Миноритария обидеть сможет каждый

Права мелких акционеров могут ограничить: им запретят запрашивать документы о деятельности своих компаний. Это угроза для инвестклимата страны и для самих компаний, предупреждают эксперты

Текст: Михаил Сафонов

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/08/04/fond.png
Фото: Phil Toscano/PA Images

Власти могут ограничить права мелких акционеров российских компаний. За этой фразой скрываются серьезные последствия как для самих компаний, так и для инвестклимата в целом. Центробанк, Минэкономики и Минюст подготовили предложения, согласно которым мелкие акционеры не смогут запрашивать документы о деятельности своих компаний. Ведомства определили порог в 1% акций. То есть, если у миноритария доля меньше процента, то компания не предоставит ему никакой закрытой информации. Сделано это, как пишет Rambler News Service, чтобы предотвратить «троллинг», когда «миноры» забрасывают компанию запросами о предоставлении информации. Однако последствия будут негативными, считает президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.

Евгений Коган
управляющий директор компании «Московские партнеры»

«Несмотря на то, что элементы троллинга, конечно, присутствуют, скорее всего, не троллинга, здесь можно говорить о green mail. Но тем не менее нельзя вместе с водой выплескивать и ребенка. Если мы начинаем закрывать информацию от миноритариев, то, по сути, мы убиваем суть фондового рынка. Потому что тогда мажоритарии имеют неограниченную информацию, а миноритарии — как получится. Точнее ничего не имеют. Тогда в чем смысл фондового рынка? И защищая здесь права мажоритариев, мы, по сути, их же и прессуем. Потому что, если права миноритариев будут также здесь ущемлены, тогда миноритарии говорят, а зачем им вся эта история, зачем нам фондовый рынок, и нам проще инвестировать во что-то другое. Следовательно, капитализация компаний будет страдать, потому что многие держатели миноритарных пакетов скажут, что, как говорится, в гробу и в белых тапочках мы видели тогда непрозрачный фондовый рынок. Тогда где вообще фондовый рынок, где капитализация? И тогда в итоге страдают сами мажоритарии. Заколдованный круг. Поэтому я считаю, в данной ситуации ребенка вместе с водой выплескивать нельзя. И не знаю, решений этих проблем много. Тут требуется просто подумать. Уж, по крайней мере, точно не следует закрывать миноритариям путь к получению информации. Иначе им же будет хуже. Я имею в виду, мажоритариям».

То, что сейчас предлагают в правительстве и ЦБ поможет защитить от так называемого green mail. Иными словами, это шантаж, когда миноритарий оказывает давление на мажоритарного акционера с целью извлечения прибыли или преследуя политические цели.
Эксперты отмечают, что в других странах подобные поступки имеют продолжение в судах. При этом миноритариев в праве на информацию не ограничивают.

Андрей Корельский
управляющий партнер Адвокатского бюро «КИАП»

«Многие страны это все уже прошли. И корпоративная культура многих стран выстроилась более четкая, понятная: акционер — это тот, кто покупает, инвестирует в вашу компанию деньги за акции и имеет право на получение информации о деятельности компании, тем более это компания публичная. Другой вопрос, если вы говорите о закрытом каком-то обществе, компании частной, и не собираетесь привлекать деньги с рынка, пожалуйста, вы можете не отчитываться ни перед кем. Сейчас из-за того, что были определенные формы green mail со стороны миноритариев, опять одиозных личностей, которые на этом зарабатывали определенный пиар, мне кажется неправильно. Во всех странах мира миноритарии — это определенный инструмент для развития компании, потому что миноритарии, как правило, очень внимательны. Если они инвестируют портфельно, это скрупулезные ребята, стараются всегда получать информацию и, может, подсказывать менеджменту на какие-то ошибки, которые они видят в управлении компании. Мне кажется, это ущерб развития нашего корпоративного законодательства. В последнее время мы, наоборот, двигались в сторону ее открытости, прозрачности, если мы сейчас снова уйдем в закрытие системы корпоративных отношений, когда миноритарии — это никто, тогда, может быть, нет смысла и выдумывать велосипед. Просто прочитать в законе: акционер, владеющий более 50% акций, имеет право на все, все остальные не имеют ничего. Не нужно выдумывать никакие красивые декларативные вещи в нашем законе об акционерных обществах».

Один из самых известных российских миноритариев — оппозиционер Алексей Навальный. Свои первые расследования он основывал на документах, который получал, став мелким акционером таких компаний как «Транснефть», ВТБ, «Аэрофлот» и «Роснефть».

https://www.bfm.ru/news/330173