Новый марафон
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Мария Попова
Фото: Reuters
Глобальный рынок ищет новые идеи в технологиях виртуальной реальности, искусственного интеллекта, робототехники или биологической и цифровой конвергенции.
Футуристические прогнозы предыдущего десятилетия начинают определять стратегии развития крупнейших глобальных IT-вендоров. Они все активнее инвестируют в экзотичные технологии, бизнес-сферы применения которых до недавнего момента были неочевидны. Например, в технологии виртуальной реальности. Ожидается, что за ближайшие пять лет они получат распространение, сравнимое с уровнем проникновения мобильных телефонов. Разработчики уже начали формировать массовый рынок, пока бесплатно распространяя миллионы устройств, — по этому пути идут Google, Facebook, Sony и Microsoft. Со своей стороны, интернет-сервисы YouTube и Facebook объявили о запуске полной поддержки технологий онлайн.
Главный рынок, с которым ассоциируется виртуальная реальность (VR), — игровой. По прогнозам инвестиционного банка Goldman Sachs, здесь ожидается рост выручки до $12 млрд к 2025 году. Однако, по мнению аналитиков, и в более традиционных бизнес-нишах эти технологии обеспечат доход за счет трансформации принципов взаимодействия с потребителем в самых разных отраслях. Так, выручка от трансляции мероприятий (концертов, спортивных чемпионатов, дебатов и пр.) с применением VR составит более $4 млрд к 2025 году, и эту услугу будут потреблять до 30% общего количества пользователей виртуальной реальности.
Внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности в сегмент ретейла и онлайн-продаж обеспечит выручку $2 млрд, а в продажах недвижимости — до $3 млрд. В сфере проектирования VR обеспечит возможность тестировать конструкции в виртуальном пространстве, что снизит стоимость конечного изделия, а выручка в этом сегменте составит $5 млрд. Столько же, как ожидается, заработают на VR и в здравоохранении, используя технологии, например в хирургии или для проведения виртуальных приемов.
В немецком IT-вендоре SAP отмечают, что у компании уже сейчас есть решения по дополненной реальности для различных направлений в производстве: для управления складом и недвижимостью, для ремонтных бригад. «Это не будущие разработки, а реальные продукты в нашем прайс-листе, — рассказывает Павел Гонтарев, генеральный директор «SAP СНГ». — Например, одно из последних решений — приложение для осмотра объектов недвижимости «Банк будущего». Оно реализует сценарий выбора объекта из списка представленных. Это выглядит как обзор каждого объекта, который пользователь выбирает с помощью жестов. В любом месте его можно спроецировать на любую окружающую поверхность. Рассмотрев детали дома снаружи, потенциальный покупатель может выбрать необходимый этаж и перейти уже к изучению помещений, чтобы получить представление об интерьере».
Услуги на лету
Другое не самое явное направление развития глобальной отрасли — бизнес-услуги с использованием дронов, которые обеспечат выручку свыше $127 млрд к 2020 году, по оценкам консалтинговой компании PwC. Технологии беспилотных устройств позволят создавать новые бизнес-модели. Такие решения наиболее актуальны в отраслях, где необходимы мобильность и высокая скорость доставки качественной информации. Например, для крупных распределенных компаний, которые смогут с помощью дронов лучше управлять своими активами или их строительством. Новые задачи для дронов — технические работы (например, с электропроводкой) или транспортировка, причем не только предметов (или, скажем, медикаментов), но со временем и людей.
По данным исследовательской компании GfK, в 2015 году в мире было поставлено 4,3 млн дронов, которые используются в сельском хозяйстве, для аэросъемок и пр. Продажи дронов в мире растут на 167% в год, а объем этого рынка сегодня составляет около $2 млрд.
Цифровой фундамент
Виртуальная реальность, робототехника, искусственный интеллект и машинное обучение, а также большие данные и интернет вещей — это инструментальные средства цифровой трансформации, считают в американской IT-корпорации Microsoft. Ее конечная цель — радикальное повышение эффективности бизнеса с помощью современных технологий.
