Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » КУПЛЯ-ПРОДАЖА: УЧАСТКОВ, ДОМОВ, КВАРТИР ... » Умирающая профессия: почему исчезновение риелторов неизбежно


Умирающая профессия: почему исчезновение риелторов неизбежно

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Умирающая профессия: почему исчезновение риелторов неизбежно

Александр Зарицкий,
заместитель генерального директора юридической компании Heads Consulting

Покупка или продажа жилья всегда представляла собой достаточно сложную задачу. У многих претендентов на жилплощадь (то есть потенциальных покупателей) просто нет необходимых знаний и опыта, многие опасаются стать жертвой мошенников. В таких условиях люди часто обращались к риелторам. Однако в последние годы ситуация изменилась. Все больше признаков указывает на то, что риелтор — это отмирающая профессия.

По результатам ведения практики сопровождения сделок в рамках юридической компании Heads Consulting за последние десять лет (то есть с 2006 по 2016 год) число агентов по продаже недвижимости сократилось на 45% — почти в два раза. Причины этого заключаются в первую очередь в том, что потенциальные клиенты все меньше нуждаются в услугах посредников.

Первая причина — сервисы, позволяющие самостоятельно выбрать недвижимость, выставленную на продажу: например, «Циан», Avito, «Яндекс-Недвижимость» и другие конкурирующие с ними площадки. Используя эти ресурсы, человек может найти интересный ему объект, запросить всю необходимую информацию, а затем договориться и обсудить условия сделки напрямую с собственником. В результате исчезает необходимость платить риелтору за поиск и подбор объекта — а ведь стоимость этой услуги оценивается в 2–4% от цены заключаемой сделки. В «доинтернетную» эпоху риелторы обладали монополией на подобную информацию, сейчас эта монополия испарилась.

Второй удар по бизнесу риелторов нанесло создание сети многофункциональных центров (МФЦ). Упрощение подачи документов для физических лиц при приобретении жилой недвижимости и сопутствующие услуги, предоставляемые этими центрами, позволяют совершать сделку фактически без специальных знаний и умений — достаточно прийти в МФЦ, сотрудники которого всегда проконсультируют по сложным вопросам оформления. Теперь перед человеком, желающим купить квартиру, останется только одно препятствие — юридическое оформление сделки. Помимо риелторов такую услугу оказывают профессиональные юристы, причем у них стоимость подобных услуг носит фиксированный размер и в целом достаточно невелика благодаря жесткой конкуренции.

Третьим могильщиком риелторского бизнеса можно назвать крупнейшего собственника недвижимости в России — государство. Различные госструктуры контролируют приблизительно 10% жилищного фонда в стране. По мере развития электронных торговых площадок и документооборота власти все чаще реализуют принадлежащие им квартиры и комнаты на федеральных и региональных электронных площадках. Таким способом государство демонстрирует населению, что для покупки квадратных метров вовсе не обязательно обращаться к услугам посредников — достаточно зайти на одну из электронных площадок вроде ЕЭТП, Сбербанк-АСТ и им подобных.

Четвертый гвоздь в крышку гроба риелторов забила практика продаж и покупок недвижимости на аукционах. Процесс приобретения через торги максимально прозрачен и прост: каждый потенциальный покупатель получает возможность предварительно ознакомиться со всей необходимой документацией по объекту еще до проведения торгов, а стартовая цена всегда заметно отличается от рыночной в сторону дешевизны. Принять участие в борьбе за желанный лот могут лишь те, кто согласился заранее внести задаток: это отсекает от участия в торгах «случайных прохожих» и осложняет задачу накрутки цен. В итоге подобный подход к проведению торгов позволяет довести стоимость недвижимости до разумных значений.

Не стоит забывать, что в 2017 году Росреестр должен создать единую базу недвижимости России. После запуска этой системы общедоступные сведения по объекту недвижимости можно будет заказать в любом МФЦ вне зависимости от того, где находится объект. Львиная доля документов на жилье будет переведена в электронный вид и станет запрашиваться регистрирующим органом путем межведомственного взаимодействия. Это приведет к фатальным последствиям для агентов по недвижимости, ведь сейчас они аргументируют свою нужность умением собирать все необходимые документы. Когда этот процесс станет простым и понятным обычным россиянам, услуга риелтора фактически сузится до организации встречи между продавцом и покупателем — а это легко сделать и без посредника.

В 2016 году Сбербанк уже запустил новый проект — центр Sberned, включающий в себя сервисы по электронной регистрации сделок с жильем, приобретению квартир в ипотеку, а также правовой экспертизе выставленных на продажу объектов и всех участников сделки. В ближайшее время можно ожидать появления аналогичных структур, созданных конкурентами Сбербанка. Это означает, что у риелторов появился мощный конкурент — банки, которые располагают огромными базами данных, собственными объектами для продаж в виде залоговых квартир и возможностью прямой «подачи» на регистрацию. Схватку с таким противником риелторское сообщество может не выдержать.

