Россия готовится заблокировать LinkedIn. Зачем?
26 октября, 14:03
Михаил Зеленский
Старший редактор Slon Magazine
В России уже через две недели могут полностью заблокировать социальную сеть для деловых контактов LinkedIn. Роскомнадзор объявил этот сервис нарушителем закона о персональных данных, причем решение суда уже есть – осталось только утвердить его на апелляции. Как так получилось?
Закон о хранении данных
LinkedIn – первая значимая «жертва» новой редакции закона, которая действует с сентября 2015 года. Тогда власти решили, что любые компании и сервисы, которые каким-то образом хранят данные россиян, должны размещать эту информацию только внутри России.
Причем сразу после вступления закона в силу Роскомнадзор довольно скептически относился к тому, получится ли принудить крупнейшие зарубежные компании, такие как Google или Facebook, его исполнять.
«Скорее всего, мы будем получать на этот счет жалобы от дотошных пользователей и задавать соответствующие вопросы компаниям», – говорил тогда пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский.
Кто пожаловался на LinkedIn?
Судя по всему, никто. Ампелонский утверждает, что они просто отреагировали «на сообщения в СМИ» об утечках паролей пользователей соцсети. В 2012 году данные нескольких миллионов пользователей LinkedIn выложили в открытый доступ. Через четыре года выяснилось, что всего было украдено более 100 млн почтовых адресов и паролей (в зашифрованном виде).
Роскомнадзор попросил LinkedIn рассказать, где сейчас хранятся данные их клиентов-россиян, компания ответила «двумя отписками», после чего ведомство легко выиграло иск в московском суде.
Есть ли шанс, что не заблокируют?
Вероятность, что LinkedIn выиграет апелляцию в Мосгорсуде, минимальна. Для этого до заседания, которое пройдет 10 ноября, социальная сеть должна перенести данные россиян на территорию РФ.
Представители соцсети рассказали, что поддерживают связь с Роскомнадзором по вопросу о переносе данных, но «в настоящий момент время встречи для обсуждения не определено». Сам суд LinkedIn никак не прокомментировала.
Разблокируют LinkedIn только после того, как она перенесет данные, а Роскомнадзор это проверит.
Нарушает ли закон кто-то еще?
Случай с LinkedIn – первый, когда публично стало известно о блокировке за отказ переносить серверы в Россию. До этого только Viber объявлял, что выполнил все требования закона.
При этом другие крупнейшие интернет-компании Роскомнадзор пока не проверял и, судя по всему, проверять не собирается. Недавно ведомство в очередной раз заявило, что ведет с Facebook и Twitter «активный диалог». Глава ведомства Александр Жаров заверил, что Google и Apple неофициально начали перенос серверов. Правда, об этом он говорил и год назад, с тех пор сами компании ничего не сообщали.
Отсутствие диалога с гигантами рынка не мешает Роскомнадзору отчитываться о проведении многочисленных проверок на соблюдение закона. С сентября 2015 года там проверили более тысячи разных компаний, в которых нашли 23 нарушения требований о локализации персональных данных.
И такие проверки ведомство может проводить еще не одну сотню лет. Ведь, по заявлениям Жарова, данные россиян обрабатывают более 2,5 млн компаний. И пока только 75 тысяч из них отчитались, что хранят нужную информацию на российской территории.
По мнению основателя Общества защиты интернета Леонида Волкова, ситуация с LinkedIn – это «показательный бан», чтобы активизировать работу с другими крупнейшими компаниями.
А что делать пользователям?
Важно помнить, что блокировка LinkedIn на территории России никак не скажется на работе самой социальной сети. Просто тем, кто находится в России, будет немного сложнее зайти на сайт, ведь существует много способов обхода блокировок. «Если блокировка произойдет, то на моей работе это не особенно отразится», – говорит один из активных пользователей социальной сети исполнительный директор компании «СовЭкон» Андрей Сизов: аудитория LinkedIn преимущественно иностранная, а блокировку можно обойти.
А вот для хедхантеров это будет большая потеря, сожалеет старший партнер Ward Howell Георгий Абдушелишвили: LinkedIn – площадка, где уже осуществлен отбор профессиональных людей, поэтому специалисты по найму персонала пользуются ею все время, другие социальные сети содержат массу часто ненужной информации. В России только около пяти миллионов человек пользуются LinkedIn, так что доля сети на местном рынке труда невелика, заявила «Дождю» руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. В первую очередь это профессиональное сообщество, а уже потом площадка для подбора персонала, и в этом качестве ее аудитория несопоставима с числом зарегистрированных на крупных сайтах по подбору персонала, говорит эксперт. В России при поиске работы LinkedIn используют скорее в качестве вспомогательного инструмента. В то же время для топ-менеджеров и узкоспециализированных специалистов, особенно из области IT, а также тех, кто рассчитывает найти работу за рубежом, это крайне важный ресурс, говорит Игнатова.
https://slon.ru/posts/75384