Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мимо цели: почему пропаганда не справляется с Навальным

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Во Владимире студентам показали фильм об уголовных делах Навального

Студентам Владимирского государственного университета 18 апреля показали фильм об уголовных делах оппозиционного политика Алексея Навального, а также организовали беседу с руководителем по профилактике экстремизма. Об этом сообщает местное издание «ПроВладимир».

По данным издания, в видеоролике про Навального упоминались «дело Кировлеса», и дело «Ив Роше», декларации расходов на избирательную компанию Навального «как добровольные взносы россиян» [цитата по видеоролику], обещание оппозиционного политика подать жалобу в ЕСПЧ за каждого задержанного на антикоррупционном митинге 26 марта.

Перед студентами также выступила руководитель областной правовой школы по профилактике экстремизма среди молодежи Алла Быба. Она, как сообщает издание, «не стеснялась применять к студентам методы психологического давления и запугивания». На вопрос студентки о сравнении Навального с Гитлером в фильме, Быба ответила, что не она делала этот фильм. «Но вы нам его показываете», — возразила студентка. На это Быба попросила «не истерить».

«Здесь политические амбиции определенного круга людей. Вы также знаете о том, что все преподаватели на всех занятиях говорят о том, что сейчас идет целенаправленная война в отношении Российской Федерации. Информационная война, кибервойна, и ставка делается на молодежь», — приводит слова лектора издание.

При этом в беседе с «ПроВладимиром» Быба сообщила, что «никого не учила и ни к чему не призывала».

Руководитель по профилактике экстремизма заявила изданию, что провести встречу со студентами ее пригласила администрация вуза. Студенческую аудиторию она назвала «хорошей», за исключением трех «провокаторов».

В этот день, 18 апреля, телеканал «Дождь» со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, сообщил, что Администрация президента решила начать кампанию против основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. По данным издания, кампания призвана «дискредитировать оппозиционера, а также подорвать его позиции накануне выборов президента».

Ранее студентам уже проводили подобные лекции в Москве, Томске, Самаре, Санкт-Петербурге после антикоррупционной акции протеста 26 марта.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58f75e4d9 … m=newsfeed

0

2

Мимо цели: почему пропаганда не справляется с Навальным

Алексей Макаркин,
первый вице-президент Центра политических технологий

В условиях запрета на реальную политику любые попытки дискредитации Навального будут вызывать обратный эффект

Методы борьбы с Алексеем Навальным в настоящее время таковы, что в социальных сетях всерьез обсуждают, не сам ли он стоит за некоторыми особенно неудачными ходами своих критиков. Понятно, что это не так: иначе надо допустить, что всемогущий Навальный завербовал провинциальных преподавателей, чтобы те ругали его как можно более сильно и нелепо. В то же время представляется, что противостоять Навальному можно не столько в сфере политтехнологий, сколько реальной политики, так как предлагаемые «технологические» методы борьбы действительно выглядят крайне уязвимыми.

Тактика страуса

Первый способ борьбы с Навальным — это по возможности игнорировать его деятельность. Такая «тактика страуса» основана на представлении о том, что любое упоминание в СМИ о политике-популисте объективно ему выгодно. Вспомним, как в первой половине 1990-х боролись в печатных СМИ с Владимиром Жириновским, в том числе и сравнивая его с Гитлером. В результате читающая публика даже если бы и хотела забыть о лидере ЛДПР, то не смогла бы этого сделать.

Способ крайне неэффективный. Можно молчать о Навальном на телевидении, хотя все равно какую-то информацию можно почерпнуть и из него. Но нельзя закрыть интернет там, где он уже получил развитие, — китайцы строили свою Стену в условиях намного меньшего проникновения Сети. Более того, чем дальше, тем больше роль телевидения будет снижаться, а значение альтернативных источников информации — расти.

Тактика демонизации

Также известный и широко распространенный прием, использованный не только в отношении Жириновского. В Австрии на последних президентских выборах кандидата ультраправых сравнивали с Гитлером, что способствовало его поражению. Антифашистская тематика активно используется и в отношении крайне правых в Германии, во Франции и других странах.

Однако сравнение Навального с Гитлером или любым другим тираном совсем не работает — напротив, оно контрпродуктивно. Такое сравнение не способно напугать людей, так как не основано на простых и понятных фактах. Например, целый ряд крайне правых политиков в Европе в той или иной форме оправдывал преступления нацизма. Есть и исторические аргументы: в той же Австрии в Партию свободы после войны вошли бывшие нацисты, причем не только рядовые. В случае же с Навальным такие привязки отсутствуют. А раз так, то подобные сравнения вызывают раздражение.

