Воспитание чемпионов: как России выйти на глобальный рынок инноваций

Евгений Кузнецов,
заместитель генерального директора Российской венчурной компании

Создание собственных крупных технологических компаний и их вывод на глобальный рынок — вопрос для России гораздо более важный, чем текущие цены на сырье

Современная экономика переживает глобальную трансформацию. Технологическими рынками активно оттесняются на периферию мировой экономической системы рынки традиционные. В условиях жесткой конкуренции доминируют либо глобальные компании с их практически неограниченными ресурсами, либо национальные, опирающиеся в своей экспансии на поддержку государственных институтов.

Сейчас российская технологическая продукция занимает не более 2% мирового рынка. Этот факт оказывает серьезное влияние на уровень нашей конкурентоспособности не только на мировом, но и на собственном российском рынке. Ресурсы глобальных игроков позволяют оказывать давление на внутренние рынки различных стран, фактически не оставляя шансов на конкуренцию и выживание для компаний, замкнутых в национальных границах. Поэтому альтернативы созданию собственных технологических чемпионов и выводу их на глобальные рынки у нас просто нет. И эта проблема гораздо важнее для развития российской экономики, чем, например, текущие цены на энергоносители.

Для решения этой задачи в июне 2016 года Министерство экономического развития запустило приоритетный проект «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы»). Естественно, для его успешной реализации требуется четкое определение как проблем, стоящих перед российским технологическим бизнесом, так и доступных инструментов для их решения. В связи с этим базой для проекта стал ежегодный рейтинг «ТехУспех», организованный Российской венчурной компанией в партнерстве с Высшей школой экономики и PwC для поиска, мониторинга и продвижения перспективных быстрорастущих технологических компаний. В рамках подготовки рейтинга были проведены опрос и глубинные интервью с руководителями бизнеса, которые определили основные проблемы и потребности развития российского технологического рынка.

Проблемы внутренние

Первый контур проблематики условно можно назвать внутренним, характерным именно для технологического бизнеса. К нему относится в первую очередь дефицит кадров. 37% респондентов исследования считают эту проблему наиболее значимой. По мнению участников рынка, существующая система подготовки кадров просто не успевает за темпами роста этих отраслей.

Во-вторых, это проблемы существующего законодательства, громоздкие конструкции которого не учитывают специфических условий существования малых компаний.

Третья ключевая проблема — доступ к различным видам ресурсов. Сегодня банки не готовы кредитовать малые и средние технологические компании на комфортных для них условиях. Программы государственной поддержки тоже содержат серьезный пробел. С одной стороны, существуют механизмы государственной поддержки крупных компаний. С другой — есть программы институтов развития, ориентированные на поддержку стартапов. Но перспективные средние компании такой поддержки фактически лишены.

Национальные институты развития могут играть и уже играют значимую роль в решении этих проблем. Мы давно работаем над вопросом кадрового «голода» — как в сфере создания новых современных моделей университетского образования («Университет 3.0.»), так и в направлении формирования долгосрочной государственной политики в области кадров. Идет работа по организации комфортного правового поля для технологического бизнеса. Мы также понимаем, что необходимым условием является расширение мандатов некоторых институтов развития, чтобы они могли помогать не только стартапам, но и средним компаниям, которые наиболее подготовлены к росту до уровня национальных чемпионов.

Целый комплекс проблем связан с государственной поддержкой формирования внутреннего спроса на технологическую продукцию. Средние компании зачастую не имеют необходимого опыта и всего комплекса сертификационной документации, что серьезно ограничивает их возможности для включения в цепочки закупок крупных компаний. Почти 40% участников проведенного опроса считают эту проблему главным ограничителем своего развития. Этот же фактор влияет и на доступ к системе государственных закупок. Существует достаточно широкий спектр инструментов для смягчения этого противоречия, от квот для малого и среднего бизнеса до создания специализированных открытых торговых площадок. Но для технологических компаний этот комплекс мер критически важно дополнить государственной поддержкой в сфере стандартизации и сертификации новой продукции, поскольку существующие механизмы непомерно сложны и дороги. Это важно, поскольку обеспечивает компаниям необходимый багаж референций для внешних рынков.

Кроме того, опираясь на принятую мировую практику, наши технологические компании (34% респондентов исследования) рассчитывают на финансирование НИОКР за счет бюджета или субсидирование части этих затрат со стороны государства. Они нуждаются в понятной государственной политике и заинтересованности государства в создании технологических продуктов. Сегодня во всем мире именно частные технологические компании имеют прямой доступ к значительной части государственных заказов в сфере НИОКР. Нам такие государственные «квоты на разработки» также критически важны.

Проблемы внешние

Второй контур проблем и задач российских технологических компаний связан непосредственно с господдержкой их выхода на глобальные рынки. Прежде всего компаниям нужны доступные финансовые ресурсы. Технологический демпинг, поддерживаемый государственными программами или глобальными компаниями, сегодня один из главных инструментов конкуренции за выход на мировые рынки. Самостоятельно конкурировать в таких условиях небольшие компании попросту не могут. У нас уже созданы интегрированные механизмы поддержки экспорта через Российский экспортный центр. У многих институтов развития, в том числе и у РВК, есть свои программы поддержки экспорта. Но различные формы кредитной и субсидиарной поддержки компаний на внешних рынках, конечно, необходимо расширять.

Вторая задача — это внутренняя оптимизация, повышение эффективности деятельности самих компаний. Многим компаниям не хватает стратегического видения, и развитие именно этих компетенций — важная часть проекта.

Третья задача — это интеграция разрозненных ныне методов поддержки в некий целостный набор сервисов со стороны государства. Сейчас компании тратят много времени и усилий, чтобы подстроиться под разнородные программы поддержки. В будущем они должны стать целостными, непротиворечивыми и действительно простыми и удобными в использовании.

Помимо решения указанных задач российскому технологическому экспорту необходима также значительная дипломатическая поддержка для создания преференций на внешних рынках, которую сегодня уже активно используют многие страны. Речь идет об учете технологического фактора в межстрановых соглашениях, ориентированных на построение новых рынков. На такой рынок можно зайти только в составе консорциумов, которые полностью отвечают необходимым стандартам. Малая или средняя компания самостоятельно этого сделать не может в принципе. У наших глобальных компаний, таких как «Росатом», подобный опыт использования государственной поддержки есть, и этот опыт необходимо распространить на весь потенциально перспективный технологический сектор.

К решению о необходимости поддержки национальных компаний — технологических лидеров и их продвижения на международных рынках пришли практически все страны мира. Страны-лидеры, в которых уже существует современная экосистема развития технологического бизнеса, ориентированы на реализацию программ технологических прорывов. Россия стоит в начале этого пути, поэтому нам придется совмещать формирование основных направлений технологического развития с созданием внутренней комфортной среды для высокотехнологических компаний. Главное — уже есть понимание, что другого пути развития у нас просто нет.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/economics/26 … 99de1e993f