«Возможность создавать и развивать революционные сервисы обеспечивает бизнесу цифровая трансформация, которая в большинстве областей сегодня невозможна без использования облаков, — отмечает Владислав Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России. — Трансформация предприятий и общественных институтов состоит в объединении усилий IT и многих других отраслей — финансов, автопрома, биотеха, ретейла и др. — для глубокой реорганизации производства, гармонизации общественной жизни и защиты окружающей среды. Она предполагает систематическое и гармоничное использование идей, методов и инструментов, первоначально созданных в рамках IT, для развития отношений с потребителями, совершенствования кадровой работы, оптимизации процессов, превращения продуктов в сервисы и даже смены бизнес-модели. Как недавно отметил Сатья Наделла (генеральный директор Microsoft.— РБК+), независимо от того, в какой индустрии мы работаем, мы должны начать думать и действовать как цифровая компания».
В Microsoft оценивают объем проектов цифровой трансформации в 2016 году в сумму свыше $150 млрд и прогнозируют ежегодный рост на 8–15%. В пятилетней перспективе 25% мировой экономики претерпит, по мнению экспертов корпорации, радикальную цифровую трансформацию.
Заметное в России движение в сторону цифровой трансформации бизнеса подтверждают в SAP: «Мгновенная аналитика, связь физического мира с миром учетных систем, автоматизация основных внутренних бизнес-процессов — HR, закупки, продажи, логистика, финансы, переход на сервисную модель, — перечисляет Павел Гонтарев. — Когда, например, информация о запасе на складе идет не из бухгалтерии, как обычно, а с датчика на полке. Из вендинговой машины взяли бутылку воды — система узнает об этом мгновенно и планирует пополнение. Или о том, что в фуре увеличилась температура воздуха и фрукты не доедут до потребителя, поставщик узнает не по ее приходу на склад, а уже в процессе транспортировки; планирование запускается не раз в неделю, а в любой момент времени».
Организация таких процессов требует существенных изменений в организации труда и IT-решений нового поколения. «В скором времени мы увидим больше решений, где все эти области — интернет вещей, микросервисы, продвинутое машинное обучение и взаимодействие (m2m), Big Data и пр. — будут тесно переплетены: визуализация данных с датчиков, контроль оборудования и межмашинное взаимодействие, симуляция пространств и, что немаловажно, изменение окружающего нас пространства с заранее предсказуемым результатом», — резюмирует Павел Гонтарев.
Базовые вехи
На непростом пути диджитализации российские компании сегодня пересматривают как свои процессы, так и модели взаимодействия с партнерами, все чаще смещаясь к сервисной. «Инфраструктура как сервис, информационная безопасность как сервис и другие подобные направления все больше интересуют заказчиков, которые видят, что развивать собственную глубокую внутреннюю экспертизу по какому-либо из них становится все более затратно и менее выгодно с точки зрения инвестиций, — поясняет Александр Рожков, директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline. — Для компаний не из сферы IT есть риск, что их инфраструктура, системы и крупные внутренние разработки/проекты устареют еще до момента внедрения. Поэтому они все чаще предпочитают использовать IT по сервисной модели, понимая, что если делать все самостоятельно, они будут отставать от конкурентов».
Другой очевидный способ оптимизации усилий — открытость как новый принцип разработки отраслевых стандартов, взаимодействия разработчиков и пользователей, отрасли и ее регуляторов, считают в IT-провайдере «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»). «Как следствие такого подхода — более точный и быстрый отбор лучших решений, которые крупные компании смогут поддерживать и развивать, — комментирует Евгений Щепилов, управляющий директор «Сервионики». — Пример — открытая облачная платформа OpenStack: за шесть лет вокруг нее объединились более 55 тыс. IT-профессионалов со всего мира, создано уже более 140 продуктов и решений, а разработки на ее основе используют более 600 компаний, включая Google, RedHat, VMware, Cisco, EMC, HP, Huawei, IBM, Intel».
Новые реалии экономики и окружающего мира требуют нового инструментария либо новых комбинаций уже известных решений. «Технологии сегодня — не догма, а поле непрерывного творчества, в котором накопленный опыт работы с западными системами активнейшим образом применяется в российских разработках, — считает Георгий Масберг, заместитель генерального директора компании «Консист Бизнес Групп». — В этом движении мы объединяем усилия с заказчиками и партнерами, поэтому кооперация игроков IT-рынка — еще один тренд, который мы видим сегодня и будем наблюдать в ближайшее время».