Экономия вместо реформ: как российская власть упускает шанс для развития
Михаил Касьянов,
премьер-министр России в 2000-2004 гг.
Надежды правительства на возвращение к устойчивому экономическому росту могли бы оправдаться только при условии проведения политических реформ
Политэкономическая история новой России четко распадается на периоды, демонстрирующие тесную связь между политическим курсом и экономической динамикой. Пройдя через болезненные структурные преобразования после слома советского строя, российская экономика начала динамичный рост в начале 2000-х годов. Незавершенные реформы и политические изменения привели к стагнации, а затем к стремительному падению благосостояния граждан, остановке экономического роста и уходу инвесторов с российского рынка. Пример основных экономических циклов новейшей российской истории помогает поставить диагноз и наметить пути выхода из кризисного тупика, в который завела страну власть.
Болезненная трансформация
В начале 1990-х годов после жесткого внедрения рынка власть не смогла стабилизировать государственные финансы и курс рубля, наладить налоговую дисциплину и исполнить бюджетные обязательства перед населением, предприятиями и кредиторами.
Эти факторы привели к дефолту в августе 1998 года, следствием которого стали банкротство крупнейших частных банков и разорение малого и среднего бизнеса. К 1998 году экономика страны в сравнении с 1991 годом сократилась на 40%. Однако к концу этого периода сформировались рыночные институты, возникла правовая среда регулирования экономики.
С 1999 года благодаря умелому использованию результатов девальвации рубля, сокращения бюджетного дефицита и облегчения долгового бремени страны властям удалось создать условия для проведения системных реформ и перехода к устойчивому экономическому росту.
С началом в 2000 году системных преобразований зарубежные и отечественные инвесторы поверили в будущее России. Стали расти доходы и потребление. Стабилизировался курс рубля. С принятием бюджета 2000 года страна избавилась от бюджетного дефицита: ушли в прошлое многомесячные задержки зарплат, пенсий и неплатежи, «зачеты» налоговой задолженности в счет обязательств бюджета и бартерные расчеты.
С 1999 по 2003 год ВВП России вырос на 38%, несмотря на низкие цены на нефть ($25 за баррель в среднем за период). Рост инвестиций составлял не менее 10% ежегодно. Зарплаты начали расти темпом до 20% в год.
Президент и правительство, которое я возглавлял с 2000 по 2004 год, работали в плотной связке с Думой, которая в тот период была еще «местом для дискуссий». Бюджетный процесс был полностью под контролем парламента. В парламенте у правительства не было устойчивого большинства. Мы с трудом каждый раз отдельно формировали большинство для принятия конкретного законопроекта.
Нефть помогает, власть тормозит
Осуществленные и только начатые системные реформы принесли плоды и в последующий период, с 2004 по 2008 год. Толчок, данный экономике и помноженный на начавшийся рост сырьевых цен, увеличил ВВП еще на 40%, хотя никаких реформ уже не проводилось. За десять лет объемы капиталовложений в экономику выросли втрое.
К сожалению, экономический прорыв не был поддержан продолжением реформ. Отказ от дальнейших преобразований и разворот уже начатых реформ вспять привели к исчерпанию энергии роста. Острый кризис 2008–2009 годов показал недостаточность преобразований и возросшую зависимость российской экономики от состояния внешних рынков.
Одновременно наметился внешнеполитический разворот. Так называемая Мюнхенская речь Владимира Путина в феврале 2007 года, пятидневная война с Грузией в августе 2008 года ознаменовали переход к противостоянию с Западом. К 2008 году была достроена вертикаль власти, а информационное пространство взято под полный контроль Кремля.
К 2012 году российская экономика утратила динамику, несмотря на возобновившийся рост нефтяных цен (до $100 за барр.). Не помогли ни ожидания либерализации, связанные с президентством Дмитрия Медведева, ни надежды на «Путина первого срока» в 2012 году. Политический курс страны оставался неизменным.
Экономия и изоляция
С 2015 года начался экономический спад. Его причины — низкие цены на нефть (в среднем $40–50), международная изоляция, ставшая результатом внешнеполитических авантюр. Объем инвестиций в основной капитал снижается три года подряд. Стремительно падают доходы населения при росте потребительских цен за 2014–2016 годы на 32,5%.
Власть признает, что перспектив перехода к устойчивому экономическому росту не видно даже через три года. В базовом сценарии правительства предполагается, что экономика только к 2019 году выйдет на темпы роста в 2,1%, притом что среднемировые темпы составят 2–3% в год. Таким образом, доля России в мировой экономике уже в начале 2020-х годов достигнет беспрецедентно низкого уровня — менее 2% по паритету покупательной способности.
