Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как правильно провести православное Рождество

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Как правильно провести православное Рождество

06.01.2017 20:05

Текст: Мария Городова

7 января у православных начинается Рождество.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/135/26/34/shl250.jpg
Богородица с Богомладенцем. Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Слово "начинается" стоит тут не зря: дело в том, что праздник в честь рождения Богомладенца Иисуса длится неделю, с 7 января до 13 января - настолько значимое событие отмечает в этот день Церковь. В ночь на Рождество, с 23 часов 6 января во всех православных храмах служится Божественная литургия, а дальше, вплоть до 13 января, когда происходит так называемое отдание праздника Рождества Христова, в храмах во время богослужений  звучат молитвословия и песнопения, посвященные рождению Христа. К сожалению, для многих праздник заканчивается всенощным бдением в Рождественскую ночь - событием, действительно, невероятно глубоким и пронзительным в своей красоте и правде. А еще праздничным столом, который накрывается сразу после всенощной: позади сорокадневный Рождественский пост, Рождественский сочельник, когда на столе стояло только сочиво - блюдо из пшеницы или риса с медом, поэтому сразу после Рождественской литургии верующие с радостью разговляются. (В России раньше было в ходу это специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение" - думаю, оно многим знакомо из классической литературы. Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - всенощного бдения).

Но в том-то и удивительная мудрость наших предков, что ни рождественским столом, ни даже самим торжественным Рождественским всенощным бдением праздник не заканчивался! Радость бессмысленна, если ты не можешь ею поделиться. Любовь остается  лишь шелестом слов, если не подкреплена делом. И вот, праздник Рождества выплескивается на улицу, в мир - Святками, Святыми днями (с 8 января по 17 января). Не временем гаданий или развеселых, если даже не сказать разнузданных игр, а временем любви к ближнему, временем милосердия и благотворительности. Наши предки знали, что Рождество - это время единения с ближним, неважно, что он беднее, что он принадлежит к другому социальному слою. К Рождеству специально готовились, собирая деньги, которые потратят на тех, кому хуже, чем тебе. И эта милость становилась продолжением праздника… Это было не просто правильным проведением праздника, это было правилом.

Ну а теперь, раз уж мы заговорили в категориях "правильно - неправильно", о двух ошибках, сделанных в заголовке статьи. Сделанных специально, чтобы заострить на этих моментах ваше читательское внимание. Вчитайтесь еще раз в фразу "Как правильно провести православное Рождество". Вас тут ничего не настораживает? Нет?

Тогда подсказка. Еще недавно на западе Рождество писалось так: "Christ's Mass", дословно "Христова месса", то есть богослужение в честь Христа. Потом "Christ's Mass" сократили до Christmas, затем добавили развеселое слово Merry, а уж потом реклама и стремление быть толерантными  ужала все до графически удобного лейбла Xmas - ну, чем не размер футболки или штанов? К чему такая политика уже привела старушку Европу - об этом едва ли не ежедневно говорят в ленте новостей. Так вот, наш праздник, который православные отмечают 7 января, называется  Рождеством Христовым. А если совсем точно, то Рождеством Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Так, и никак иначе.

А теперь о второй некорректности заголовка. Но перед этим зададимся вопросом: что же мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому, можно написать об этом тома, и все равно это будут лишь наши человеческие измышления. Но эта величайшая, божественная тайна воплощения Бога связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви. Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас хоть однажды соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его. И делает это из любви к нам.

Но если уж речь зашла о любви, о действенной, о жертвенной любви, главное тут вовсе не в том, чтобы "правильно" соблюсти некие установления. Главное в том, чтобы наше сердце сохранило в себе способность любить, сопереживать и быть милостивым. Без этого все наши "правильности" мгновенно превращаются в свою противоположность.

https://rg.ru/2017/01/06/kak-pravilno-p … estvo.html

0

2

Как правильно провести Рождественский сочельник

06.01.2017 10:43

Текст: Мария Городова

https://cdnimg.rg.ru/img/content/135/25/24/0_d_850.jpg
Рождество Христово. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

7 января, православные христиане начнут отмечать Рождество Христово, но и день накануне великого праздника в честь Рождения Христа для верующих тоже особенный. В быту 6 января чаще называют "Рождественский сочельник", ну а в Церкви торжественно - Навечерие Рождества Христова. Слово "навечерие" означает вечер накануне праздника, а бытовое название дня -  "сочельник" - произошло от названия блюда из вареной пшеницы (или риса) с медом - "сочива", которое в этот день для многих православных верующих становится единственной неприхотливой пищей.

Почему единственной? Дело в том, что празднику Рождества Христова, также как Пасхе (в 2017 году Пасха 16 апреля) предшествуют сорокадневные посты. В случае с праздником Рождества Христова - это Рожественский пост (каждый год с 28 ноября по 6 января). В случае Пасхи - это Великий пост, длящийся также 40 дней, плюс Страстная Неделя (в 2017 году с 27 февраля по 15 апреля). Пасха с Великим постом еще далеко, а Рождество, вот оно, близко. Поэтому вернемся к Рождественскому сочельнику - последнему дню Рождественского поста. Последнему и самому строгому. Ведь это апофеоз подготовки верующих к встрече родившегося Христа. В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика тут простая: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда - об этом рассказывается в Евангелии от Матфея. Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. "В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - будто дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях…" То есть пост был жертвой, приношением родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Наш пост - это всегда приношение нашей любви Богу, а вовсе не диета, как можно было бы подумать. Причем, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал.

