Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ » Александр Аузан Конструирование перемен: как изменить отношение россия


Александр Аузан Конструирование перемен: как изменить отношение россия

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Конструирование перемен: как изменить отношение россиян к реформам

Значительная часть населения готова к переменам и понимает, что для развития страны нужно «идти на сделки», выбирая одни цели и отказываясь от других — менее значимых в данный момент

РБК продолжает публикацию совместных материалов с проектом «Россия будущего: 2017–2035». Цель проекта, который реализуется Центром стратегических разработок (ЦСР) совместно с Министерством экономического развития, — очертить вызовы будущего и понять, готова ли Россия на них ответить.

Тезис «культура имеет значение», то есть влияет на экономический рост и состояние институтов, завоевывает свои позиции как в академических, так и в управленческих кругах, несмотря на свою относительную молодость. Есть четкая связь между социокультурными характеристиками общества и скоростью и общей успешностью проведения реформ; наблюдается влияние социокультурного разнообразия на производительность труда, инновационную и предпринимательскую активность. Общества, где больше распространен индивидуализм, понимаемый как самостоятельность в принятии решений, при прочих равных, способны более эффективно наращивать темпы экономического роста, у них лучше получается проводить масштабные реформы государственного аппарата. Страх перед неопределенностью, напротив, затрудняет проведение любых изменений без дополнительных усилий, направленных на информационное освещение срочности и необходимости реформ.

Широко распространено представление о культуре как о барьере для модернизации. Но в том-то и дело, что культура превращается в тормоз, когда модернизация не учитывает саму культуру и базовые мотивы поведения людей, которыми те руководствуются в рутинных ежедневных процессах.

Тем не менее и опыт проведенных успешных модернизаций, и исследование, которое мы провели для ЦСР, демонстрируют необходимость и — что главное — возможность конструирования особых промежуточных институтов, способных использовать социокультурные характеристики населения и воздействовать на них на понятном им языке, в знакомой им оболочке.

Поддержка изменений

Те или иные сочетания ценностей и поведенческих установок способствуют или препятствуют развитию предлагаемых реформами институтов. На основе анализа ценностных установок, свойственных россиянам, нам удалось выявить три устойчивых кластера, по-разному относящихся к потенциальным реформам.

В группу поддержки реформ «снизу», эффективность которых подразумевает активное участие граждан, вошли 24% опрошенных. Ее члены характеризуются наибольшей склонностью к переменам, умеренным институциональным доверием к государству, высокой гражданской активностью и убежденностью, что ключевой фактор успеха — не удача и связи, а усердный труд. В этой группе больше людей в возрасте до 45 лет, граждан с высоким доходом и жителей крупных городов.

Группа поддержки реформ «сверху» (этот путь предполагает высокое институциональное доверие государству) насчитывает 47% опрошенных. Ее члены характеризуются скорее осторожным отношением к переменам, умеренной гражданской активностью, крайне высоким доверием государству и незначительно преобладающим мнением, что усердный труд важнее удачи и связей. В этой группе больше людей старше 60 лет, граждан со средним доходом и жителей сельских поселений.

Члены группы критического отношения к реформам (28%) крайне осторожно относятся к переменам, обладают низким институциональным доверием к государству, сравнительно низкой гражданской активностью и убежденностью, что ключевые факторы успеха — удача и связи, а не усердный труд. В этой группе больше доля людей в возрасте 45–60 лет и лиц с низким уровнем дохода, а также жителей средних городов.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/08/755046128788081.png

Однако в целом при всех различиях наблюдается несколько точек согласия насчет первоочередных задач, которые необходимо реализовать в стране в ближайшие 10–15 лет.

Значительная часть россиян уверены, что нам срочно нужно добиться снижения уровня коррупции (43%), повысить темпы экономического роста (42%) и удобства проживания в городах и селах (40%), а также снизить уровни преступности (38%) и социального неравенства (37%). Причем ради достижения этих целей респонденты готовы отложить проведение реформ, направленных на повышение престижа страны в мире (25%), вовлечение граждан в процесс принятия государственных решений (23%), усиление технологического лидерства страны (20%) и сплочение граждан страны вокруг общих целей и идеалов (19%).

