https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1400x700_crop/media/img/7/18/754829977056187.jpg
Фото: Nissan

Штрихи будущего: что планирует разработать Nissan

Роботы-рыбки, дома на батареях, многотысячный стадион из переработанных электрокаров и другие новости про автопилоты с семинара Nissan Futures в Испании

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и на мини-роботов Nissan Eporo. Занятные создания, покручивая глазастыми разноцветными головами, неторопливо движутся по кольцевой трассе, проложенной посреди фойе ниссановского офиса в Испании. Никак не могу сообразить, на кого похожи мультяшные штуки. Присматривающий за Eporo японец объясняет: «Это рыбки».

Оказывается, Eporo – носители технологии, которая позволяет автомобилям двигаться в потоке, имитируя поведенческую модель косяка рыб: они не соприкасаются друг с другом и огибают препятствия. Ставлю на пути «рыбки» ладонь. Eporo тормозит, недовольно светится красным, другие за ним тоже ждут. Убираю руку - и робо-стайка, замигав зеленой подсветкой, продолжает «плавание». Вот так и выглядит будущее.

Отправляясь на испанское мероприятие Nissan Futures – семинар на тему фирменных перспектив – я ожидал увидеть автомобили. Не косяк маленьких Eporo, а что-то из крупных четырехколесных идей. Например, трехместный граненый электрокар Bladeglider. Или навороченный спасательский пикап Navara EnGuard Concept с его дронами-разведчиками в кузове, или агрессивный гибридный компакт-кроссовер Gripz. Наконец, один из самых продвинутых прототипов – электрический же IDS, который прочат в преемники модели Leaf. Но нет, ничего такого в Испанию не привезли. Однако это не значит, что Nissan не планирует выпускать новые модели в ближайшие годы. Ниссановцы говорят о перспективе в широком смысле слова и рассказывают о шагах, которые сделаны в выбранном направлении.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/5/60/754829969845605.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/3/07/754829973962073.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/1/39/754829973962391.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/9/44/754829973962449.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/7/23/754829973962237.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/1/94/754829980161941.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/0/03/754829980161030.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/6/73/754829980161736.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/5/39/754829980161395.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/3/84/754829980160843.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/8/85/754829982225858.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/3/60/754829982225603.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/9/52/754829982225529.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/9/91/754829989302919.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/8/23/754829989302238.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/0/13/754829989303130.jpg
Nissan Eporo

Действо начинается с демонстрации фото жилых интерьеров, где на стенах висят некие прямоугольные девайсы. Они называются xStorage – совместная разработка Nissan и компании Eaton. В чем смысл? Устройства xStorage – это компактные хранилища электричества, которые основаны на б/у батареях от Nissan Leaf.

Установив дома xStorage, европейцы смогут покупать электроэнергию по выгодным ночным тарифам и накапливать для дальнейшего использования в загруженные часы, а также копить энергию от солнечных батарей и других возобновляемых источников. И не только накапливать электричество на собственные нужды (в том числе для аварийного снабжения), но и продавать часть запаса обратно в сеть. xStorage стали доступны европейцам с декабря по цене от 3500 евро, за которые предлагают установку мощностью 3,5 кВт. Системы на 6 кВт обойдутся в 3900 евро, а собранные из новых аккумуляторных батарей стоят от 5000 евро, но имеют большую емкость и расширенную до 10 лет гарантию производителя. Обещанная экономия на счетах за электричество – 600 евро в год.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/3/22/754829967983223.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/7/64/754829967983647.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/8/90/754829967983908.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/8/58/754829967983588.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/2/78/754829967983782.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/4/10/754829967984104.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/3/56/754829967982563.jpg

На экране возникает фото громадного стадиона. Nissan и Eaton объявили о заключении крупнейшего соглашения с Amsterdam Arena – домашней ареной футбольного клуба «Аякс» – об интеграции системы xStorage Building в электросеть спортивного комплекса. На сегодняшний день xStorage Building является самой крупной в Европе системой накопления электроэнергии для коммерческого использования и состоит из 280 аккумуляторных батарей от Nissan Leaf, получивших вторую жизнь. И теперь xStorage Building обеспечивает эффективное и стабильное энергопитание стадиона даже в случае возникновения аварийных ситуаций в городском энергоснабжении. Для тех, кто понимает, что Nissan не только автомобили: это однозначный фирменный успех – светлое и экономически выгодное будущее вот оно, частично наступило. Батарей должно хватить на всю историю xStorage: прямо сейчас Leaf – это самый продаваемый электромобиль в мире.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/1/25/754829939073251.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/9/67/754829939072679.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/0/63/754829939070630.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/5/11/754829939069115.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/1/68/754829939069681.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/3/02/754829939070023.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/7/09/754829939070097.jpg

Именно на базе Nissan Leaf компания сейчас оттачивает набор технологий Nissan Intelligent Driving, которым посвящена львиная доля семинара. NID – основа глобальной стратегии Nissan Intelligent Mobility, в ней отражены ключевые решения компании относительно того, как автомобили должны приводиться в движение, управляться и интегрироваться в общество. Речь, в первую очередь, об автономном вождении: комплекс систем, поддерживающих «самостоятельное плавание», называется ProPilot.