Правительство обещает в ближайшие три года сократить дефицит бюджета с 4 до 1% ВВП. Покрывать его планируется путем внутренних и внешних заимствований. Но правительство признает, что снятия санкций не будет, поэтому власти намерены увеличить налоги и сборы. Повышаются акцизы на топливо, табак и алкоголь. Растут налоги на имущество граждан. Расширяется внедрение квазиналоговых платежей, таких как плата за капремонт.
За последние 15 лет произошел взрывной рост тарифов, в разы превысивший инфляцию. Только на услуги по водоснабжению и теплоснабжению цены выросли в 48 раз (в 4,7 раза выше инфляции). Вероятно, перед президентскими выборами власти захотят показать людям свою заботу, обещая несильно повышать тарифы. Но финансовые ресурсы уже перераспределены от населения в пользу монополистов-поставщиков.
Правительство продолжает верить, что доходы населения и потребление станут расти. Нас уверяют, что вырастут зарплаты и через год начнется медленный рост инвестиций. Но заложенные в финансовый план цифры слишком оптимистичны.
При том падении внутреннего потребления и состоянии розничной торговли, которые мы наблюдаем, вряд ли найдутся смельчаки, готовые расширять свое дело. Для экспорта несырьевых товаров и услуг нужны серьезные вложения, но источники финансирования находятся на закрытых международных рынках капитала. Нарастает технологическое отставание. Основные фонды в промышленности, транспортной инфраструктуре и в социальной сфере изношены. В катастрофическом состоянии находятся жилищный фонд и коммунальная инфраструктура, которые требуют триллионов частных вложений. Для модернизации нужны импортное оборудование и технологии, но девальвация рубля сделала их дороже. Правительственные сценарии основываются на мечтах о росте цен на нефть и планах «структурных преобразований», которые боится позволить руководство страны.
Как известно, «денег нет». В бюджетной трехлетке отсутствует не только рост государственных инвестиций. Падают в реальном выражении и обычные текущие расходы на зарплату и денежное содержание. Финансирование образования упадет до 3,5% ВВП в 2019 году (международные рекомендации — не ниже 4% ВВП). В планах правительства по здравоохранению предусмотрена стабилизация расходов на уровне 4% ВВП при международных показателях 5–7% ВВП. Не растут вложения в транспортную инфраструктуру, что в такой огромной стране, как Россия, становится явным ограничителем экономического развития.
В порыве экономии власти отказались в 2016 году от индексации пенсий по уровню инфляции предшествующего года. Оборонные расходы сокращают с огромных 4,7% ВВП в прошлом году до 2,9% ВВП в 2019 году.
Нет политических реформ — нет развития
Одними «таблетками не отделаешься»: все чаще экономисты и эксперты говорят, что нужно как можно скорее начать структурные и институциональные реформы. Разумеется, для их успеха нужны гарантии частной собственности, модернизация судебной системы, сокращение государственного участия в экономике, доступ к современным технологиям и капиталу. Это очевидно и банально.
Но прежде всего нужны политические реформы. Они позволят запустить нормальный демократический процесс, политическую конкуренцию, сменяемость власти на всех уровнях. Необходимо разорвать прямую связку между бизнесом и властью путем выведения политической конкуренции в не подконтрольную исполнительной власти сферу гражданской деятельности. Добиться всего этого можно только через гарантии проведения честных и свободных выборов, восстановления парламентаризма и системы народного представительства. Все гарантии формально прописаны в действующей Конституции и в международных договорах, подписанных и ратифицированных Россией.
Необходимо наладить отношения с Западом — основным источником инвестиций, технологий и управленческой компетенции. Внутри страны всего этого в нужных объемах просто нет.
Я уверен, что налаживание отношений с Западом и проведение политических реформ позволят России выйти на темпы роста ВВП выше мирового уже через два-три года, а в пятилетней перспективе — свыше 5% без роста цен на нефть. Возвращение инвесторов позволит избежать жесткой бюджетной консолидации, одно из последствий которой — сокращение потребления и государственных инвестиций, что само по себе разрушительно для экономики.
Руководство страны продолжает держаться за власть, тотальный контроль над обществом и над основными экономическими ресурсами. Его устраивает эта роль, несмотря на очевидность, что нынешняя система управления страной противоречит национальным интересам.
Хотелось бы верить и сделать все возможное для того, чтобы это противоречие разрешилось мирными политическими средствами на основе конституционных процедур. А пока страна стараниями руководства растрачивает свой главный ресурс — историческое время.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.