Также плохо работает и продвижение идеи о том, что Навальный отстаивает интересы враждебных государств. Сам он предельно осторожен, когда речь идет о контактах с «западниками» (вспомним, как в 2012 году Навальный не пошел на прием к американскому послу, куда были званы оппозиционные лидеры). Вечно использовать тему стажировки в Йельском университете невозможно, а продвижение этой темы рождает два вопроса. Первый: если Навальный действительно вражеский агент, то куда смотрят органы? И второй: если ЦРУ борется с российской коррупцией, то почему это обязательно плохо?

Связывание деятельности Навального с угрозой смуты и хаоса, которые у немалой части россиян ассоциируются с 1990-ми годами, выглядит более рационально. Такой подход хорошо действует на часть поколения, которое хорошо помнит 1990-е и готово сделать все, чтобы не допустить их повторения, причем это относится как ко многим проигравшим, так и в немалой степени к выигравшим в этот период. Проигравшие боятся в очередной раз проиграть, выигравшие хотят удержать завоеванные позиции и не разделить судьбу советской номенклатуры.

Проблема в том, что есть еще как минимум две категории — очень важные для Навального, — на которые этот аргумент действует хуже или совсем не действует, не считая, разумеется, идеологических либералов, для которых 1990-е — это лучшие годы жизни. Первая — молодежь, для которой 1990-е — это далекая и не очень интересная история, она с трудом представляет себе, кто такой Ельцин и не имеет никакого представления о Гдляне и Лигачеве. Вторая — представители среднего поколения, для которого нынешняя затянувшаяся стагнация становится более актуальным и серьезным раздражителем, чем воспоминания о минувших годах.

Особенно неэффективна тактика демонизации, когда она навязывается молодым людям (студентам и школьникам) представителями старшего поколения — учителями и преподавателями. Современная молодежь в большинстве своем не хочет идти на прямой конфликт со старшими (для этого она слишком прагматична), но в любой аудитории находится один или несколько протестующих, способных задать неудобные вопросы. И здесь у взрослых не хватает аргументов для нормальной дискуссии — они начинают подменять их эмоциональными выпадами, попытками сохранить свой колеблющийся авторитет. Понятно, на чьей стороне находятся симпатии аудитории, тем более что, пока активист спорит с педагогом, тихони без особого шума делают запись происходящего и выкладывают ее в Сеть.

Юридическая тактика

Ее эффективность в российских условиях весьма сомнительна. Можно подать в суд на Навального, но для того, чтобы решение судебных инстанций было действительно авторитетным, надо повысить независимость суда и уважение к нему в общественном мнении. При мизерном числе оправдательных приговоров в уголовном судопроизводстве это сделать невозможно, поэтому добиться «эффекта Абрамовича», когда в британском суде Борис Березовский был окончательно побежден, здесь не удастся. Навальный сможет представить любое судебное решение как ангажированное и неправое.

Тактика посадок

Эта тактика связана с вполне рациональным представлением о том, что государство должно само возглавить борьбу с коррупцией, предъявив обществу конкретные примеры ее эффективности. Ее горячим сторонником является часть силового сообщества. Только недавно прошло два громких ареста — главы Удмуртии и только что отправленного в отставку лидера Марий Эл. Ранее было арестовано еще трое губернаторов — Сахалинской, Кировской областей и Республики Коми. Аресты проходят и среди федеральных чиновников (вспомним Алексея Улюкаева).

На первый взгляд тактика удачная, но у нее есть слабое место. В подавляющем большинстве случаев речь идет о людях, малоизвестных в публичном пространстве (исключением стал разве что Никита Белых). Персоны же, называемые Навальным, куда более известны и массовой, и политизированной аудиториям. И еще один важный фактор — после того как бывший министр обороны Анатолий Сердюков остался на свободе и даже в элите, в обществе резко снизились и без того слабые надежды на то, что системную коррупцию удастся побороть.

Так что посадки чиновников изрядно напрягают элиту, пытающуюся понять, изменились ли в очередной раз правила игры и кого арестуют следующим, но довольно слабо воздействуют на общественное мнение.