Начало было положено с опытным образцом Leaf, который умел автоматически парковаться и самостоятельно двигаться в пробках. Затем ниссановцы анонсировали системы автоматического перестроения с полосы на полосу и функцию автоматического обгона. Дебют автомобиля с полной автономией заявлен на 2020 г. – и, скорее всего, автономно поедет нечто серийное по мотивам упомянутого выше концепта IDS. А еще через 30 лет, как считают ниссановцы, автомобили с автономным управлением принесут европейской экономике аж 17 триллионов евро.

Но, как говорится, многое еще предстоит сделать. Например, понять, насколько европейское общество в целом готово к автомобилям с автопилотами. Тут на помощь приходит социология. И вот Nissan рапортует об итогах мощного независимого исследования Freeing the Road, подготовленного исследовательским центром Policy Network для анализа социального и экономического влияния автомобилей с автономным управлением. В общей сложности было опрошено около 6000 человек в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии и Норвегии.

Исследование показало, что большинство респондентов считают автомобили с автономным управлением позитивной вехой прогресса и прогнозируют большое влияние технологии на мир в целом. Участники надеются на уменьшение количества инцидентов и напряженных моментов на дороге, вызванных человеческими ошибками, а равно лихачеством и пьянством. В общем, участники пороса уверены, что автопилотирование поможет снизить общий уровень дорожного стресса. И еще автопилоты видятся отличным решением для незащищенных слоев населения: людей с ограниченными возможностями, пожилых и слабо видящих.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/8/67/754829953758678.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/5/77/754829953758775.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1010xH/media/img/0/04/754829953759040.jpg

Участники опроса очень высоко оценили возможность высвободить время, затрачиваемое сейчас на управление автомобилем. Четыре из пяти респондентов хотели бы во время поездок заниматься чем-то еще. Больше половины признались, что за рулем отвлекаются на поиск подходящей радиостанции или на то, чтобы поесть. А хотят еще большего: просматривать во время движения новости, читать книги, работать или попросту спать.

Конечно, как любая новинка, технология вызывает и опасения. Почти половина респондентов назвали главным недостатком автономного управления риск возникновения неисправности, сбоя в работе системы, особенно при полной невозможности управления автомобилем самостоятельно. Участливые европейцы беспокоятся, что после внедрения автопилотов многие профессиональные водители потеряют работу. Но в отчете также содержатся рекомендации о том, какие ключевые шаги необходимо предпринять правительствам разных стран и другим регулирующим органам, чтобы преодолеть технологические и социальные барьеры, стоящие на пути автомобилей с автономным управлением. В частности, как сделать так, чтобы инфраструктура не сбоила, а безработные водители были заняты в ней после переквалификации и не выходили на митинги.

Да, выборка опроса невелика, но будем считать, что общество готово принять автопилоты. Вопрос в готовности самих систем автопилотирования. Один из докладов нам читает ученый-антрополог Мелисса Цефкин, которая принимает активное участие в разработке систем. По словам Мелиссы, сейчас автопилоты могут безошибочно работать лишь в идеальном мире, где все окружение автомобиля упорядочено и действует строго по правилам. Задача Цефкин в том, чтобы изучать поведенческие модели в самых разных ситуациях и обучать систему всем особенностям реальности, где пешеходы могут совершать непредсказуемые действия, а водители соседних автомобилей резко менять решения. В электронный мозг автомобиля с системой автопилотирования необходимо загрузить массу вариантов реакций на изменения окружающей среды.

«Представьте, что вы начали перестраиваться и внезапно вас обгоняет автомобиль, движущийся по соседней полосе. Как ваш автомобиль передаст важную информацию о том, что к вам приближается другое транспортное средство, и как он отреагирует на ситуацию? Или представьте себе поворот на городской улице и пешехода, внезапно появившегося на проезжей части. Что при этом должен сообщить вам ваш автомобиль? В такой ситуации вы должны быть проинформированы и ни в коем случае не напуганы», – замечает она. Одно из найденных решений упрощения коммуникации демонстрирует концепт IDS. Он общается с пешеходами посланиями, которые высвечиваются у нижней кромки лобового стекла. «Проеду после вас», – показывает, например, IDS, тормозя у пешеходного перехода.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/0/77/754829943704770.jpg

Ищет ответы на вопросы и заместитель генерального менеджера департамента разработок технологий автономного управления Nissan Такаши Сунда. «Стиль вождения – вещь очень индивидуальная. На него влияют как культурные, так и личностные особенности. Европейцы привыкли ездить строго по правилам. А в Китае, например, движение более хаотичное, но для местных это нормально. В Азии мотоциклы часто пересекают шоссе, а в Великобритании левостороннее движение. Вот почему нужно учитывать все вероятные варианты развития событий. Однако это может быть очень сложной задачей. Водители, которые впервые сталкиваются с автономным управлением, должны чувствовать себя комфортно. Все должно оставаться простым и понятным. Изменения уже начались».

https://www.autonews.ru/news/5864aec59a794795b3954762