Наконец, в Госдуме готовят законопроект «О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью». В случае его принятия большая часть работающих на рынке риелторов будет вынуждена либо сменить профессию, либо продолжить свою деятельность с риском преследования со стороны государства. Дело в том, что многие риелторы привыкли работать сами на себя, не декларировать свой доход и практически не нести ответственность за свою деятельность.

Если законопроект будет принят, то самостоятельно работающего посредника обяжут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а также подтвердить наличие высшего юридического образования и/или профильного стажа по месту основной работы сроком не менее трех лет. Также риелторам придется доказать отсутствие у них судимости. Более того, агентов по недвижимости намерены обязать сдавать экзамен на получение квалификационного аттестата, действующего в течение пяти лет. От юридических лиц потребуется гарантия, что их возглавляет аттестованный риелтор. Вред, причиненный клиенту, предполагается возмещать в полном объеме за счет риелтора или юридического лица, с которым он заключил трудовой договор. От посредников потребуется также предоставить обеспечение своей деятельности в виде обязательного страхования (на сумму не менее 300 тыс. руб.) и взноса в компенсационный фонд саморегулируемых организаций (30 тыс. руб.). Иными словами, принятие этого законопроекта может стать началом конца для десятков тысяч риелторов — кто-то сменит род деятельности, другим придется получать юридическое образование.

Несмотря на перечисленные обстоятельства, некоторые специалисты считают, что слухи о скором исчезновении агентов по недвижимости преувеличены. Их убежденность основывается на данных свежих социологических исследований. В качестве примера можно привести работу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опубликованную в первой половине 2016 года. Согласно результатам этого исследования, за последние семь лет доля граждан, когда-либо пользовавшихся услугами риелторских агентств, выросла в два раза (с 20 до 41%), при этом уровень доверия к посредникам на рынке недвижимости поднялся на 5% (с 19 до 24%). Одновременно на 6% сократилось число респондентов, сомневающихся в добросовестности риелторов (с 41 до 35%).

Как можно прокомментировать эту статистику? Во-первых, данные подобных исследований зачастую не соответствуют реальному положению вещей. Во-вторых, снижение числа отрицательных оценок риелторов на 6% на фоне того, что число их клиентов удвоилось, является свидетельством кризиса отрасли: получается, что агенты улучшили свой имидж на минимальном уровне (5–6%) при двукратном росте клиентской базы. В-третьих, уровень доверия в 24% вряд ли свидетельствует о позитивных перспективах для посредников.

В итоге можно заключить, что потребность в услугах риелторов при проведении сделок с недвижимостью в ближайшей перспективе будет только сокращаться. Этому способствуют как появление иных вариантов проведения сделок, более удобных и безопасных для потребителя, так и возможность появления полноценного законодательного регулирования работы агентов.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

http://realty.rbc.ru/news/580dd4f29a7947a2f22484ba

0

2

Как изменится работа риелтора в цифровую эру

Анастасия Могилатова,
генеральный директор компании Welhome

Работа риелтора меняется на наших глазах. У посредников больше нет монополии на информацию — главного преимущества агентств недвижимости. Глобальные тенденции, характерные для всех сфер современного бизнеса, указывают на то, что деятельность риелтора в традиционном формате уже через несколько лет прекратит свое существование.

Существует мнение, что риелторы исчезнут только в массовом сегменте, в то время как в сегменте высокобюджетной недвижимости конечные потребители не смогут обойтись без брокеров. Считается, что VIP-клиентам нужен индивидуальный подход. Возникает обоснованный вопрос: неужели элитная недвижимость — это наиболее отсталый сегмент рынка?

Необходимость переформатирования риелторского бизнеса обусловлена значительным снижением рентабельности в последние годы. Агентства недвижимости несут большие расходы на фонд оплаты труда, аренду офисных площадей и маркетинг. При этом работа брокеров отличается низкой управляемостью — то есть собственнику или директору компании сложно проконтролировать, чем именно занимается его агент в каждый конкретный промежуток времени и насколько качественно он обрабатывает клиентские заявки.

Параллельно риелторские компании сталкиваются с тем, что конечные потребители уходят на всевозможные сайты для поиска недвижимости. Брокерские услуги в классическом понимании этого термина становятся все менее востребованными.

Наконец процесс работы с конечными потребителями растягивается даже не на месяцы, а на годы. Клиенты агентств элитной недвижимости — занятые люди, у которых немного времени на просмотр объектов. С учетом неопределенности потребностей и завышенных ожиданий подобных клиентов подбор подходящего лота может затянуться надолго. К тому же многие объекты недвижимости выставлены по завышенным ценам, что еще сильнее осложняет процесс.

Что это означает для владельцев риелторских компаний с точки зрения бизнеса? Прежде всего — низкую конверсию и, как следствие, невозможность осмысленного финансового планирования. Все чаще на повестке дня возникает вопрос: кто наши клиенты? В настоящий момент услуги брокеров оплачивают в основном собственники недвижимости, а большую часть своего внимания при этом брокеры уделяют не им, а потенциальным покупателям или арендаторам. Это создает перекосы и дополнительные проблемы.