Перестать бороться

Таким образом, применяемые рецепты борьбы против Навального либо совершенно неэффективны, либо дают очень ограниченный эффект. Впрочем, есть один способ, который пока что не применялся. Это расширение политического участия и свободной конкуренции. Пока что Навальный остался фактически единственной дееспособной фигурой во внепарламентской оппозиции (Михаил Ходорковский находится в эмиграции). И это объективно привлекает к нему не только убежденных сторонников, для которых он всегда и во всем прав, но и людей, куда более сдержанно реагирующих на его риторику, видящих в ней противоречия и слабые места.

В условиях же расширения предложения, под чем, разумеется, понимается не создание очередных симулякров, ситуация может измениться. Навальный все же не Ельцин, за которого в Москве голосовали 90% избирателей при еще советской явке. Он протестный лидер и «макрейкер» (разгребатель грязи), но не очевидный кандидат в президенты, которым был Ельцин, имевший опыт руководства двумя крупными регионами. Ему трудно на длительный срок выступить в качестве объединителя: история с участием в думских выборах ПАРНАС это наглядно показала. Его слабая договороспособность проявляется очень быстро, когда речь идет о рутинной политической работе, где он не является единственным лидером, на которого работают все остальные. У него масса проблем в отношениях с журналистами, причем не только провластными (это понятно), но и критически относящимися к власти.

Другое дело, что в условиях политического зажима все эти проблемы отходят на второй план, а то и полностью нивелируются из-за очередных попыток дискредитировать Навального, вызывающих обратную реакцию. Навальный предстает в качестве «великого и ужасного» оппонента власти, он неизбежно масштабируется, чего в условиях более гибкой системы было бы добиться куда сложнее. Да и самой власти можно было бы противопоставить «разгребателю грязи» политиков, готовых к серьезному и аргументированному диалогу с обществом и имеющих при этом реальный практический опыт. Пока публичное пространство с властной стороны занимают Милонов и Поклонская, Навальный будет набирать все новые очки.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/politics/20/ … m=detailed

0

3

Комментарий: Из Навального пытаются сделать Гитлера, а получается Ельцин

У Навального сейчас удачный период. Практически все, что происходит вокруг него, идет ему в актив. И кампания сравнений его с Гитлером - не исключение, считает Александр Плющев.

http://www.dw.com/image/38127618_303.jpg
Задержание Алексея Навального в Москве 26 марта во время акции протеста против коррупции

Слух о том, что против Алексея Навального создан чуть ли не специальный департамент в администрации российского президента, и что против него собираются запустить кампанию по дискредитации, выглядел удивительно. Просто потому, что перманентная кампания против него и так ведется, не заметить ее может только человек, совершенно не интересующийся политикой.

Подробности, которыми сопровождалась информация о дискредитации Навального за счет сравнения его с Гитлером, тоже не баловали новизной: сравнивать российского оппозиционера с нацистским лидером начали еще в те далекие времена, когда Навальный выступал на "Русских маршах". Несколько лет (!!!) назад отметился таким сравнением и главный штатный кремлевский телепропагандист Дмитрий Киселев.
 
Гитлер реальный и сетевой

Возвращение к сравнениям с Гитлером казалось тактикой не только не новой, но и откровенно глупой. Как бы там ни было, но трудно поверить в то, что в администрации президента, если источник слуха верно указал нам на штаб кампании, сидят клинические идиоты. Адольф Гитлер - фигура, олицетворяющая не только в России средоточие всего возможного зла, однако давно мертвая, в любом смысле этого слова. Точнее, не мертвая, а восковая или - что уж совсем нестрашно - киноперсонаж.

http://www.dw.com/image/18569924_404.jpg
Александр Плющев

В одном из любимых молодежью и самых живучих видеомемов, сделанном на основе драматичного эпизода фильма Оливера Хиршбигеля "Бункер", Адольф Гитлер - главный герой. На видео накладывают какие-нибудь соответствующие повестке титры или даже озвучку и, время от времени, получается смешно. Есть и о феномене популярности Навального (2011 год), а из самого свежего - о реакции "Гитлера" на фильм "Он вам не Димон", где нынешняя кремлевская тактика "курощения и низведения" Навального там описана практически дословно.

В особо талантливых пародиях, например, "Гитлер и Скайп" (осторожно, обильная стилизованная под немецкий язык ненормативная лексика!) этому герою даже невольно сочувствуешь. И когда теперь сравниваешь человека с Гитлером, то нельзя точно сказать, с чем будет ассоциировать его современная аудитория - с мировым кошмаром середины прошлого века или с героем подобных анекдотов, давно живущим отдельной от Второй мировой войны жизнью.