Подобные предпочтения россиян относительно наиболее и наименее приоритетных задач можно интерпретировать в категориях «разменов»: от чего прежде всего готов отказаться гражданин, чтобы максимально повысить шансы на реализацию самой приоритетной для него задачи. Самыми популярными формулами размена являются следующие: ради «снижения уровня коррупции» 12,8% респондентов готовы поступиться амбициями по «повышению престижа страны в мире», ради «повышения темпов экономического роста» 12% могут отказаться от «вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений», ради «повышения комфорта и удобства проживания в городах и селах» 11,6% также готовы отложить «повышение престижа страны в мире».

Удивительно, но даже те 28% граждан, которые не хотят реформ, в целом осознают их неизбежность. Остается вопрос о том, как готовить «консерваторов» к практически неизбежным реформам. Одним из институтов, позволяющих постепенно менять установки населения, является налоговая система.

Ценности и налоги

Как правило, при обсуждении темы налогообложения игнорируется важнейшая и основополагающая его функция, а именно политическая, которая обусловлена сущностью налогов в рамках теории общественного договора как цены, уплачиваемой гражданами для получения доступа к «корзине» общественных благ.

Однако именно политическая функция налогов в России работает слабо, в первую очередь из-за самой конструкции бюджетно-налоговой системы. Российские граждане не получают достаточно информации о соотношении уровня собственного налогообложения со стоимостью потребляемых ими государственных услуг. Как следствие, в обществе преобладают ценности получателей, заинтересованных в максимизации услуг и благ от государства; слабо проявляются стремления к самостоятельности, опоре на собственный труд и предпринимательскую деятельность, а также готовность брать на себя ответственность за принятие решений и участие в жизни государства.

Налоговая система с развитой политической функцией, например возможностью «голосовать» налоговым рублем, напротив, создает в обществе условия для успешного проведения реформ и укоренения их результатов, формируя предпосылки для:

— инновационного развития (высокий индивидуализм, сравнительно более низкое избегание неопределенности, наращивание бриджингового социального капитала, уравновешивающего бондинговый);

— большей восприимчивости к реформам (более низкая дистанция от власти и избегание неопределенности, рост институционального доверия);

— ускорения экономической динамики (наращивание индивидуализма, долгосрочной ориентации, бриджингового социального капитала).

Важно, что эти эффекты достигаются относительно быстро, в результате нескольких лет регулярной практики. Таким образом, реформа налоговой системы, в которой гражданин осознанно уплачивает свои налоги, приводит к росту восприимчивости изменений и реформ.

Наше исследование показало, что отношение к возможным реформам у нас в стране гораздо менее плоское и отрицательное, чем об этом привыкли думать. Значительная часть населения готова к переменам, но требует четких объяснений, подкрепленных делами. Граждане хорошо осознают, что для развития страны нужно расставлять приоритеты, идти на «размены» и «сделки». При этом стратегии имплементации реформ могут и должны различаться в зависимости от регионов и социокультурных установок их жителей. Кроме того, нужно применять промежуточные институты, которые позволяют уже в обозримой перспективе менять отношение граждан к изменениям и реформам. Это не так просто, но вполне посильно.

ОБ АВТОРАХ

Александр Аузан
Декан экономического факультета МГУ

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/politics/05/ … m=center_3

0

2

Эксперты Кудрина раскрыли количество неготовых к реформам россиян

Только 28% россиян не готовы к реформам, а оставшиеся верят в необходимость реформ сверху или снизу. Об этом говорится в докладе экспертов ЦСР Алексея Кудрина. В документе предлагаются сценарии подготовки общества к реформам

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/9/17/755045683104179.jpg
Фото: Максим Мармур / AP

Отношение к реформам

28% опрошенных критически относятся к переменам и реформам, следует из результатов опроса «Мнения россиян о реформах, направленных на достижение долгосрочных целей развития России», проведенного институтом фонда «Общественное мнение». Исследование проведено по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР) экс-министра финансов Алексея Кудрина и является частью экспертного доклада «Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ». Большая часть людей, которая негативно оценивает перемены, — 45–60 лет, среди них много людей с низким уровнем дохода, а также жителей средних городов.

