Предновогодние траты россиян: покупки без драйва
Праздничный бюджет россиян останется практически таким же, как и в прошлом году. А вот традиционного предновогоднего покупательского ажиотажа в РФ не наблюдается уже второй год подряд.
Несмотря на ощутимое падение доходов и снижение уровня жизни, россияне в этом году отказались урезать бюджет на новогодние подарки и праздничный стол. Однако и традиционного предновогоднего всплеска покупательской активности опрошенные DW эксперты не наблюдают: на фоне продолжающегося экономического кризиса настроение потребителей остается пессимистичным.
Немцы потратят существенно больше россиян
В 2016 году предпраздничные расходы россиян в среднем составят 16 900 рублей (250 евро по использованному Deloitte курсу 67,5 рублей), чуть больше прошлогодних трат в размере 16 600 рублей. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования, проведенного консалтинговой компанией Deloitte в девяти странах Западной и Восточной Европы, включая Россию и Германию. Распределение расходов российских потребителей по сравнению с прошлым годом останется практически неизменным: 43 процента новогоднего бюджета уйдет на подарки, 45 процентов - на еду и напитки и 12 процентов на развлечения.
Россияне планируют потратить на новогодние подарки, праздничный стол и развлечения 16 900 рублей
Для сравнения - жители Германии на одни только подарки к Рождеству планируют потратить сумму, эквивалентную всему новогоднему бюджету россиян, выяснили в Deloitte. Праздничные расходы немцев нынешнем году распределятся следующим образом: 239 евро на подарки (против 242 евро в 2015 году), 120 евро на еду и напитки (124 евро в 2015 году) и 50 евро на развлечения (47 евро годом ранее).
Рейтинг самых желанных подарков у россиян в 2016 году практически не изменился. Как и год назад, больше всего на Новый год они хотят получить деньги. На втором месте, как и в 2015 году, оказались путешествия, а на третьем - смартфон. Правда, далеко не все найдут под новогодней елкой желаемое: список наиболее часто приобретаемых подарков в этом году вновь возглавляют конфеты и шоколад.
На самом деле бюджет уменьшился
По словам экспертов, увеличение новогоднего бюджета россиян на 300 рублей по сравнению с 2015 годом не стоит рассматривать как свидетельство их улучшающегося материального положения.
''Эта разница в расходах полностью съедается инфляцией, - поясняет Марина Красильникова, возглавляющая отдел изучения доходов и потребления в ''Левада-центре''. - Поэтому если мы учтем изменение цен, произошедшее за год, то окажется, что люди в реальном выражении будут тратить меньше''. С января по ноябрь потребительские цены выросли на 5 процентов, свидетельствует статистика Росстата. При этом реальные располагаемые доходы россиян, по данным ведомства, за одиннадцать месяцев года снизились на 5,8 процента.
По оценкам ''Левада-центра'', предновогодние потребительские настроения мало изменились по сравнению с прошлым годом. Кризис дает о себе знать, поэтому характерного для предыдущих лет всплеска покупательской активности не произошло, отмечает Красильникова. По данным Deloitte, число россиян, отмечающих ухудшение своей покупательной способности, взлетело с 53 процентов в 2015 году до 75 процентов в 2016-м.
"Вроде бы все неплохо, но драйва нет”
Тем не менее Красильникова не исключает, что по сравнению с 2015 годом люди будут совершать предновогодние покупки ''несколько свободнее". Одна из причин состоит в том, рассказала социолог в интервью DW, что россияне свыклись с режимом экономии и снизили уровень своих ожиданий. Люди отказываются от тех покупок, от которых могут отказаться, то есть от нерегулярно покупаемых товаров длительного пользования, поясняет эксперт. По ее словам, только 17 процентов россиян считают, что сейчас хорошее время делать такие покупки. Треть потребителей напротив убеждена, что время для этого неподходящее. "То есть баланс оценок откровенно отрицательный", - резюмирует Красильникова.
Марина Красильникова
Как свидетельствуют результаты опроса "Левада-центра", обнародованные 19 декабря, 60 процентов россиян отмечают снижение уровня жизни в стране. Больше половины (54 процента) констатировали, что возможности для заработка сократились. Вместе с тем люди довольно спокойно оценивают ситуацию на рынке труда, рассказала Красильникова: у большинства из них нет опасений потерять текущий источник заработка.
"Происходящее можно описать одной фразой: вроде бы все неплохо, но драйва нет", - резюмировала она. Такое настроение потребителей связано с тем, что 2016 год - первый, когда люди живут в состоянии долгосрочного кризиса и с пониманием того, что этот кризис надолго, поясняет социолог.
Больше пессимизма, чем в кризис 2008 года
Те же тенденции отмечают и в Deloitte. Согласно результатам проведенного компанией исследования, доля россиян, считающих, что экономика находится в рецессии, выросла с 54 процентов в 2015 году до 66 процентов в 2016-м. "Это наиболее пессимистичное мнение о состоянии экономики за последние десять лет", - говорится в исследовании.
Ожидания потребителей на 2017 год тоже не слишком оптимистичны: 41 процент опрошенных убежден, что в следующем году российскую экономику ждет рецессия. Почти четверть надеется на стабильность в экономике и только 12 процентов ожидают роста. Остальные ответить затруднились.
"Кризис 2008 года научил россиян тому, что экономика восстанавливается медленно, - говорится в исследовании компании. - В то время как в 2009 году преобладали надежды на восстановление финансового роста в течение года, на этот раз число оптимистов и пессимистов в отношении ожиданий экономического подъема в 2017 году оказалось сопоставимым".
После кризиса 2008 года ожидания людей на предстоящий год тоже резко просели, но потом быстро восстановились, вспоминает Сергей Турушев, старший менеджер департамента аудита Deloitte. Начиная с 2014 года, экономика не показывает признаков восстановления, и люди стали привыкать к этой ситуации, объяснил эксперт: с этим и связан рост уровня пессимизма в 2015 и 2016 годах.
Дата 23.12.2016
Автор Ирина Филатова