Сегодня для тех, кто бы хотел правильно встретить праздник Рождества Христова, священники советуют такой алгоритм: утром в день Рождественского сочельника придти на богослужение в церковь, и во время Божественной литургии исповедоваться, чтобы потом иметь возможность причаститься - во время все той же утренней Литургии, или уже поздно ночью, во время Литургии, которая служится в сам праздник Рождества. Тут выбор за самим верующим, хотя большинство старается с утра в Рождественский сочельник поисповедоваться, а причаститься именно на сам праздник Рождества. Что же касается утреннего богослужения Рождественского сочельника, то там есть один важный и торжественный момент, когда по окончанию Божественной литургии на середину храма выносят большую свечу, символизирующую ту самую загоревшуюся после рождения Христа звезду. В Церкви перед этой свечой - звездой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно как раз отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18:00 вечера мы уже ничего не едим. Вот и получается, что день Рождественского сочельника - день самого строгого поста. Но если мы участвуем в богослужениях, все это проходит легко и с радостным предвкушением наступающего праздника. И дело тут не только в праздничном Рождественском столе, а в той радости, которое испытывает наше сердце от одной мысли, что человек в этом мире не один. Что отныне, после Рождества Христова, Бог, такой могущественный и, казалось бы, такой далекий, родившись беспомощным Младенцем, вошел в наш мир. Разделив с человеком не только его телесность и психофизику (это называется боговоплощением), но и наши беды, нашу боль и скорбь. С наступающим праздником Рождества Христова!

https://rg.ru/2017/01/06/kak-pravilno-p … elnik.html

0

3

Что надо знать про праздник Рождества Христова

07.01.2016 14:59

Текст: Мария Городова

В 2016 году исполняется ровно 25 лет, как мы начали официально отмечать Рождество в качестве общегосударственного праздника, красного дня календаря.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/120/75/72/2509.jpg
Рождество Христово. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Что нам это всем принесло - верующим, атеистам? Стоит подумать, тоже вместе. Да, новогодне-рождественские каникулы превратились едва ли не во второй отпуск, и в Госдуме периодически звучат голоса, призывающие как-то покончить с этой вакханалией праздности и застолий. Да, магазины с декабря начинают манить нас рождественскими скидками (именно так, со строчной буквы, и в такой ситуации это верно). Да, мы сами поздравляем всех уже не просто с Новым годом, но и с Рождеством. Да, отдохнув после главного для многих зимнего праздника, мы, подзуживаемые ненасытным телевидением, к 7 января начинаем подкупать новую партию деликатесов, придумывая, как не повториться - еще бы! - второе дыхание изнурительного новогоднего марафона. Изнурительного, в том числе и для нашей печени с желудком. Но мы запаслись нужными лекарствами, мы все стоически преодолеваем! Merry Christmas - Счастливого Рождества! Show Must Go On - значит, едим, спим, смотрим почти ненавистный ящик, зависаем в Сети, поздравляем близких и забытых дальних (это явный плюс!), и то ли с тоской, то ли с неосознанным страхом подсчитываем, что выход на работу, погружение в привычный ритм жизни не за горами!

"Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Стоп! Еще раз! Это откуда? Это про что?

Это митрополит Антоний Сурожский, я его еще сегодня буду цитировать. О тайне Боговоплощения. То есть о тайне Рождества Христова. Не Рождества как коммерческого проекта, упустившего за ненадобностью самое главное - имя Того, Кто родился. На западе так ведь и было: сначала Christ's Mass - "Христову мессу" сократили до Christmas, потом добавили развеселое слово Merry, а уж потом реклама ужала все до графически удобного лейбла Xmas - похоже на размер футболки или штанов. Так и носят, не заморачиваясь. Просто и ясно! Что дальше? Об этом сегодня каждый может сам прочитать в новостях.

Итак, "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Значит, и Вы, и я, и даже этот ироничный атеист, и вон тот полный богохульник - все мы не просто не чужие на этом празднике. Больше! Этот праздник наш. Только не праздник непонятно какого там Рождества. Не просто Рождества, а праздник Рождества Христова.

"Бог, во Христе явился нам небывалым и непостижимым образом, - пишет митрополит Антоний Сурожский. - Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности". Помните, пещера с овцами, клок соломы, одиночество, волы, согревающие своим дыханием?

"Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных", - это патриарх Кирилл, из Рождественского послания.

То есть уже Своей первой ночью, ночью Своего рождения - Рождества, Христос приобщается всем нам: нашей боли, нашей слабости, нашей человеческой доли.

"Он приобщается к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли - и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества.

Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему нет приступа". Бог сделал шаг Любви нам навстречу, из Любви к нам умалив - то есть сделав Себя меньше - до нас! И мир изменился. Мир стал другим. Потому что отныне, каждый раз, когда ты мал и немощен, когда ты одинок, слаб и болен, когда ты не понят, забыт, предан или отринут, тебе есть к Кому воззвать. Потому что отныне есть Тот, Кто тебя услышит. Пожалуй, это главное, что надо знать про праздник Рождества Христова.

https://rg.ru/2016/01/07/glavnoe-site.html

0