Еще 47% опрошенных одобряют реформы, инициированные сверху, то есть властью: среди респондентов этой группы больше всего людей старше 60 лет, со средним доходом, проживающих в сельских поселениях. Оставшиеся 24% россиян уверены, что реформы должны быть инициированы снизу, то есть при активном участии граждан. Представителей этой группы больше всего среди людей моложе 45 лет с высоким доходом, жителей крупных городов-миллионников.

В целом противники и сторонники реформ есть среди респондентов всех возрастов и социальных групп, говорится в опросе. И это важно, делают вывод авторы доклада, потому что без поддержки населения невозможно успешно проводить реформы и менять ценности российского общества.

ФОМ провел опрос с 24 марта по 3 апреля 2017 года. В нем приняли участие 2 тыс. респондентов.

Более 70% населения так или иначе поддерживают идею проведения реформ и понимают, что сохранение статус-кво для них опаснее, чем риск перемен, прокомментировал РБК эксперт ЦСР Михаил Комин. «И около четверти опрошенных респондентов настаивают на сценарии имплементации реформ с вовлечением в этот процесс населения, то есть готовы сами идти и делать. Это, безусловно, цифры, вселяющие оптимизм», — подчеркнул он.

По мнению Комина, к противникам реформ относятся в основном люди, выигрывающие от неизменного положения вещей, а также разочаровавшиеся в реформах предыдущих поколений и те, кому «в принципе трудно найти себя в жизни». Этих людей нельзя игнорировать, убежден эксперт, так как негативно настроенные противники изменений объединяются куда быстрее, чем сторонники реформ. «[Поэтому] исходя из выявленных ценностных установок, прежде чем начинать проводить реформы, можно снизить опасения людей по их поводу», — рассуждает эксперт. Этого можно добиться, к примеру, повышая доверие к формальным институтам и госорганам, пояснил он.

Статистика ЦСР показывает «нормальное распределение» противников и сторонников изменений, хотя «нацеленности» на изменения в обществе нет, считает Яков Миркин, председатель научного совета Института экономики роста (экспертный центр бизнес-омбудсмена Бориса Титова, подготовивший «Стратегию роста», — основной конкурент программы ЦСР).

По мнению Миркина, российские реформы традиционно непопулярны и ведут к ухудшению положения граждан. Вопросы о восприятии реформ должны сопровождаться пониманием характера изменений, добавил он. ЦСР свою программу не представлял и заложенных в ней мер не раскрывал: решать, что публиковать, должен президент, говорил Кудрин.

Подготовка к переменам

Чтобы повысить готовность россиян к проведению реформ, авторы предлагают влиять на социокультурные характеристики населения. Рекомендуется провести нововведения на трех уровнях — микроуровне, мезоуровне (уровне связей) и макроуровне.

На микроуровне авторы рекомендуют развивать институт менторства в школах. Согласно докладу, предприниматель или общественный деятель становится ментором класса и курирует обучение школьников до момента выпуска из школы и поступления в вуз. Все это время он находится в контакте со своими подопечными и поддерживает их инициативы.

На мезоуровне эксперты ЦСР предлагают сокращать дистанцию между людьми из разных социальных слоев с помощью урбанистической политики. Переход от модели «улицы для автомобилей» к «улицам для пешеходов», создание тупиковых улиц и обустройство зеленых общественных пространств — в таких условиях, согласно авторам, вероятность случайных коммуникаций между людьми повысится.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/18/755045684757185.jpg
Фото: Александр Земляниченко / AP

На макроуровне предлагается интегрировать программы гражданского обучения — объяснения основ гражданского права и законов взаимодействия в обществе. Это поможет привить молодежи интерес к политике и общественной жизни, сформировать кооперативные установки и расширить членство в гражданских организациях, утверждают авторы доклада.