Потому и планы именно таким способом очернять Навального, особенно в циничном интернете, выглядят слишком уж невероятными. Не могут же люди настолько не чувствовать аудиторию и держать ее за откровенное стадо, чтобы кормить откровенно протухшим продуктом?! Но на следующий день в интернете появилось видео с претензией на вирусность, где все именно так и было: Навального действительно сравнивали с Гитлером. А "утечка" о начале кампании стала выглядеть уже ее трейлером: без нее довольно заурядный ролик такого внимания не получил бы. Но совсем уж анекдотичным стал показ (когда только успели?) этого ролика для учащихся Владимирского государственного университета, о чем студенты не преминули рассказать в интернете.

В стиле восточных единоборств

Разумеется, сама по себе антинавальновская кампания тут же стала темой для шуток и мемов. Странно, если в ближайшие дни не появится несколько новых видеомемасиков на основе того самого эпизода "Бункера". То, что смешно, не воспринимается ни достоверным, ни сколько-нибудь устрашающим. И поднятая на смех кампания начинает играть не против объекта нападок, а, наоборот, на него. Совсем недавно такая же история уже происходила с Навальным, когда его облили зеленкой. А он взял и аккуратно размазал ее по лицу, превратив в посмешище своих преследователей.

У Навального сейчас очень удачный период, когда практически все, что происходит вокруг него, идет ему в актив. Зеленка, задержание на митинге, обыск офиса Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) - это только события последних недель, каждое из которых добавило популярности оппозиционному политику. Арест на 25 суток одного из ведущих утреннего шоу только что запущенного онлайн-ТВ "Навальный Live" и разгром студии не только не помешали выходу передачи, но и сделали ее выпуски еще интереснее - теперь туда приходят известные гости, приводя с собой свою аудиторию.

Одно время про Владимира Путина было модно говорить, что он в стиле столь близких ему восточных единоборств умеет направлять энергию противников против них самих. Похоже, это умеет делать не один Путин. Фартовую эту волну крайне трудно перебить, тем более откровенно слабой и бездарной идеей с сильным запахом нафталина. А если не нашли ничего лучшего, как, по сути, обзываться в стиле детсадовской песочницы, значит и нет у них ничего серьезного на Навального, так что ли?

История повторяется

Многие тут же вспомнили Бориса Ельцина времен его противостояния с КПСС. Тогда власть вела себя похожим образом, что закончилось для нее весьма печально. Среди тех, кто сравнил Навального с Ельциным - в недавнем прошлом замглавы администрации президента, а ныне спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он отчитал депутата коммуниста, посмевшего, несмотря на запрет, задать премьер-министру робкий вопрос о Навальном. Хотя тут интереснее не сравнение Навального с Ельциным, а нынешней правящей элиты - с КПСС. А прямой наследник КПСС Геннадий Зюганов, выступавший на том же заседании Госдумы, хоть и не назвал имени Навального, не смог удержаться от упоминания слов "фюрер" и "Ельцин" в непосредственной близости друг от друга.

Забыть и забить другими новостями, альтернативной повесткой - вот единственная жизнеспособная в подобных случаях тактика. Но то ли забыть уже не получается, то ли жизнеспособной повестки нет, а скорее - и то, и другое сразу. Поневоле закрадываются конспирологические подозрения, что какая-то мифическая "кремлевская башня" делает все, чтобы к выборам 2018 года Алексей Навальный был также популярен в России, как Борис Ельцин в конце 1980-х в СССР. Ну, не настолько же идиоты сидят в управлении внутренней политики, чтобы не видеть, каким побочным эффектом сопровождается освоение околобюджетных средств штатными и внештатными пропагандистами.

Автор: Александр Плющев - журналист, интернет-эксперт, популярный блогер и радиоведущий. Автор еженедельной колонки на DW. Сайт Александра Плющева: plushev.com, Twitter:@plushev

Дата 20.04.2017

Автор Александр Плющев

http://p.dw.com/p/2bapN

0

4

Кремль растерян, но ролик «Навальный — Гитлер» удался

Ролик про «Гитлера-Навального» собрал 2 миллиона просмотров и полтораста тысяч дислайков. Дмитрий Песков заподозрил в его создании сторонников самого Навального. Однако политолог Аббас Галлямов уверен, что ролик заказали не друзья, а враги и что действуют они достаточно эффективно

https://snob.ru/i/indoc/2d/rubric_issue_event_1487184.jpg
Фото: Макс Новиков / PhotoXPress

Одна из самых положительных черт массового российского избирателя — он не националист. Не надо путать бытовой национализм с политическим. На бытовом уровне многие россияне, особенно жители мегаполисов, любят поворчать по поводу понаехавших, но ни один националистический проект в России не находил широкой поддержки.

