Реклама как фактор риска для банка. Теория вопроса
Емельянников Михаил Юрьевич
Управляющий партнер Консалтингового агентства "Емельянников, Попова и партнеры"
Коллеги, в том числе работающие в сфере ИБ, часто и много пишут, особенно в социальных сетях, про навязчивую рекламу банков по телефону и с помощью смс, неизвестные источники получения банками этих самых номеров телефонов и невозможность реального воздействия на банк за этот полный произвол.
А мы как раз для наших клиентов проводили анализ факторов риска, возникающих при продвижении банковских продуктов на рынке и искали пути минимизации возможного ущерба при размещении рекламы столь деликатной области деятельности.
Оказалось, что для потенциальных потребителей услуг банков на самом деле все не так грустно, и, как говорил великий советский сатирик, «есть путя», но надо проявлять настойчивость, то есть отрывать одно место от другого, для получения реального эффекта и воспитания продавцов из банков. Законы дают для этого массу возможностей, а ФАС активно помогает реализовать их требования и наказывает банки сотнями тысяч рублей. Так что это, скорее, зона особого риска для банков, которая, по понятным причинам, чаще всего остается без кураторства служб безопасности и правового обеспечения, что нередко ведет к имиджевым и финансовым потерям для кредитно-финансовых организаций.
Обычно, получив очередную смс стандартного содержания «Василий Петрович, золотая кредитная карта – это всегда доступные деньги. Для Вас – предварительно одобренный лимит 3000 рублей…», возмущенный скупостью банка потенциальный клиент вспоминает статью 15 закона «О персональных данных» («Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, … допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено»). А зря. Как мы помним, максимальный штраф за невыполнение закона 152-ФЗ – 10 тысяч рублей (ст.13.11 КоАП).
Посмотрим другой закон – «О рекламе». Там тоже есть аналогичная статья 18 («Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено»). От статьи 15 152-ФЗ ее отличают возможные последствия нарушений часть 1 статьи 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» предусматривает штраф на юрлиц от 100 до 500 тысяч, причем если смс пришло много, и пожаловался в УФАС десяток человек – штрафов тоже будет 10, каждый на сумму из этого диапазона. А для банков в этой статье КоАП есть специальная часть 6: «Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее» с диапазоном штрафов от 300 до 800 тысяч и аналогичным отношением к количеству жалоб.
При этом закон «О рекламе» создает широкое поле для правоприменения этих норм и квалификации административных правонарушений по ним. Помимо упомянутой выше статьи 18, здесь и части 7 и 7.1 статьи 5 «Общие требования к рекламе», соответственно:
«7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы»;
«7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте».
Есть и специально для этих случаев предназначенная статья 28 «Реклама финансовых услуг», три части которых дают возможности «пострадавшему» размахнуться широко:
«1. Реклама банковских … и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги»;
«2. Реклама банковских … и иных финансовых услуг не должна…» с подробным перечислением того, чего делать нельзя;
«3. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее».
А есть еще в статье 5 и «некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителям», и недопустимость использования «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений», и использование в рекламе изображения процесса курения, и много еще чего.
Букв получилось уже много. В следующем посте перейдем от теории к практике – примерам привлечения банков к ответственности за нарушения перечисленных требований закона во всем их многообразии. Завтра, надеюсь, успею.
Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.