Один язык в школе — хорошо, а два — не лучше

Минобр считает, что изучение второго иностранного в школах излишне. Глава ведомства Ольга Васильева предлагает оставить только английский

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/09/27/21.png
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила за изучение только одного иностранного в школах. Предпочтительно, чтобы это был английский — язык международного общения.

По мнению министра, не во всех учебных заведениях сейчас есть учителя французского, немецкого или испанского, не говоря уже о более редких языках. Однако Васильева приветствует изучение второго языка, если какая-то школа может обеспечить качество его преподавания. Что думают о количестве иностранных языков в самих школах?

Валерий Тихонов
директор ГБОУ «Школа в Капотне»

«Если мы говорим о качественном образовании, то на сегодняшний день изучение иностранного языка должно быть в школах одного какого-либо, естественно, по выбору. Обязаны предоставить право родителям и детям выбирать, не обязательно английский должен быть. Есть немецкий, есть китайский, испанский, условно. Мы, конечно, можем дать второй иностранный язык, но для этого нужно определенное количество часов в учебном плане, и, соответственно, образовательная организация может в рамках своей компетенции, естественно, рассмотреть возможность изучения второго иностранного языка, но его можно рассмотреть в рамках дополнительного языка, но никак не основного, а, соответственно, количество часов на изучение иностранного языка будет меньше, чем на изучение основного. Для нас важно качество, поэтому, наверно, лучше изучение одного иностранного языка на хорошем уровне. Я думаю, что здесь проблемы вообще нет никакой, если родители хотят, мы можем ввести им второй язык и в рамках учебного плана, и дополнительные занятия, или официальные какие-то, элективные курсы, многие школы так и делают».

Идею преподавать в школах только один иностранный поддерживает директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Абанкина
директор института развития образования ГУ ВШЭ

«Сегодня хорошо подготовленных методических пособий, учебников, подготовленных кадров так, чтобы можно было обеспечить качественное изучение второго языка для каждого ученика в городе или селе, мы не можем. Изучение второго языка может дать качественные результаты только, наверно, в крупных мегаполисах, где есть соответствующие кадры. В других ситуациях это может привести к некоторой такой симуляции. Все-таки предметно ориентированная школа у нас очень сильно загружена на буквально пределе СанПиНа, и в этом смысле здесь, чтобы не перегружать детей, нужно, конечно, переструктурировать предметную перегрузку в школе прежде, чем говорить о том, что мы можем один за другим дополнительно туда вводить предметы. Я думаю, что речь идет не о том, чтобы отказываться от этого навсегда, понимая значимость любых гуманитарных, в том числе языковых предметов в школьном образовании, тем не менее, лучше делать хорошо, чем дискредитировать саму эту идею. Речь не идет об отказе от кадров, и там, где это в программу школы вписывается, и там, где есть и поддержка родителей, и возможности это включить, за образовательную программу у нас все-таки по закону отвечает сама образовательная организация. Я так понимаю, что формальные стандарты изучения второго языка не исключены. В этом смысле те школы, которые могут обеспечить его на высоком уровне, конечно, в состоянии в рамках своей образовательной программы это сохранить».

В 2015 году экс-министр образования Дмитрий Ливанов заявлял, что второй иностранный язык с пятого класса станет обязательным. Правда, он отмечал, что не во всех школах есть ресурсы для этого нововведения. К 2017 году эти ресурсы так и не появились. Два иностранных должно быть только в отдельных классах, считает репетитор английского и французского Ирина Еремина.

Ирина Еремина
репетитор английского и французского языков

«Я сама, когда училась в школе, изучала два иностранных языка, у меня был основной английский и второй — французский, и я считаю, что мне это не повредило, а, наоборот, было больше плюсов, так как каждый язык уникален по-своему, и ученик может впоследствии выбрать тот язык, который ему больше нравится. Два языка — это больше хорошо, чем плохо, но, конечно, есть различные классы, где детишки не справляются с изучением языков, поэтому я думаю, что можно просто выбрать класс с углубленным изучением иностранных языков и обычный класс. Второй язык, я думаю, не помешает учебно-образовательной программе».

В мае Минобр объявил, что в 2022 году всех выпускников школ ждет обязательный госэкзамен по иностранному языку. В конце августа на Общероссийском родительском собрании Ольга Васильева сказала, что нужно внести изменения в преподавание языков: выделенное количество часов сейчас не дает должного результата.

Ранее Рособрнадзор провел национальное исследование качества образования. По его данным, к восьмому классу школьники знают английский на тройку с минусом. В свою очередь, ВЦИОМ провел опрос среди родителей школьников, необходимым изучение второго иностранного языка считают меньше половины из них.

https://www.bfm.ru/news/366029