На уровне политических установок наш избиратель — интернационалист. Привык считать, что Россия сильна своим многообразием, что Россия стала великой благодаря этому. Это очень хорошо чувствуется в регионах. Когда ты туда приезжаешь и начинаешь узнавать местные стереотипы, практически везде избиратель с гордостью говорит, что, несмотря на все проблемы, у нас в регионе межнациональный мир и гармония. И так в подавляющем большинстве регионов.

Поэтому идея обвинить Навального в национализме достаточно продуктивна.

В отличие от многих моих коллег, которые говорят, что эту рекламу заказал сам Навальный, я считаю, что ролик сделан кем-то из его врагов. Теоретически это может быть Администрация президента, «Единая Россия» или политтехнологи, которые работают у них на аутсорсе. Или, например, НОД — вариантов масса.

Ролик про Гитлера не произведет впечатления на сторонников Навального, они привыкли, что его в чем только ни обвиняют. Но это помешает Навальному расширить свою электоральную базу, выйти за пределы ядра своих сторонников. Национализм — удел маргиналов, есть такое ощущение у избирателя. Навального перестанут воспринимать как политика, который претендует на серьезный статус — президента, например.

Сторонники власти почувствовали: формулировка «Навальный — американский шпион» перестает работать, и попытались создать новый антиобраз

Сравнение с Гитлером тоже достаточно эффективно. Это самая негативная фигура в истории человечества с точки зрения среднестатистического россиянина. Никто не будет всерьез сидеть и думать, а правда ли Навальный — Гитлер. Но это скажут 100 или 500 раз, а многократно повторенная мысль как бы становится истиной. Аргументация этого ролика не идеальна. Если сесть и рационально разобрать его, она выглядит слабовато, но массовый избиратель не будет заниматься анализом подобных роликов.

Сторонники власти почувствовали: формулировка «Навальный — американский шпион» перестает работать, и попытались создать новый антиобраз. А Навальный участвовал в «Русских маршах» и дал для этого повод.

Главная задача — дискредитировать Навального как источник информации. Даже если он никуда не баллотируется, он выступает активным ньюсмейкером. Одно дело, когда все относятся к нему нормально и он говорит о коррупции, — тогда его слушают, а другое дело — знать, что он негодяй и мерзавец: «Ну что, я Гитлера буду слушать?»

Однако в целом Кремль растерян и не знает, что будет делать в рамках президентской кампании. Прозвучала мысль о создании образа будущего. Это замечательно, но образ будущего — абстрактная штука. Мелькнула новость, что будут разрабатывать Стратегию-2030. Это политтехнологическая ошибка. 10 лет назад Путин, будучи премьером, с помпой обсуждал и принимал Стратегию-2020. Ребята, а давайте-ка вы отчитайтесь, что из нее реализовали? Появляется повестка невыполненных обещаний, а обещаний была масса. У избирателя возникает ощущение: это уже было, я это уже слышал. Властям это совершенно невыгодно.

Самое слабое место Путина — то, что он слишком долго правит страной. Содержательных претензий к нему у массового избирателя нету. Одобрение его деятельности — не ложь. Но на уровне эмоций людям хочется чего-то нового. Любая идеологема, которая создает ощущение, что это уже было, опасна для Путина.

ОНФ отдал антикоррупционную повестку Навальному: проблему сформулировали, а сами отползли

Администрация президента ведет себя пассивно, дистанцировалась от многих вещей. Многое происходит само по себе, отсюда вытекает большое количество проблем. Например, раньше Общероссийский народный фронт достаточно неплохо справлялся с антикоррупционной повесткой: они занимались госзакупками, клевали губернаторов, разоблачали. Это создавало у избирателей ощущение, что власть борется с коррупцией. Но после ареста Улюкаева эту тему забросили. ОНФ отдал антикоррупционную повестку Навальному: проблему сформулировали, а сами отползли. Тема бесхозная валялась, Навальный ее подобрал и использует.

Да, посткрымский эффект еще силен, и власть может на нем выехать. Но ситуация для власти ухудшается, и это очевидно.

Подготовила Анна Алексеева

https://snob.ru/selected/entry/123604?u … ent=column

0