Спасти пенсию от мошенников: поможет ли страховка?
Злоумышленники снимают деньги с банковских карт пенсионеров. Как не лишиться всех сбережений, можно ли считать страхование панацеей?
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Мошенники опустошают банковские карты пенсионеров под видом сотрудников пенсионного фонда. Операционисты в Сбербанке начали предупреждать своих клиентов о том, что им могут звонить якобы из ПФР или Собеса и запрашивать данные о пластиковой карте.
Не слишком бдительные пенсионеры озвучивают по телефону номер карты и даже делятся ПИН-кодом по телефону. В результате они лишаются всех сбережений. Такая история накануне произошла с москвичкой Галиной:
Галина
жительница Москвы«Мне позвонили из Пенсионного фонда, молодой человек представился, назвал мои фамилию, имя и отчество полностью, год рождения, мой адрес, где я проживаю, спросил, я это или нет. Говорю: «Да, я». Потом он сказал, что мне положено получить еще девять с чем-то (я точно не помню) и тысячу с чем-то. Я спросила, за что? Он говорит, что девять всем будет надбавка, а тысяча за стаж — «У вас, наверное, есть 30 лет», как он сказал, что меня очень смутило. Если от Собеса, то, наверное, знают, сколько я проработала. Потом он стал говорить, что он мне назовет номер карточки, а я должна подтвердить, чтобы сверить. На что я ему ответила, что карточки у меня нет, он удивился и спросил: почему нет? Я сказала, что я отдала дочке, потому что я сама почти не хожу, и мне все покупают. Он сказал на это мне: «Спасибо, я перезвоню в Сбербанк, и мы там все решим». Я сильно заволновалась, на следующий день обратилась в Сбербанк, просто узнать, как и что там. На что мне сотрудник Сбербанка ответил, что сейчас очень много мошенничества молодежи, особенно от Пенсионного фонда звонят. Мне предложили страховку на пенсию, я даже не знала раньше — теперь страхуют пенсию от кражи, от потери».
Страхование пенсии — продукт относительно новый. Он появился, когда участились случаи мошенничества в отношении пенсионеров. Такая страховка предлагается по цене 700-800 рублей в год. Но, прежде чем получить свои деньги назад, клиенту предстоит доказать факт мошенничества, говорит профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Иван Родионов
профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ«Как бы это обидно ни звучало, тем не менее, пенсионеров обдурить легче всего. Для мошенников это очень привлекательная среда, поэтому они всегда оказываются в уязвимом положении. Надо сказать, что формы страхования — это нормальная практика, и нормально, что Сбербанк ее применяет. С другой стороны, я могу сказать, что хожу регулярно в Сбербанк делать коммунальные платежи — ни разу никто никакой страховки не предлагал. Само наличие такого инструмента полезно. С третьей стороны, 800 рублей — все-таки для пенсионера это существенная сумма, не надо считать, что она копеечная. Однако, если бы речь шла о гарантии, что бы с тобой ни произошло — ты сразу получаешь эти 60 тысяч, а потом разбираются, что случилось. У страхования ровно наоборот: надо сначала разобраться. Я не уверен, что процедура получения 60 тысяч для пенсионера и посильная, и организационно легкая: нужно куда-то поехать, постоять в очереди».
Эксперты по финансовой безопасности обращают внимание на то, что номер банковской карты по телефону, как правило, не запрашивают даже сами банки при проведении операций.