Мой совет: если вы действительно плохо знаете язык, говорите правду».

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/800xH/media/img/3/17/755082560399173.jpg
© GETTY IMAGES

«Ничего не знала о компании»

Юлия, маркетолог (Сочи): «На собеседовании все шло прекрасно до того момента, пока меня не спросили, что я знаю о компании. В то время я очень активно искала работу, ходила на многочисленные интервью, особенно не вдаваясь в подробности о компаниях-нанимателях. Я ответила честно, что не владею информацией, и потом пожалела: может, если бы я хоть что-то сказала, мне бы предложили работу».

Регина Долгоаршинных, директор по персоналу компании «Дом Фарфора» и Williams et Oliver:

«Большинству работодателей важно, чтобы сотрудник разделял их миссию, цели и ценности. Вероятно, это как раз такой случай, и девушке отказали, потому что она пыталась устроиться на работу, не придавая значения корпоративному духу и атмосфере фирмы. Я всегда рекомендую ознакомиться с информацией о будущем работодателе до прохождения интервью, зайти на его сайт. Так вам будет легче понять, подходит ли вам компания, и убедиться, что это работа, о которой вы мечтали».

«Опоздала на собеседование»

Марина, журналист (Москва): «Это было одно из моих первых собеседований в Москве. Выехала на него я, как мне казалось, заблаговременно. Но заблудилась. На интервью я бежала, но все равно опоздала на 30 минут. Не догадалась позвонить и предупредить — сильно перенервничала, пока искала дорогу. Мне сделали замечание, но интервью все же состоялось. В итоге меня не взяли — думаю, именно из-за опоздания».

Регина Долгоаршинных:

«Скорее всего, девушке действительно отказали, потому что она опоздала, а главное, не предупредила, что задерживается. Любой эффективный HR-менеджер планирует свой график и точно знает, сколько времени потребуется на интервью. Вполне возможно, что следом была назначена встреча с другим кандидатом. Если вы опаздываете, менеджеру по персоналу не хватит времени на качественную оценку ваших профессиональных навыков и компетенций. Это, вероятнее всего, скажется на решении о найме. Помимо этого, четкое соблюдение договоренностей характеризует вас как ответственного и дисциплинированного человека. Если вы попали в форс-мажорные обстоятельства и не можете приехать в назначенное время, необходимо заранее об этом предупредить».

«Могла попросить больше»

Татьяна, помощник руководителя (Москва): «Во время интервью я не подумала, что могу торговаться и попросить более высокую зарплату. Когда мы обсудили все детали, я, воодушевленная и с предчувствием, что меня точно возьмут, просто покивала головой на распечатку с расчетом зарплаты. Только потом, уже работая в этой организации, осознала, что могла смело просить больше. Но я даже не попыталась».

Екатерина Ковалева, HR-директор компании Aspen Health:

«Торговаться или нет — вопрос интересный. Когда вы понимаете, что работодатель готов сделать выбор в вашу пользу, или у вас на руках уже есть конкретное предложение на бумаге, грамотный и разумный торг вполне уместен. Безусловно, вы должны адекватно оценить себя и рынок, тогда можете уверенно сказать работодателю, что вы — это самая правильная инвестиция. Шансов всегда больше, если должность подразумевает прямое влияние на бизнес, носит характер узкой специализации или вакансию нужно срочно закрыть».

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/800xH/media/img/8/66/755082560351668.jpg
© GETTY IMAGES

«Думала, что все уже решено»

Анна, 31 год, специалист по кадровому делопроизводству (Москва): «Я напрямую договорилась с бывшим начальником, что он возьмет меня на работу. А потом (думала, это чистая формальность) мне нужно было пройти два собеседования в службе по персоналу. Вела я себя расслабленно — казалось, что вопрос уже решенный. В итоге через неделю мне позвонили и сообщили что-то абстрактное и неприятное — вроде как „характер и типаж не соответствуют требованиям должности“. Мой знакомый ничего не мог сделать».

Юлия Зоркина, директор службы по работе с людьми московского филиала компании «Евросеть»:

«Относиться к любому этапу интервью как к формальности, несомненно, ошибка. Именно HR-служба осуществляет первоначальный отсев кандидатов, и по ее решению вы легко можете оказаться в числе выбывших из борьбы. В некоторых компаниях есть такая практика — руководителю понравился конкретный человек, он собирается его взять, а отдел персонала накладывает на его решение вето».

«Призналась, что хочу в декрет»

Евгения, 36 лет, директор по продажам (Москва): «Недавно я вышла замуж. Мы сразу же запланировали ребенка — одного уж точно, а там как пойдет. В этот же момент мне нужно было поменять работу, поэтому я стала ходить на собеседования. На интервью говорила, что долго в декрете сидеть не собираюсь, максимум месяцев через шесть после родов найму няню и смогу выйти обратно в офис. Поиски работы длятся уже месяцев семь».

Юлия Зоркина:

«Хотя вопросы про семью считаются личными, на деле девушкам их задают все. Бывают исключения, но в целом никто не хочет взять на работу сотрудника, чтобы через какое-то время он гарантированно начал отпрашиваться к врачу, уходить пораньше, а потом и вовсе ушел в декрет. Планы нанять няню и выйти в офис через шесть месяцев — чистая теория. На деле может сложиться так, что вы захотите остаться в декрете на год и больше. Во время собеседования помните, что семья и планы на нее — личное дело, вы никому не обязаны рассказывать все подробно и откровенно. Отвечайте сдержанно, в духе: пока не планирую, а там посмотрим».

«Вела себя слишком самоуверенно»

Татьяна, event-менеджер (Москва): «Как-то давно я на собеседовании вела себя так, будто у меня за плечами столетний опыт. Передо мной сидел молодой руководитель, и казалось, будто это он пришел ко мне на интервью. Задавала много вопросов. На его вопросы отвечала неохотно. Делала все, чтобы показаться опытной и уверенной, но перестаралась. Мне сказали, что для этой должности я слишком умна, а другую мне предложить не могут».

Екатерина Шевченко, HR-бизнес-партнер компании Metro Cash&Carry:

«Профессионал прекрасно видит, чего вы стоите на самом деле. Некоторые рекрутеры „делают скидку“ кандидатам за юношеский максимализм и стрессовый характер самой ситуации. Но не во всех компаниях, во-первых, так принято делать, во-вторых, ваше поведение может идти вразрез с корпоративной культурой и ценностями компании. Совет один: просто быть собой».

https://pink.rbc.ru/lifestyle/59e330ad9 … ddb4a99180