На российский бизнес надвигается кассовая реформа

С июля большинство торговых точек должны перейти на онлайн-кассы. Ранее Владимир Путин попросил налоговиков не допускать перегибов при внедрении этой техники. Какими будут последствия реформы?

Текст: Михаил Сафонов

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/04/13/cash.jpg
Фото: depositphotos.com

С 1 июля российский бизнес должен работать на новых кассах или усовершенствованных старых. Эта техника в онлайн-режиме передает все фискальные данные в налоговую. То есть ФНС увидит информацию о каждой покупке в каждом магазине. С одной стороны, это прозрачность, меньше проверок. И, вообще, удобно. Потому что это, хоть и принудительная, но автоматизация бизнеса, переход на электронный документооборот. Все дело, как обычно, в деталях. Онлайн-кассы стоят дорого, и не каждому магазинчику или небольшому кафе они по карману. Московский предприниматель Наталья Мельникова за инновацию, но признает, что обойдется она в копеечку.

Наталья Мельникова
московский предприниматель

«Конечно, дорогостоящие. Они мне предъявили самый минимум — 110 тысяч рублей, если там все делать, но это простенькая программа. Если расширенную программу, то это 200 тысяч мне начислили. Я говорю: «Нет, это мы не потянем». Для начала, чтобы вникнуть, будут сложности, но за обучение они тоже берут две тысячи за час или за два часа, я уже не помню».

Предпринимателю, кроме кассы, нужно купить, если не было, компьютер, приобрести и установить соответствующий софт, заключить договор с оператором, который будет передавать данные в ФНС. А теперь мысленно перенесемся в сельмаг, где нет Интернета, и еще раз произнесем все эти слова. И вспомним, что за нарушение закона о контрольно-кассовой технике предусмотрены штрафы в десятки тысяч рублей. Вторая проблема. Новые кассы очень сложно купить. Все дело в фискальных накопителях, которые записывают и хранят данные. Сертифицированные устройства в России до недавнего времени производили несколько аффилированных компаний. Монополия. К чему это привело, рассказывает бизнесмен Алексей Петропольский.

Алексей Петропольский
бизнесмен

«Проблема это огромная, потому что просто невозможно купить. Производит у нас всего несколько фирм, которые принадлежат как обычно каким-то власть имущим товарищам, которые выпускают их медленно, а другим этот рынок, естественно, не дают. Приходится ждать оплаченных касс по две-три-четыре недели. И людям, которым нужно сейчас открыть бизнес, приходится покупать эти кассы втридорога у тех, у кого они есть в наличии, у тех, кто задрал цену, например, вместо 30 тысяч рублей продают по 70-100 тысяч рублей».

Отдельный аспект — это вендинг. То есть торговые автоматы, где продается кофе, вода, снеки и так далее. Они тоже с 1 июля должны передавать налоговикам информацию о покупках. Бизнес уже подсчитал, что закон обойдется вендинговой торговле в 50 млрд рублей и приведет к закрытию тысяч малых предприятий. К старым автоматам даже теоретически нельзя подключить кассы. Модернизация новых для малого бизнеса неподъемна, рассказывает руководитель службы маркетинга вендинговой компании UVENCO Дмитрий Ветров.

Дмитрий Ветров
руководитель службы маркетинга вендинговой компании UVENCO

«Пока предлагают один из самых жестких вариантов, который не имеет аналогов нигде в мире. Довольно большая часть аппаратов нуждаются в значительном совершенствовании ПО, что у интернетных практически в два раза. Часть современных, новых аппаратов все равно нуждаются в больших инвестициях, до 20-30% от стоимости самого аппарата. Естественно, ждут сокращения оборотов рынка и сокращение количества предпринимателей».

Впрочем, есть и поводы для оптимизма. Например, на днях Владимир Путин попросил налоговиков избежать перегибов при внедрении онлайн-касс. Кроме того, появились альтернативные производители оборудования. Заодно, Интерпол объявил в розыск российского бизнесмена Владимира Щербакова, именно его в Госдуме назвали монопольным производителем накопителей и бенефициаром кассовой реформы. Наконец, закон с 1 июля коснется не всех. Предприниматели, работающие на вмененке и патентах, обязаны перейти на новую технику только в 2018 году. В деловом сообществе говорят, что компании используют лазейку и массово превращаются в ИП. Это, кстати, позитивно скажется на статистике. И даст чиновникам повод гордо рассказывать, как бурно в России растет малый бизнес.

https://www.bfm.ru/news/351900