Граждане и бизнес оплатят благоустройство городов
16:51
Алексей Пастушин, Светлана Бочарова, Анна Могилевская
Благоустройство одной из улиц в Москве
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Власти вложат в благоустройство территорий 50 млрд руб. в ближайшие годы, следует из документов на сайте правительства. А если этих денег не хватит, к софинансированию работ могут быть привлечены граждане и бизнес
Красота за свой счет
В скором времени россияне и отечественный бизнес будут привлечены к софинансированию благоустройства российских городов, то есть их озеленения, освещения, создания зон отдыха и т.п. Это следует из паспорта приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного президентским советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября и выложенного на сайте правительства в начале декабря.
«Формирование комфортной городской среды» — один из двух десятков приоритетных проектов, выполнять которые правительство начнет в 2017 году. Согласно паспорту проекта, с 2017 по 2020 год федеральный центр ежегодно будет выделять по 5 млрд руб. на благоустройство российских муниципалитетов с численностью населения свыше 1 тыс. человек. Еще по 7,5 млрд руб. будут ежегодно выделять регионы. Таким образом, общий объем средств, выделенных на формирование комфортной городской среды за четыре года, составит 50 млрд руб.
Заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис говорит, что только в 2017 году объем бюджетного финансирования программы по благоустройству городской среды составит 20 млрд руб. Еще не менее 10 млрд руб. выделят регионы. Объем финансирования на последующие годы, по словам Чибиса, будет определен по итогам реализации программы в 2017 году.
Эта сумма сопоставима с ежегодными затратами на программу «Моя улица», в рамках которой в течение 2015–2018 годов в Москве пройдет реконструкция 4 тыс. улиц. За четыре года столичная программа обойдется городскому бюджету в 126 млрд руб.
Расходы на благоустройство, пояснил РБК министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, заложены в бюджет каждого муниципалитета; оценить их общую сумму министр затруднился.
С учетом того что обычно траты Москвы по статье «благоустройство» составляют 8–10% от федеральных, озвученная сумма 30 млрд руб. на благоустройство всех городов России «выглядит незначительно», считает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. В 2016 году на благоустройство только в Москве было потрачено около 40 млрд руб., но при этом, конечно, доходы столицы от налогов несоизмеримо выше остальных городов России, говорит Небольсин.
Как следует из паспорта приоритетного проекта, если бюджетных средств, предусмотренных программой формирования комфортной городской среды, не хватит, к софинансированию могут привлечь граждан и представителей бизнеса. С этой целью к 1 марта 2017 года должны быть внесены изменения в законодательство, которые уточнят, какие полномочия получат местные власти, чтобы переложить на собственников обязанности по содержанию прилегающих территорий, говорится в паспорте проекта.
Проект предусматривает составление публичного рейтинга благоустроенности муниципалитетов, что привлечет внимание «к решению одной из ключевых проблем современного состояния городской инфраструктуры — ее агрессивности и некомфортности для человека». Конечная цель, как говорится в документе, — «стимулировать самих граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципалитетов, в том числе финансово».
Собеседник РБК, близкий к правительству, пояснил замысел авторов проекта: граждане и компании получат возможность подавать заявки в муниципалитеты на благоустройство территорий, после чего те организуют необходимые работы. Собственники недвижимости необязательно должны «скидываться». Они, например, могут принять участие в субботнике, говорит собеседник РБК. По его словам, вице-премьер Дмитрий Козак, который является непосредственным куратором проекта, «давно и планомерно продвигает идею, что собственники должны содержать в порядке фасады своих домов и прилегающую территорию».
Представитель Дмитрия Козака заявил РБК, что окончательной документации по проекту еще нет. «Проект еще прорабатывается, он в работе, решения еще не приняты», — подчеркнул он.
Андрей Чибис не ответил на вопросы РБК, касающиеся предполагаемого софинансирования населением проектов по благоустройству. В то же время он подтвердил, что в безусловном порядке проект предлагает гражданам участвовать в принятии решений по выбору концепции и дизайн-макета «знаковых объектов» для благоустройства. «Кроме того, мы вырабатываем механизмы поощрения активного участия и граждан, и бизнеса в таких проектах», — заявил Чибис РБК.
Ранее депутаты Госдумы от «Единой России», которые имели возможность ознакомиться с паспортом проекта, высказывали недовольство включением в документ пункта о софинансировании благоустройства гражданами, рассказал источник РБК в нижней палате парламента. «Депутаты спорили с чиновниками по поводу этого пункта, но добиться его исключения не удалось», — сказал собеседник РБК.
Поборы по договоренности
В настоящее время стандарты благоустройства регулируются положениями Градостроительного кодекса. При этом существующие нормы не позволяют в полной мере обеспечить комфортную городскую среду, считает директор департамента консалтинга Knight Frank Ольга Широкова. Однако опрошенные РБК участники рынка не знают примеров, когда были бы законодательно закреплены обязательства девелоперов по благоустройству и содержанию близлежащей территории. По их мнению, участие компаний и граждан в формировании комфортной городской среды — во всем мире вещь исключительно добровольная.
Во многих развитых странах обустройством территорий обычно занимается муниципалитет, а застройщик подключается уже впоследствии, получая при этом соответствующую компенсацию, говорит директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов.
В России наибольших успехов в соинвестировании в благоустройство городских пространств добились власти Москвы, считает директор департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci Александр Морозов. «Бывает, что при согласовании проекта власти могут предложить девелоперу разбить парк рядом с будущим торговым центром», — рассказывает эксперт. Вопрос о дальнейших расходах на содержание парка при этом решается в каждом случае индивидуально. «После ввода жилого объекта близлежащая территория, как правило, делится на две части. Придомовая территория находится в управлении УК, тогда как все остальное — улицы, скверы и так далее — эксплуатируется муниципалитетом, поскольку для жильцов это слишком дорого», — говорит Брызгалов.
По словам директора по маркетингу MR Group Евгении Старковой, затраты на создание парков или скверов девелоперы рассматривают «как инвестиции в будущее», поскольку зеленая зона у жилого комплекса создает девелоперу реноме и гарантирует интерес к его последующим проектам.
Не исключено, что власти стремятся перенести столичный опыт на всю Россию, отмечает директор отдела управления строительством CBRE Михаил Каплун. По его мнению, это оправданно только применительно к новым девелоперским проектам. «При этом требование по содержанию прилегающей территории к собственникам уже существующих объектов выглядит, скорее, как дополнительные поборы с бизнеса», — считает Каплун. Вопросы у эксперта вызывает софинансирование благоустройства со стороны граждан. «Подобное возможно только в таких зажиточных странах, как Германия, но не в российской глубинке», — заключает Каплун.
Отложенный эффект
Опыт показывает, что представители бизнеса нередко несут потери даже в том случае, если благоустройством близлежащих территорий занимаются власти. Так, при реализации в Москве программы «Моя улица» трафик магазинов стрит-ретейла в зоне реконструкции снизился в среднем на 20%, зафиксировали специалисты Watcom Shop Mechanics. В начале июля арендаторы магазинов в центре города фиксировали падение товарооборота на 30–50%. Они просили снизить арендную плату на 50%, однако собственники помещений редко соглашались на скидки больше 10–20%, говорила РБК директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк. Однако после завершения реконструкции, в 2016–2017 годах, трафик может вырасти до 30%, прогнозировали аналитики консалтинговой компании «Магазин магазинов».