Полмиллиона за звонок
20.02.2017 20:45
Текст: Елена Березина
Российская газета - Федеральный выпуск №7204 (38)
Как защититься от навязчивой телефонной рекламы
Девять из десяти граждан минимум дважды в неделю получают рекламные телефонные звонки и сообщения. У 83 процентов они вызывают только раздражение.
Среди навязчивых звонков лидирует реклама медицинских и косметологических услуг и продуктов, показал опрос консалтинговой компании URVISTA. На нее жалуется более половины владельцев телефонов. На втором месте банковские продукты - вклады, кредиты, карты. Третье место прочно заняли страховые компании. Кроме того, люди жалуются на навязчивую рекламу биологически активных добавок, приглашения на семинары, тренинги и презентации, а также предложения купить билеты в театр или сменить провайдера. Есть случаи и посерьезнее. Недавно пользователи популярного мессенджера, в том числе дети, получили рекламу наркотиков.
Независимо от типа рекламного предложения, наиболее подвержены манипуляциям в первую очередь дети и пенсионеры. "Те, кто предлагает услуги и продукты сомнительного качества, стараются "заморочить голову" с первых секунд разговора, в том числе могут ориентироваться в качестве целевой аудитории на пожилых граждан - самую в плане коммуникаций по телефону незащищенную часть населения", - отмечает Евгений Бойченко, эксперт по рекламе и маркетингу Института МИРБИС.
Уверены в том, что рекламные звонки и рассылки незаконны и такая деятельность должна пресекаться органами правопорядка, 63 процента опрошенных. 29 процентов никогда не задумывались о правовых основаниях таких действий, а 8 процентов считают звонки и рассылки незаконными, но уверены, что "бороться бесполезно". Сергей Литвиненко, адвокат бюро "Деловой фарватер", напоминает, что по закону "О рекламе" рекламные звонки допускаются только с согласия абонента на получение рекламы. Звонящий обязан немедленно прекратить рекламу по требованию абонента. Иначе ему грозит штраф до 500 тысяч рублей. "Гражданин вправе обратиться в суд также и с иском о взыскании морального вреда", - говорит Литвиненко.
"При наличии свободного времени можно жаловаться на навязчивые звонки в Роскомнадзор, выяснять законность рекламных рассылок, требовать прекращения использования персональных данных. Вы будете месяцами добиваться этого от одной компании, но появится десяток других, которые захотят предложить свою продукцию. Это как со Змеем Горынычем: отрубишь одну голову - вырастут еще три", - отмечает генеральный директор URVISTA Алексей Петропольский.
Звонящий обязан немедленно прекратить рекламу по требованию абонента, иначе ему грозит штраф
Решением проблемы навязчивой рекламы могло бы стать создание специального реестра телефонных номеров. На номера, внесенные по инициативе их владельцев в реестр, запрещались бы любые рекламные звонки и смс. А компании, нарушившие эти правила, подпадали бы под административную ответственность и облагались бы штрафами. Подобная практика распространена на Западе. Может она появиться и в России. На сайте Change.org уже создана петиция о формировании такого реестра.