Чтобы дети не поубивали друг друга и учителей. Комментарий Георгия Бовта
После происшествия со стрельбой в ивантеевской школе вновь остро встал вопрос безопасности. Какими могут быть меры, чтобы они реально работали?
Георгий Бовт Фото: ТАСС/ Михаил Фомичев
Подросток, устроивший стрельбу в школе в подмосковной Ивантеевке, арестован на два месяца. Во время урока информатики в одной из школ Ивантеевки девятиклассник напал на учителя с кухонным топориком. Читайте также:
После стрельбы в ивантеевской школе учителя будут следить за аккаунтами учеников
Он ударил женщину по голове, а затем стал взрывать самодельные петарды и открыл стрельбу из пневматики. Пострадали четыре человека: учитель получила черепно-мозговую травму, три ученика — переломы и ушибы. Теперь власти и чиновники от образования обсуждают уроки произошедшего, а также возможные меры по предотвращению подобных инцидентов в школах. Какие же это могут быть меры?
Инициирована проверка в отношении директора ивантеевской школы. Ей грозит уголовное дело за халатность. Проверят и психолога, работавшего со школьником. Оказалось, что это студентка старшего курса профильного вуза. Расторгнут договор с частной охранной фирмой, следившей за безопасностью в школе. Звучат и гораздо более далеко идущие предложения. Например, предлагают, чтобы учителя проверяли аккаунты в социальных сетях своих учеников. На том основании, что «ивантеевский стрелок» не скрывал своих намерений и декларировал их на своей странице. А в качестве примера держал массовый расстрел в школе «Колумбайн» в американском штате Колорадо в 1999 году, когда было убито 13 человек и ранено 37. Предлагается также разрешить в школах выборочный досмотр, а фактически обыск «подозрительных школьников». Разумеется, не обошлось и без предложения установить в школах металлодетекторы, которые в головах некоторых чиновников у нас видятся чуть ли не панацеей от всех эксцессов насилия и даже терроризма.
Между тем, обсуждая вопрос о необходимых мерах безопасности, важно соблюсти то, что называется чувством меры, не превращая это все в кампанейщину с неизбежным распилом на священном деле «повышения безопасности».
Можно, конечно, заняться тотальной проверкой всех аккаунтов школьников в соцсетях и даже потребовать выдать логины и пароли завучам школ. При полном отсутствии гарантий, что дети не заведут второй аккаунт — неподотчетный. Но не лучше ли подумать о том, как установить должный контакт со школьниками — не на основе муштры и промывки мозгов, а на основе взаимного доверия?
Можно показательно наказать всех причастных и не очень причастных к ивантеевскому инциденту, но ничего по-прежнему не делать с самой системой школьного обучения, построенного на том, чтобы плодить бесконечную, подчас кафкианскую бюрократическую отчетность, вместо того, чтобы больше времени и внимания уделять детям, пытаясь понять, чем они живут и дышат, а также самосовершенствованию самих учителей. Еще можно везде установить металлодетекторы, превратив это примерно в такую же профанацию, как это происходит сегодня в метро, где они никогда не работают и уж точно затраты на их установку были не самым эффективным средством повышения безопасности.
Кстати, если уж зашла речь о школе «Колумбайн», то в Америке после той трагедии годами пытались решить проблему стрельбы в школах и университетах. Последний подобный инцидент именно в учебном заведении произошел там в 2007 году. То есть проблема была во многом решена. Притом что, как ни удивительно, массовой установки металлодетекторов не было: ручные аналогичные устройства есть менее чем в 2% начальных школ, примерно в 8% средних школ и в 9% «школ старших классов». Потому что было сочтено, что присутствие металлодетекторов в школах негативно сказывается на обстановке в учебном заведении. Не тюрьма все же. Зато куда чаще встречается теперь у школ США сотрудник полиции. И это не пожилой пенсионер-охранник, бездельничающий у входа и не имеющий четких (уставных) обязанностей и полномочий. Полицейские присутствуют в 15% начальных американских школ на постоянной основе, в 37% средних и почти половине «старших школ».
Важно, что большую роль в определении того, какие конкретно меры безопасности нужны в конкретной школе, принимают органы школьного самоуправления, в том числе родительские комитеты в каждой конкретной школе. Возможно, и у нас именно совместное обсуждение учителей и родителей на уровне конкретной школы принесло бы больше толку в этом плане, чем многочасовые заседания чиновников. Которые в лучшем случае придумают еще одну, 1101 форму отчетности. После чего посчитают свою миссию выполненной. До следующего инцидента.