Неудовлетворительная экономика: россияне не поняли, где их деньги

Они не понимают, почему доходы падают, при этом 43% заметили ухудшение экономической ситуации. Менее половины понимают экономическую политику государства, следует из данных РАНХиГС

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/09/20/dohod.jpg
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Россияне не понимают, почему у них падают доходы, и недовольны результатами экономической политики. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провел РАНХиГС. Результаты исследования приводит «Газета.ру».

43% респондентов отметили ухудшение экономической ситуации, еще четверть не видят изменений. Только 4% считают, что в экономике наметились позитивные сдвиги.

Менее половины опрошенных понимают экономическую политику государства. Около 40% недовольны ее результатами и хотят существенных изменений в этой области.

С чем же связаны непонимание и недовольство? Об этом Business FM спросила у ведущих экономистов. Экс-министр экономики, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что понимания от населения ждать не стоит.

— У нас есть руководитель — это президент, и политику определяет он, в том числе экономическую. Насколько я понимаю, он в большей степени привязан к той политике, которую ведет в России примерно с 2003 года. Это политика, направленная на то, чтобы власть имела возможность распоряжаться крупной долей собственности, чтобы она вообще была построена в соответствии с российскими традициями, контролировала стратегические места в экономике и прочем. Результат — все было хорошо, пока были высокие цены на нефть. Сейчас ситуация иная, но политика пока продолжается прежняя. С моей точки зрения, России нужен поворот в либеральную сторону.

— Почему люди не понимают, в чем у нас суть этой политики?

— А когда они понимали? Они понимали, что делал Ельцин? А Путин нравится. Потому что хотелось бы, чтобы больше росли доходы, чтобы доступными становились квартиры, дома и так далее, и тогда все были бы довольны. Но чудес в экономике, тем более в стране, которая, в общем, отстала, не бывает. Те, кто в экономической политике ориентируется, они, как правило, требуют не очень приятных мер, а это как раз политики не любят, потому что им идти к избирателям, обращаться к гражданам.

Непонимание и недовольство связаны с тем, что само государство еще не определилось с новым вектором экономического развития, считает профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития Ярослав Лисоволик:

Ярослав Лисоволик
профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития

«Отсутствие понимание отчасти происходит из-за того, что нет ярко выраженной идеологии, нет ярко выраженного вектора в экономических преобразованиях. Предполагается, что такого рода векторы направленные, своего рода идеология будет вырабатываться в течение предстоящих месяцев в ряде исследовательских центров и в правительстве. И на основе этой конкуренции идей предлагается сформировать своего рода единый вектор, единую платформу для экономических преобразований. Очень важно, чтобы идея этих преобразований и идеология были понятны и близки широким кругам населения. Если нет понимания, то нет и удовлетворения от того, какая политика проводится, потому что понимание со стороны населения — это очень важная составляющая сопричастности тому, что можно назвать вовлеченностью населения в процесс преобразования, в процесс ускорения экономического роста. На самом деле, такого рода концепция есть и принята на вооружение в том числе и в международных организациях, и в МВФ».

С начала 2000-х годов не проводилось заметных и эффективных реформ, именно поэтому люди не понимают, куда мы движемся, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова:

Наталия Орлова
главный экономист Альфа-банка

«Непонимание со стороны населения в значительной степени связано с тем, что у нас появляется в прессе и в поле экономических обсуждений очень много разных инициатив, при этом финальные решения не принимаются. Поэтому возникает ощущение, что идет некая дискуссия, которая ни во что не превращается, а экономика движется в некотором таком статус-кво. Действительно, после начала 2000-х, когда у нас была проведена реформа налогообложения, сильно снизилось налоговое бремя, когда были в 2004 году запущены Стабилизационный фонд и система страхования депозитов, с тех пор таких радикальных изменений в экономической политике, в реформах не было. Экономическая политика стала в большей степени технической. Это в какой-то степени признак зрелости — реформы проводить каждые пять или десять лет тоже не очень хорошо. Но сейчас есть ощущение, что экономика исчерпала масштаб экономического роста, который мы наблюдали в 2000-х, то есть сейчас потенциальный рост составляет около 1. Требуются какие-то действия. Дискуссия последних лет сведена к обсуждению налоговых маневров, к тому, сколько средств можно выделять из бюджета. При этом есть широкий круг экономических вопросов, которые напрямую бюджета могут и не касаться, это вопрос судебных реформ, реформы таможенной системы, которые не очень активно обсуждаются».

При этом данные Росстата свидетельствуют о том, что недовольство населения экономической политикой будет сохраняться как минимум до конца года, поскольку до этого времени не стоит ждать существенного роста зарплат и доходов.

https://www.bfm.ru/news/365368