Если посмотреть на ситуацию на рынке глазами конечного потребителя, то видно, что, несмотря на расширение инструментария для поиска недвижимости, процесс не стал более простым. Чем больше предложений, тем сложнее выбирать. Конечный потребитель по-прежнему не знает, что ему нужно. Таким образом, процесс поиска недвижимости на сайте-агрегаторе превращается в квест с неясными перспективами.

Впрочем, работа с брокерами тоже далеко не всегда приносит удовлетворение. Агентства, выросшие на волне увеличения спроса и цен на недвижимость, зачастую не умеют качественно работать с усложнившимися потребительскими запросами. Сейчас у клиентов больше требований в меньшем бюджете — а это затрудняет быстрый поиск оптимального варианта и эффективные переговоры. В результате важное преимущество работы с брокером — оптимизация процесса — утрачивает силу.

Существуют страны, где риелторский бизнес до сих пор процветает — российские агентства недвижимости часто кивают на зарубежный опыт, когда говорят о том, что риелторы продолжат работать в том же формате в нашей стране. Однако если посмотреть внимательнее, то выяснится, что в каждой стране есть своя специфика — и зачастую она невоспроизводима в России.

К примеру, в Великобритании существует сильное риелторское лобби, во многих европейских странах законы об агентствах недвижимости работают много лет, а в США развита система мультилистинга, при которой риелторы в закрытом режиме обмениваются информацией о продавцах и покупателях. Отличительная особенность этой системы в том, что доступ к мультилистингу имеют только лицензированные риелторские агентства, а собственники жилья ни при каких условиях не смогут зарегистрироваться в этой базе. В этом секрет американской системы, на которую любят указывать российские агенты: дело не в том, что продавцы и покупатели домов в США не хотят проводить сделки без риелторов, а в том, что у них просто нет такой возможности.

Работа риелторов в России ведет свой отсчет с 1991 года, когда вышел закон о приватизации. За прошедшие 26 лет брокерское сообщество не смогло добиться результатов, которые заметны в странах Европы и США. Закон, регулирующий риелторскую деятельность в России, до сих пор не принят. На протяжении многих лет различными участниками рынка время от времени предпринимались попытки консолидации риелторского сообщества для создания аналога мультилистинговой системы, но у них ничего не получилось. Похоже, поезд ушел: современный мир ориентирован на открытость информации.

Вывод напрашивается только один: в ближайшее время риелторские компании должны будут серьезно трансформироваться или уйти в прошлое. Тем, кто выберет путь трансформации, придется сделать акцент на основных компетенциях брокеров. Их две: экспертиза объектов и экспертиза потребительских предпочтений. По сути, брокеры работают в двух сегментах — В2В (то есть от бизнеса к бизнесу) и В2С (то есть от бизнеса к клиенту). Соответственно, одно из возможных направлений дальнейшего развития риелторского бизнеса — это консультации для девелоперов и других участников рынка с акцентом на маркетинговую составляющую.

Другое направление — более глубокая работа с конечными потребителями с использованием инноваций, например виртуальной и дополненной реальности, а также нейромаркетинговых технологий.

Согласно исследованию компании Goldman Sachs, рынок недвижимости вошел в список отраслей, на которые технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) окажут наиболее серьезное воздействие в самое ближайшее время. VR — это устойчивый тренд, однако на данный момент технология используется только в строящихся проектах. При демонстрации объектов вторичного рынка виртуальная реальность применяется в единичных случаях.

На мой взгляд, создание виртуальной базы вторичных объектов недвижимости будет позитивно воспринято как продавцами, так и покупателями. Проведенные тесты позволяют заявить о существенном ускорении принятия решения конечными потребителями. Виртуальный визит на объект, безусловно, не отменит реального, однако позволит отсечь неподходящие варианты без многомесячных поездок по московским пробкам.

Существенно повлияет на рынок и усовершенствование нейромаркетинговых технологий — комплекса мер, воздействующих на все органы чувств и изучающих реакции потребителя. В дальнейшем использование таких технологий позволит в режиме реального времени проанализировать подлинные оценки объекта потенциальным покупателем и предложить лот, который понравится конкретному потребителю.

Внедрение VR-технологий приведет к полной трансформации риелторской деятельности, кратно повысив эффективность бизнеса за счет снижения материальных и временных издержек. Конверсия также увеличится. Очевидно, что использование новых технологий работы с покупателями изменит рынок недвижимости в целом — адаптироваться к новым условиям традиционно смогут не все. Впрочем, у меня нет сомнений, что технологическое обновление рынка пойдет на пользу всем его участникам.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

http://realty.rbc.ru/news/58c65ee19a7947b1c262a684

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » КУПЛЯ-ПРОДАЖА: УЧАСТКОВ, ДОМОВ, КВАРТИР ... » Умирающая профессия: почему исчезновение риелторов неизбежно