Вне зоны доступа
Текст: Татьяна Зыкова
17.10.2016 20:32
Российская газета - Федеральный выпуск №7103 (235)
В России предлагают ужесточить правила авиаперевозки взрывоопасных телефонов
Если смартфон и превратится в кусок оплавленной пластмассы, то пусть это произойдет на земле. Фото: AP
Авиакомпании по всему миру одна за другой запрещают пассажирам провозить с собой на борту гражданских лайнеров взрывоопасные смартфоны Galaxy Note 7 южнокорейского производителя Samsung Electronics. Задумались об этом и в России, однако в нашей стране сразу же встал вопрос: не нарушит ли это права авиапассажиров.
В доступе гаджету уже отказали японские перевозчики Japan Airlines и All Nippon Airways, ведущие итальянская авиакомпания Alitalia и финский национальный авиаперевозчик Finnair. Аналогичные правила ввели компании Air Berlin, Air Canada, Singapore Airlines, Austrian Airlines. Жестче всех повели себя авиационные власти США: пассажирам, которые перевозят с собой в ручной клади телефоны на территории США, грозят штраф и конфискация аппаратов. А тех, кто сдаст смартфон в багаж, помимо штрафа еще ожидает уголовное преследование.
Напомним, что в начале сентября 2016 года южнокорейская компания объявила об отзыве с мирового рынка 2,5 миллиона аппаратов, модель которых была запущена в производство до 2 сентября 2016 года. Ее представители признали, что "в 35 случаях выявлены проблемы с перегревом и дальнейшим выходом из строя литий-ионных батарей, произведенных одним из поставщиков". Впрочем, позже компания официально уведомила Росавиацию, что транспортировка, включая провоз в багаже, новой версии смартфонов Samsung Galaxy Note 7, выпущенной после 2 сентября, с аккумуляторами от других поставщиков и обновленным программным обеспечением, безопасна. С учетом этой обнадеживающей информации Росавиация еще 23 сентября рекомендовала авиапассажирам "не перевозить смартфон в багаже, выключать его на борту самолета и не заряжать в течение всего полета". И по сей день эта рекомендация на российских авиарейсах исполняется, сообщили в Росавиации.
В свою очередь Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выпустила электронный бюллетень, информирующий государства об обеспокоенности по безопасности полетов при перевозке портативных электронных устройств, содержащих литиевые батареи, и предложила рекомендовать ограничительные меры в отношении всех портативных электронных устройств, а также следить, чтобы все пассажиры были осведомлены о применяемых к перевозке опасных грузов ограничениях. О запретах на конкретную модель в бюллетене ИКАО речи не шло.
Росавиация рекомендовала не перевозить смартфон в багаже, выключать его на борту самолета и не заряжать в течение всего полета
Некоторые российские эксперты уже расценили возможный запрет провоза телефонов в российских самолетах как нарушение прав потребителей. Вчера же в средствах массовой информации прошло сообщение, что ситуацией заинтересовался Роспотребнадзор и также планирует рассмотреть этот вопрос на предмет защиты прав авиапассажиров. В ведомстве эту информацию "Российской газете" не подтвердили, отметив, что "приоритетом всегда является безопасность, поэтому вопрос находится не в плоскости прав потребителей, а в плоскости охраны их жизни и здоровья". Оценка ситуации в данном случае за транспортными ведомствами страны, указали там.
По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, вопрос безопасности полетов со стороны российских государственных ведомств должен быть усилен не только на уровне рекомендаций, но и действий. Например, при посадке в самолет владельцы проблемных гаджетов могут сдавать их для размещения в индивидуальных контейнерах в местах, обеспечивающих на борту их безопасность. Процедуры можно отработать, как для оружия или взрывоопасных веществ, считает Шелищ. "Если ЧП в воздухе случилось один раз, то может случиться еще, лучше перестраховаться, рисковать жизнями сотен пассажиров нельзя до выяснения на международном уровне степени опасности устройств. И в целом думать о введении более строгих процедур допуска на мировой рынок новых моделей", - резюмировал Петр Шелищ.