Избежать «затухания»

В своем новом докладе в отличие от большинства предыдущих ЦСР описывает более или менее конкретные меры по внедрению реформ. Проектный подход их реализации, который «делает акцент на нескольких приоритетных направлениях развития и сосредотачивает на них значительные человеческие и финансовые ресурсы», не должен действовать постоянно, полагают в ЦСР. Проектный подход они считают «промежуточным институтом», на смену которому рано или поздно придет институциональный подход. Департамент проектной деятельности уже сейчас работает в правительстве и курирует приоритетные программы. Проектный офис создали и в Минэкономразвития, после того как министерство, руководителем которого стал Максим Орешкин, занялось разработкой правительственного плана по ускорению темпов роста ВВП.

В России любые программы стартуют активно, но «затухают» через два-три года, отмечается в докладе. Формат проектного подхода вызывает вопросы. Сейчас отбор участников проектов «нередко осуществляется в рамках нерыночной процедуры» — не из всех потенциально заинтересованных лиц, а только из «числа групп специальных интересов с высокой переговорной силой». Кроме того, правила реализации программ могут постоянно меняться, а гарант результата, «как правило, персонифицирован», из-за чего качество работы сильно зависит от личности. Процесс необходимо изменить, указывают эксперты, — обеспечить добросовестную конкуренцию участников, заранее сформулировать правила их работы и максимально деперсонализировать управление проектами.

Проектный подход действует всегда, когда экономику нужно перевести в «режим форсажа», отмечает Миркин из Института роста. Нужно «реальное проектное управление» с конкретными целями и жесткими KPI, главным из них могло бы стать улучшение качества жизни, считает он.

На сегодня образ будущего России (до 2035 года), по оценке экспертов ЦСР, — так называемое общество закрытого доступа, в котором наблюдаются низкое качество институциональной среды и стабильно низкие социально-экономические показатели. Нужно перейти к «обществу открытого доступа», работающему при соблюдении трех основных условий, считают эксперты Кудрина. Первое правило — «принцип верховенства права действует для всех, в том числе для элит», второе — деперсонализация работы тех или иных организаций, третье — переформатирование контроля над насилием в обществе. Как пишет ЦСР, «ни один следственный или силовой орган не может рассматриваться как инструмент политической и экономической конкуренции».

Необходимы, уверены в команде Кудрина, и другие промежуточные шаги — перенос на граждан обязанности по уплате части страховых взносов (с соответствующим единовременным повышением зарплаты), информирование о размере уплаченных налогов, предоставление возможности выбора направления расходования части НДФЛ (например, 10%). Это, по оценке экспертов, должно привести к росту политической активности граждан.

Предыдущие экономические стратегии исполнялись максимум на 40%, говорил Кудрин. ЦСР называл три основных фактора, мешающих реформам: первая — «идейные разногласия» в экспертной среде, вторая — административные барьеры (проблемы госаппарата, высокие цены на нефть). Наконец, реформам препятствуют лоббисты, которые не руководствуются идеологией, а «действуют сугубо прагматически». В качестве одной из мер, которые должны помочь реализации изменений, эксперты предлагали создание «нового надминистерского центра реформ».

Президент Владимир Путин дал старт дискуссиям об экономическом будущем России год назад, когда был возрожден президентский экономический совет. С тех пор свой план подготовил Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, программные предложения сформулировали деловые объединения и Столыпинский клуб Бориса Титова. Правительственную программу по ускорению темпов роста экономики до 2025 года написало Минэкономразвития. Считается, что опорными для властей будут программы Кудрина и Минэкономразвития, при этом первый пишет стратегию для президента.

Авторы: Евгения Кузнецова, Антон Фейнберг, Дмитрий Левин.

http://www.rbc.ru/politics/05/09/2017/5 … =center_25

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ » Александр Аузан Конструирование перемен: как изменить отношение россия