В электронное правительство уходят миллиарды из бюджета
Александр Михайлов
10 июля 2010 года, 18:13
Фото: minsvyaz.ru
На выездном заседании Совета по развитию информационного общества, проходившем в Твери, немало слов было сказано об электронном правительстве. Президент России Дмитрий Медведев, в частности, посчитал, что, с одной стороны, этой темой нужно заниматься, а с другой — не нужно преуменьшать готовность населения к использованию электронных услуг. По мнению президента, раз десятки миллионов граждан регулярно пользуются Интернетом, значит, они готовы к получению электронных услуг.
Напомним, время от времени тему компьютерной грамотности и готовности населения к использованию электронных услуг в нашей стране поднимают и IT-специалисты, и чиновники. И не все они так уж положительно относятся к состоянию «электронной готовности» населения. Так, недавно генеральный директор Российского агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр Айгистов заявил о том, что почти две трети активного населения — «70 миллионов человек из 120 фактически выключены из жизни — не пользуются Интеренетом и электронными услугами».
Более предметно об электронном правительстве говорилось на проходившем в это же время VII Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество». Руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин заявил о том, что в настоящее время разрабатывается новая глобальная национальная программа — Развития информационного общества на 2011–2020 годы. По его словам, эта программа создается на основе предыдущего плана — реализации стратегии развития информационного общества в 2009–2011 годах.
В стратегии было выделено девять основных направлений:
- развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры;
- использование ИКТ в науке и образовании;
- использованию ИКТ в здравоохранении и социальной защите населения;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
- национальная промышленность информационных технологий;
- электронное правительство;
- использование ИКТ в системе культурно-гуманитарного наследия;
- противодействие использованию ИКТ для нанесения ущерба потенциалу России;
- развитие ИКТ в регионах.
Напомним, такой план был утвержден в 2008 году. «В результате, мы получили сводный перечень IT-проектов, который включает в себя 126 мероприятий с общим бюджетом 180 миллиардов рублей», — сказал Нарышкин. Руководитель администрации президента назвал этот план «дорожной картой» по переходу России к информационному обществу, увязывающий целевые показатели стратегии с целевыми показателями конкретных проектов.
Стоит отметить, что озвученный Нарышкиным бюджет IT-проектов на порядок больше общего реального бюджета ФЦП «Электронная Россия», которая даже на уровне правительства в прошлом году была признана неэффективной.
На том же Тверском форуме заместитель председателя правительства России и руководитель аппарата правительства Сергей Собянин озвучил некоторые результаты работ по созданию электронного правительства. Их получилось не так много. По крайней мере, Собянин упомянул запуск портала государственных услуг, на котором «прописаны» 410 федеральных услуг и около 2000 региональных услуг. «К настоящему времени к этому порталу подключены около 50 регионов России», — сказал Сергей Собянин.
Еще одним итогом работ над электронным правительством была названа разработка нормативно-правовых актов, в том числе федеральных законов, согласно положениям которых электронные документы будут юридически приравнены к бумажным аналогам.
Что касается новой государственной программы развития информационного общества, то она, по словам Сергея Нарышкина, призвана выровнять диспропорции уровня информатизации отдельных отраслей бюджетной сферы. По его мнению, по ходу реализации плана на 2009–2011 годы стало видно, по каким направлениям стратегии произошло «проседание» и где не хватает финансирования, чтобы «качественным образом изменить вектор развития». В частности, по мнению Нарышкина, с задержкой создается инфраструктура, необходимая для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Имеется также отставание в областях здравоохранения и культуры.
В итоге, Сергей Нарышкин пришел к следующим выводам: «Особого внимания требует формирование электронного правительства, которое должно стать ядром масштабной информатизации и, по сути, основой нового облика государственного и муниципального управления. Речь идет о повышении качества предоставления публичных услуг в сфере образования, культуры и обеспечения безопасности. Поэтому именно эти направления будут рекомендованы для первоочередного включения в программу развития информационного общества».
Впрочем, далеко не все участники тверского форума согласились с таким подходом. Так, например, председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, информатизации и связи Илья Пономарев заявил о том, что создание электронного правительства в России пробуксовывает по ряду причин. Одной из них он назвал отсутствие единой команды внедрения электронного правительства. То есть над реализацией этого плана работают разноуровневые специалисты и чиновники, что приводит к несогласованности и недопониманию задач электронного правительства и способов его создания. Также к препонам Пономарев отнес отсутствие связи центр-регион, единой методологии и т. п. Главная же причина, по его мнению, заключается в неверном подходе. То есть в России используется подход фронтальной информатизации, который успешно завершился только в двух небольших и хорошо управляемых странах — в Сингапуре и Эстонии. Попытки использования этого подхода, по словам Пономарева, не принесли успеха ни в Европе, ни в США, где в конце концов перешли к сетевой информатизации, которая предполагает, «что государство не автомат для продажи услуг — это механизм взаимодействия граждан. То есть не чиновники должны составлять список госуслуг, которые они могут предоставить, а граждане должны сказать, что им нужно».
В итоге, Илья Пономарев призвал ввести мораторий на разработку и принятие долговременных документов — «нужно сосредоточиться на нескольких темах: доделать проект «112» (государственный колл-центр), завершить создание единого государственного хостингцентра, создать единую почтовую систему для всех чиновников, провести централизацию государственных закупок.
Последнее утверждение Пономарева также противоречит государственной установке на децентрализацию госзакупок. Напомним, в прошлом году было решено, что госзакупки должны проходить на пяти аккредитованных торговых площадках.