«Те, что приходят — это слезы». В России не хватает квалифицированных врачей общего профиля
О нехватке врачей сказал Владимир Путин. По словам самих медиков, вузы учат не так, как надо, и выпускают «бессмысленных докторов». И если финансовая проблема должна скоро разрешиться, то кадровая — остается
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Нехватка врачей. О том, что люди часто не могут записаться к нужным специалистам, накануне на заседании президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам говорил Владимир Путин.
Каких именно врачей не хватает, и все ли в этом вопросе упирается в деньги? Доктор медицинских наук, бывший главный врач 62-ой онкобольницы Анатолий Махсон рассказал, что со специалистами в стационаре проблем практически нет, а вот найти хорошего врача для поликлиники очень трудно:
Анатолий Махсон
бывший главный врач 62-ой больницы г. Москвы«С поликлиникой действительно есть проблема. Работа значительнее тяжелее, платят меньше, нагрузка большая, больные зачастую приходят взвинченные, врачи усталые, поэтому особо никто не хочет идти туда. Найти туда грамотного врача очень сложно. Медведев, по-моему, сказал, что говорят-говорят, а там где-то на периферии зарплата врача 15 тысяч рублей. А в поликлинике процентов на 15-20 меньше получают, чем в стационаре. Зависит от системы оплаты труда, от премирования. Сейчас, если брать ОМС, в поликлинике, особенно, если там нет такой диагностики, зарабатывать очень сложно деньги. Я уже не помню, консультация доктора 130-150 рублей стоила, может, сейчас чуть больше. Представьте, сколько пациентов нужно посмотреть, чтобы обеспечить себе зарплату. Напрямую зарплата может не зависеть, но может премия зависеть. Сейчас единая система ОМС, единая система финансирования. Значит, все, что ОМС оплатила, это поступило в учреждение: в больницу, в поликлинику и так далее. И вот из этих денег будет зарплата, медикаменты, обслуживание поликлиники. Чтобы было понятно, мы были на бюджете Москвы до 2015 года, потом перешли на ОМС, на канальное финансирование. Больных лечили даже чуть больше, а денег получили на 40% меньше».
По словам Махсона, когда при этом приходит приказ о повышении зарплат врачам, получается что на оплату труда уходит уже до 80% бюджета — на что закупать лекарства?
Обеспечивать высокий уровень зарплат можно и работая с ОМС. Другой вопрос, что платить некому. В стране катастрофически не хватает врачей общих специальностей, в первую очередь, терапевтов и педиатров, считает главврач городской клинической больницы №71 Александр Мясников:
— Врачей-специалистов много. Может быть, даже больше, чем нужно. Их много, а грамотных, к которым можно пойти на консультацию, очень мало. Выпускники далеко не все идут в медицину. В Москве — самый высокий среди городских больниц оклад. Средняя зарплата врача 130 тысяч. И я на реально высокую зарплату не могу найти врача-терапевта. Не потому, что я от них отказываюсь. Ко мне даже никто не приходит на собеседование. А те, что приходят, — это слезы. Я не могу таких людей ставить дежурить, тем более, брать в отделение. У нас нет грамотных специалистов широкого профиля. У нас есть специалист по правой руке, специалист по левой руке, по правому глазу, по левому глазу. И то, он прекрасно знает левый глаз, но ресницы слева он уже не знает. И это в принципе большая системная беда, потому что по сей день у нас учат не так, как положено. Каждый год медицинские вузы выпускают этих бессмысленных докторов. Только те, кто сами учатся, доучиваются, читают книги, знают английский язык, тратят свое время, потихонечку становятся специалистами. А основная масса идет в медицину, но такой врач никому не нужен, поэтому получает 3 копейки. И он уходит потом торговать на рынок. В этом проблема.
— Вы упомянули, что у вас зарплата одна из самых высоких. А в принципе по Москве?
— Среднюю зарплату по Москве планируется довести до 130 тысяч в 2018 году.
— Она в разных больницах разная. Отчего это зависит?
— Мы все что зарабатываем, то и тратим. Просто зарплата состоит из двух частей. Первое — это то, меньше чего я не могу заплатить. Это оклад, 30 тысяч, допустим. А все остальное — это доплаты в виде премий, надбавок за интенсивность и так далее. Но для того, чтобы доплатить врачу за интенсивность, я должен иметь деньги. Денег мне никто не дает. Только то, что я заработаю по системе ОМС. Так вот, если больница успешная и покрывает свои нужды по нуждам ОМС, я могу поднимать зарплату в зависимости от доли каждого.
Выступая на заседании президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Владимир Путин призвал также уделять больше внимания борьбе с хамством в больницах и поликлиниках. Если в крупных городах и в основном для молодого населения эту проблему решили введением системы электронной регистрации, пожилые россияне (особенно в регионах) все еще заглядывают в маленькое окошко, откуда им все еще могут нагрубить.