Не до смеха: «Сатирикон» на грани закрытия
У театра нет денег: все средства уходят на аренду помещений, а собственное здание находится на реконструкции. Финансовые проблемы испытывают и другие московские театры
Текст: Евгения Смурыгина
Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Фото: Анна Исакова/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС
«Сатирикон» находится на грани закрытия из-за финансовых сложностей. Художественный руководитель театра Константин Райкин заявил, что все деньги уходят на аренду помещений для спектаклей. Собственное здание «Сатирикона» сейчас на реконструкции.
Ремонт, как планировалось в 2014-м, должны были завершить к концу этого года. Тогда говорилось, что привлекают и инвесторов, и средства из бюджета. Тема денег Райкина волнует: он говорит о них открыто и много на каждой встрече с журналистами, в каждом интервью, что, конечно, мгновенно делает ее еще острее. Теперь выясняется: на пресс-конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Аркадия Райкина, его сын объявляет, что еще немного — и все.
Константин Райкин
художественный руководитель театра «Сатирикон»«Уже полгода мы находимся в простое, я вынужден был отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля, у нас нет денег, чтобы оплачивать два спектакля. Я это вчера объяснял министру, уже не в первый раз. Это прямой путь к гибели. Я и дальше пойду, потому что мы крайне редко просим денег. Мы очень состоятельный и дееспособный коллектив, очень работящий. Мы всегда имеем большой успех. Сейчас я должен был приступить к репетиции спектакля «Сирано де Бержерак». Узнал, что и дальше у нас не будет денег, после этого спектакля мы полгода будем должны ничего не делать. Это смертельно. Это значит, что я просто отпущу людей. Мы просто можем распасться, мы сейчас находимся на грани катастрофы».
На грани сейчас много столичных театров. Заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников на днях заявил, что часть московских театров превратят в театрально-концертные площадки. По задумке властей управлять ими будут менеджеры, которые займутся поиском режиссеров и спектаклей, потенциально интересных публике. Больше касса — выше зарплата. В сложившейся ситуации виноваты сами власти, убежден театральный критик Глеб Ситковский.
Глеб Ситковский
театральный критик«В системе финансирования театров очень много странностей. В Театре Пушкина, в котором ставят лучшие режиссеры страны с большой труппой, с большим залом и так далее, получают меньше, чем, к примеру, в Театре Луны или Театре «Модернъ». Это нонсенс. Это значит, что сама система финансирования театров не работает, когда господин Печатников упрекает «Гоголь-центр» в бесхозяйственности. «Гоголь-центр» сейчас тоже стоит на грани разорения. Винить в бесхозяйственности надо, скорее, самих себя, город, который не сумел отладить систему финансирования московских театров. Разбазаривать деньги на театрах, которые не предоставляют большой художественной значимости, и не помогать театрам, которые действительно сейчас интересны».
«Сатирикон» не первый московский театр, переживающий долгую реконструкцию: достаточно вспомнить эпопею с ремонтом исторической сцены Большого или строительство нового здания «Табакерки», открывшегося этой осенью. Вероятно, откроют в конце концов и театр Райкина. Остается только вопрос, когда и на чьи деньги.