Умирающая профессия: почему исчезновение риелторов неизбежно
Александр Зарицкий,
заместитель генерального директора юридической компании Heads Consulting
Покупка или продажа жилья всегда представляла собой достаточно сложную задачу. У многих претендентов на жилплощадь (то есть потенциальных покупателей) просто нет необходимых знаний и опыта, многие опасаются стать жертвой мошенников. В таких условиях люди часто обращались к риелторам. Однако в последние годы ситуация изменилась. Все больше признаков указывает на то, что риелтор — это отмирающая профессия.
По результатам ведения практики сопровождения сделок в рамках юридической компании Heads Consulting за последние десять лет (то есть с 2006 по 2016 год) число агентов по продаже недвижимости сократилось на 45% — почти в два раза. Причины этого заключаются в первую очередь в том, что потенциальные клиенты все меньше нуждаются в услугах посредников.
Первая причина — сервисы, позволяющие самостоятельно выбрать недвижимость, выставленную на продажу: например, «Циан», Avito, «Яндекс-Недвижимость» и другие конкурирующие с ними площадки. Используя эти ресурсы, человек может найти интересный ему объект, запросить всю необходимую информацию, а затем договориться и обсудить условия сделки напрямую с собственником. В результате исчезает необходимость платить риелтору за поиск и подбор объекта — а ведь стоимость этой услуги оценивается в 2–4% от цены заключаемой сделки. В «доинтернетную» эпоху риелторы обладали монополией на подобную информацию, сейчас эта монополия испарилась.
Второй удар по бизнесу риелторов нанесло создание сети многофункциональных центров (МФЦ). Упрощение подачи документов для физических лиц при приобретении жилой недвижимости и сопутствующие услуги, предоставляемые этими центрами, позволяют совершать сделку фактически без специальных знаний и умений — достаточно прийти в МФЦ, сотрудники которого всегда проконсультируют по сложным вопросам оформления. Теперь перед человеком, желающим купить квартиру, останется только одно препятствие — юридическое оформление сделки. Помимо риелторов такую услугу оказывают профессиональные юристы, причем у них стоимость подобных услуг носит фиксированный размер и в целом достаточно невелика благодаря жесткой конкуренции.
Третьим могильщиком риелторского бизнеса можно назвать крупнейшего собственника недвижимости в России — государство. Различные госструктуры контролируют приблизительно 10% жилищного фонда в стране. По мере развития электронных торговых площадок и документооборота власти все чаще реализуют принадлежащие им квартиры и комнаты на федеральных и региональных электронных площадках. Таким способом государство демонстрирует населению, что для покупки квадратных метров вовсе не обязательно обращаться к услугам посредников — достаточно зайти на одну из электронных площадок вроде ЕЭТП, Сбербанк-АСТ и им подобных.
Четвертый гвоздь в крышку гроба риелторов забила практика продаж и покупок недвижимости на аукционах. Процесс приобретения через торги максимально прозрачен и прост: каждый потенциальный покупатель получает возможность предварительно ознакомиться со всей необходимой документацией по объекту еще до проведения торгов, а стартовая цена всегда заметно отличается от рыночной в сторону дешевизны. Принять участие в борьбе за желанный лот могут лишь те, кто согласился заранее внести задаток: это отсекает от участия в торгах «случайных прохожих» и осложняет задачу накрутки цен. В итоге подобный подход к проведению торгов позволяет довести стоимость недвижимости до разумных значений.
Не стоит забывать, что в 2017 году Росреестр должен создать единую базу недвижимости России. После запуска этой системы общедоступные сведения по объекту недвижимости можно будет заказать в любом МФЦ вне зависимости от того, где находится объект. Львиная доля документов на жилье будет переведена в электронный вид и станет запрашиваться регистрирующим органом путем межведомственного взаимодействия. Это приведет к фатальным последствиям для агентов по недвижимости, ведь сейчас они аргументируют свою нужность умением собирать все необходимые документы. Когда этот процесс станет простым и понятным обычным россиянам, услуга риелтора фактически сузится до организации встречи между продавцом и покупателем — а это легко сделать и без посредника.
В 2016 году Сбербанк уже запустил новый проект — центр Sberned, включающий в себя сервисы по электронной регистрации сделок с жильем, приобретению квартир в ипотеку, а также правовой экспертизе выставленных на продажу объектов и всех участников сделки. В ближайшее время можно ожидать появления аналогичных структур, созданных конкурентами Сбербанка. Это означает, что у риелторов появился мощный конкурент — банки, которые располагают огромными базами данных, собственными объектами для продаж в виде залоговых квартир и возможностью прямой «подачи» на регистрацию. Схватку с таким противником риелторское сообщество может не выдержать.
Наконец, в Госдуме готовят законопроект «О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью». В случае его принятия большая часть работающих на рынке риелторов будет вынуждена либо сменить профессию, либо продолжить свою деятельность с риском преследования со стороны государства. Дело в том, что многие риелторы привыкли работать сами на себя, не декларировать свой доход и практически не нести ответственность за свою деятельность.
Если законопроект будет принят, то самостоятельно работающего посредника обяжут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а также подтвердить наличие высшего юридического образования и/или профильного стажа по месту основной работы сроком не менее трех лет. Также риелторам придется доказать отсутствие у них судимости. Более того, агентов по недвижимости намерены обязать сдавать экзамен на получение квалификационного аттестата, действующего в течение пяти лет. От юридических лиц потребуется гарантия, что их возглавляет аттестованный риелтор. Вред, причиненный клиенту, предполагается возмещать в полном объеме за счет риелтора или юридического лица, с которым он заключил трудовой договор. От посредников потребуется также предоставить обеспечение своей деятельности в виде обязательного страхования (на сумму не менее 300 тыс. руб.) и взноса в компенсационный фонд саморегулируемых организаций (30 тыс. руб.). Иными словами, принятие этого законопроекта может стать началом конца для десятков тысяч риелторов — кто-то сменит род деятельности, другим придется получать юридическое образование.
Несмотря на перечисленные обстоятельства, некоторые специалисты считают, что слухи о скором исчезновении агентов по недвижимости преувеличены. Их убежденность основывается на данных свежих социологических исследований. В качестве примера можно привести работу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опубликованную в первой половине 2016 года. Согласно результатам этого исследования, за последние семь лет доля граждан, когда-либо пользовавшихся услугами риелторских агентств, выросла в два раза (с 20 до 41%), при этом уровень доверия к посредникам на рынке недвижимости поднялся на 5% (с 19 до 24%). Одновременно на 6% сократилось число респондентов, сомневающихся в добросовестности риелторов (с 41 до 35%).
Как можно прокомментировать эту статистику? Во-первых, данные подобных исследований зачастую не соответствуют реальному положению вещей. Во-вторых, снижение числа отрицательных оценок риелторов на 6% на фоне того, что число их клиентов удвоилось, является свидетельством кризиса отрасли: получается, что агенты улучшили свой имидж на минимальном уровне (5–6%) при двукратном росте клиентской базы. В-третьих, уровень доверия в 24% вряд ли свидетельствует о позитивных перспективах для посредников.
В итоге можно заключить, что потребность в услугах риелторов при проведении сделок с недвижимостью в ближайшей перспективе будет только сокращаться. Этому способствуют как появление иных вариантов проведения сделок, более удобных и безопасных для потребителя, так и возможность появления полноценного законодательного регулирования работы агентов.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции