Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Славянское (копное) право

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Славянское (копное) право

       Среди бездны неправды и заблуждений, которым окутано Наследие (история) Российского государственного устройства, самой коварной политической ложью является шельмование понятия Народно-Монархического Самодержавия.

      При Самодержавии народ сам себя держит, т.е. самоуправляется при помощи Монарха, и признаком истины в исконно русском самодержавном праве было Единое (стопроцентное) мнение Мира, или Копы.

      Копа – древнеславянское собрание Сходотаев. Значение понятия Копа можно выявить из слов: скопом, совокупность, скопище, копна, докопаться (до истины) и т.д. Обычай Копы долгое время сохраняли русские воины России – казаки. Ныне этот обычай частично проявлен в казачьем Круге.
       Для славянина мнение Копы было высшим духовно-нравственным ориентиром. Русские люди говорили: «Мирская слава сильна», «Мир запоёт, так камень треснет», «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Мир селён и несокрушим», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Что миром положено, так тому и быть».
       В Копу входили от четырёх до девяти близлежащих сёл, Сходотаи которых собирались в особом месте – «местечке», отсюда название главного села – местечко, мисто. Со временем местечко перерастало в город, который сохранял за собой Копное Право, а жители звались мещанами. Большинство городов выросло из Коп, кроме пограничных, которые сразу же строились как крепости.

      Численность Копы колебалась от 100 до 300 человек. Копа собиралась у одного из сёл общины, место сбора называлось КОПовище, КОПище, КАПище. Занималась решением спорных вопросов и других дел под открытым небом. Обычно это происходило в Священной дубраве с естественным или искусственно насыпанным холмом. Рядом были родник, река, озеро или пруд. Коповеще было излюбленным местом, где справлялись народные праздники – Масленица, Коляда, Купала и другие.

         Копа собиралась на совещания, т.е. на Вече (отсюда слова – вещий, вещать, извещать). Правом голоса в Копе пользовались только домохозяева, имевшие постоянную осёдлость. Это были семейные старейшины – Главы Родов. Их ещё называли Сходотаи, судьи Копные, Общинные Мужи. Братья, не имевшие отдельных хозяйств, сыновья и женщины права голоса не имели и являлись только по особому требованию Копы, для свидетельских показаний. На Копе присутствовали Старцы. Старцы не были сходотаями, они не имели права голоса на Копе, но их советы могли играть решающую роль. Мнение Старцев спрашивали в таких случаях, когда нужно было вынести приговор на основании древних решений Копы. Старцы строго следили за соблюдением обычаев Предков.

Вече в Копе было одновременно и учёбой, и опытом для изучения права. Священные положения Копного Права сохранялись в памяти Сходотаев и передавались из поколения в поколение.

        На Копе согласовывались все стороны жизни села: срок начала и окончания сельскохозяйственных работ, сенокос, починка дорог, чистка колодцев, наём пастухов и сторожей, взыскания за самовольные порубки леса, нарушение общественных запретов, сбор денег на общественные расходы селения, раскладка податей, проведение выборов, вопросы пользования лесом, строительство плотин, пополнение общественных запасов на случай стихийных бедствий, неурожая и многое другое.

     Копа находила и преследовала преступников, судила и наказывала их, присуждала вознаграждение за поимку. Если дело было уголовным, то Копа вела “расспрос”, устанавливала “лик” преступника (отсюда – “улика”). На Копе поощрялось прощение обидчика, а также искреннее всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельно раненого и его последняя воля. Судебные дела разбирались по Совести, стараясь смирить спорящих к примирению.

       Решения Копы выполнялись всеми добросовестно и с большим желанием. Нарушение Копного Права, её постановлений, никогда не наблюдалось, а если это и случались иногда, то это воспринималось как чрезвычайное происшествие. При самодержавии каждый славянин, столкнувшись с нарушением Копного Права или обычаев, обязан был приложить все свои силы для пресечения этого нарушения. Если он этого не делал, то считался участником преступления, свидетелем которого был, и нёс за это полную ответственность наравне с нарушителем. Жили соблюдая заповедь Бога Одина: «Непозволительно прощать того, кто умышленно совершает зло, ибо зло, оставшееся без наказания, умножается, а вина за приумноженное зло лежит на том, кто оставил зло не наказанным и не привел его на правый Божий суд».

        Такое проявление Копного Права возможно только при совершенной гласности и отчизнолюбии народа. На Копе обеспечивалась полная независимость мнений Сходотаев. Каждый имел возможность открыть свою Душу. На Копе всё шло начистоту, вопросы ставились ребром: “резалась правда-матка”, и если кто-либо пытался отделаться молчанием, его безжалостно выводили на чистую воду. Самые смирные мужики, которые в другое время не могли и словом заикнуться против кого-либо, на Копе, в минуты общего возбуждения, совершенно преображались и набирались храбрости, умудрялись перещеголять заведомо храбрых мужиков. Копа делалась открытой взаимной исповедью, взаимным разоблачением и покаянием, проявлением самой широкой гласности. В эти минуты частные интересы каждого достигали высшей степени напряжения, общественные интересы и справедливость, в свою очередь, достигали высшей степени контроля.

       Значение широкого самоуправления усиливалось выборными должностями десятского – по одному из 10 дворов и сотского – от 100 дворов. Сотский, при содействии десятских, наблюдал за чистотой в селениях, за чистотой воды в реках, за пожарной безопасностью, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкачественных продуктов, за проведением торговли.

Входящие в Копу сельские общины образовывали Волость. На Копе выбирались: волостной старшина, правление и суд. Волостное правление вело книги для записывания решения схода, сделок и договоров, в том числе трудовых, заключённых селянами между собой и посторонними лицами. Вся бумажная работа велась волостным писарем, который был важным лицом в Копе. Когда Старшина начинал злоупотреблять доверием общества, селяне могли его переизбрать или убавить в жаловании.

       Кроме руководителей Волости, выбирали ходатаев по общественным делам – челобитников в стольный город. Такие ходатаи назывались “мироедами”. Плохой смысл этого слова появился позже, а в начале оно означало людей, живших на мирской счёт во время поездок по общественным делам.
Согласно древнеславянским обычаям, для защиты своих земель от внешнего врага Копой выбирались Князья. Князья выбирались из крепких Родов потомственных воинов, которые составляли Честь и Славу нашего Отечества. Копой выделялась десятина для содержания Князя и его дружины, пограничных застав, для строительства пограничных городов и оборонительных линий. Селяне добровольно несли трудовую повинность по строительству особо важных или срочно необходимых военных объектов, а в военное время все воины-селяне поднимались на защиту Отечества. Только благодаря Копному Праву Святослав Хоробре смог в считанные дни собрать десять тысяч вооружённых воинов с конями и кормом.

         На Всеземском Соборе из Князей выбирался Монарх – глава всей страны, Великий Стольный Князь Всея Руси. От Монарха требовалось соблюдение Копного Права, выполнение законов Всеземского Собора, защита народа от иноземных ворогов.
Наглядным примером роли народа в государственном устройстве при Народно-Монархическом Самодержавии может послужить “запись”, разосланная от Московского Земельного Собора во все российские города “Для проведения по оной всякого чина и звания людей к присяге в верности избранному на Всероссийский престол Государю Михаилу Фёдоровичу” (февраль. 1613 год). В этой присяге говорится:

       “…А где велит Государь быти на своей Государеве службе, и мне, будучи на его Государеве службе, ему Государеву служити, и с недруги его Крымскими и с Ногайскими и с Литовскими и с Немецкими людьми и с изменники битися за него Государя, не щедя головы своей досмерти, и в Крым и в Литву и в Немцы и в иныя ни в которыя Государства не отъехати, и с изменники его Государевы не ссылатись, и ни вчём ему Государю не изменити никоторыми делы и никоторою хитростью и к воровству ни к которому не пристать

Также мне во всём Государева Царева и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси здоровья оберегати и ему Государю никоторого лиха не мыслити; а где уведаю или услышу на Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси, в каких людях скоп или заговор или иной злой умысел, и мне за Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси с теми людьми битись, и будет мочь сяжет, и мне их переимав привести ко Государю; а будет, за которыми мерами тех людей поимати не мочно, и мне про тот скоп и заговор сказати Государю или его Государевым боярам и ближним людям.

      Также мне, кто не станет Государю Царю и Великому Князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси служить и прямить, и мне с ними битися, что с неприятиями своими, до смерти”.

   Ведические летописи наших Предков сообщают нам об общественных Законах. Они свидетельствуют о том, что только при Монархическом Самодержавии люди обретают высшую степень охраны своей безопасности, права и свободы. Вне Монархического Самодержавия получается либо простое господство сильнейшего (анархия), либо подчинение человека стихийным силам – мнению толпы (социальная демократия). Истинная свобода в нашей земной жизни проявляется в возможности самостоятельно направлять течение наших дел, делать то, что мы считаем нужным, и не делать того, чего мы желаем избежать, т.е. не быть игрушкой стихийных сил в кругу общественно-политических отношений. В наибольшей степени свобода проявляется тогда, когда народ объединяет свои силы и направляет их для достижения своих целей, достичь которых способна только правильно устроенная и разумно действующая государственная власть. Обеспечить такую власть может только Монарх, ибо он является самым разумным из людей, так как владеет тремя своими телами: физическим, астральным и ментальным (отсюда и идёт понятие “монарх”: на санскрите “ман” – ум; “архат” – высший, божественный, просветлённый). Об этом свидетельствуют и знаки отличия Монарха – скипер (палица) и держава, являющаяся знаком ментального тела.

        Создавая монархическое государство, славяне подчинялись высшим силам в лице лучшего из народа и выходили из слепого подчинения обстоятельствам, приобретали независимость – первое условие действительной свободы.

       Существуют только три основных вида верховной власти: Монархия, аристократия и демократия. Ничего кроме них нельзя найти и ныне.

Монарх направляет власть на благо народа. Не заботится о своей личной выгоде, старается исполнять Законы Копного Права и Закон Божий. Монархия, основанная на нравственном сознании государя и на добровольном подчинении граждан Законам Всевышнего, является жизненной необходимостью. Народно-Монархическое Самодержавие – когда народ сам себя держит, руководствуясь Древней Родовой Верой Славянского народа, осмысленностью своего существования, с самовластием. Власть есть понятие не юридическое, а духовно-нравственное, так как нравственное право даёт не закон, а духовно-нравственный уровень властителя, соответствующий уровню Монарха. Власть должна принадлежать тому, кто является наиболее полным выразителем Ведических основ Славянского народа.

           Целью власти является всемерное содействие воплощению этих основ в жизнь во всех проявлениях общественной и государственной деятельности.

         Власть аристократии характеризуется подавлением народа своим богатством, интеллектуальным превосходством и политическими кознями.

      Из всего вышеизложенного выясняется, что основной причиной, обуславливающей предпочтение того или иного вида верховной власти, является нравственное состояние народа.

Нравственная направленность может проявиться лишь при слиянии в общее целое – в нацию с Родовой Верой Первопредков, Мудростью Предков. Родовое начало является первоисточником Монархии.

       Если в обществе не существует достаточно понятного Родового Вероисповедания, охватывающего все стороны жизни, то связывающим звеном такого общества является численная сила, которая усредняет людей до уровня обывателя, нацеленного на чувственное наслаждение. Это невежественное состояние нации, при которой люди находятся под влиянием темноты и неведения, порождает демократию и социализм.

        Если Родовые Духовные основы не осознаются всеми достаточно ясно, если общество захвачено идеей материального благополучия, то проявляется господство аристократии – людей “лучших”, наиболее способных отыскать эту разумность. Это состояние народа, в котором люди находятся под влиянием эмоциональной деятельности.

        Когда в народе живёт цельное, Родовое Вероисповедание, которое является всеобъемлющим духовно-нравственным образцом, приводящим всех к добровольному подчинению не физической силой, а своим Духовным устремлением, которое способна дать лишь высоконравственная Духовная личность, – при этих условиях ожидается Монархия. Это одухотворённое состояние народа, в котором люди находятся под влиянием чистого света. В лице Монарха народ подчиняется служению Законам Всевышнего – идеалу правды. Славяне всегда соблюдали два Великих Принципа: «Свято чтили Богов и Предков своих и всегда жили по Совести».

Когда существует косвенная и прямая взаимосвязь между Родами, то Боги этих Родов объединяются, и сила Родов усиливается. Держава становится мощной, никакой внешний враг не может победить такую Державу, так как там существуют мощные Родовые устои.

       Таким образом, государство обретает полное совершенство и достигает всех целей культурного народа – житие в согласии с беспристрастными законами общества и всего Мироздания, т.е. Веры, хозяйственного развития, чувственного наслаждения и освобождения от материальной зависимости. Люди при этом получают всё необходимое для духовного совершенствования.

Монархия образует своё содержание из нравственных устоев. Монархия не создаёт нравственный образец, а сама им является, не приспосабливает его к себе, а сама к нему приспосабливается. Народно-Монархическое Самодержавие возможно лишь при осмыслении своего существования.
         Нравственные устои народа способна дать только Родовая Вера Первопредков. Только Родовое Вероисповедание ставит Высшую Божественную Личность превыше всего в природе, и таким образом в нашей человеческой жизни сохраняется высшее место для нравственного, духовного, личного начала. Только при свете Родового Вероисповедания человек сохраняет сознание верховного значения своей личности, а посему переносит такое же понятие верховности на идеи нравственные. Только действительная связь с Творцом способна дать силы нравственные, духовным образцам и проявлениям.

        В России светлый образ праведности и Духовности всегда олицетворялся с истинным Монархом, черпающим свои качества в Мудрости Предков, издревле присуще Славянам. Поэтому наше государство и называется Святая Русь, Рассения, земля Родов Свята Расы.

         Российское государство издревле основывалось не на насилии, а на Духовных началах Славянского народа, величие которого понималось многими малыми народами. Такое Духовное взаимопонимание связывало русский народ с его национальными младшими братьями в культурное единство. Все Светлые и чистые помыслы побратимов были устремлены к Духовным ценностям Ведической культуры России, именно это Духовно подчиняло их России и заставляло служить не за страх, а за Совесть. Русский человек всегда добродушно уживался со всеми другими людьми, не ущемлял их национальной культуры, и если бы инородцы его не вынуждали, то он не брался бы за оружие и не добивался бы власти над ними. Русский народ не только не угнетал малые народы, но предоставлял им значительную помощь и поддержку, создавая равные условия существования. Русские люди оказывали им своё покровительство для того, чтобы они сохранили свои национальные корни и смоги бы вспомнить истинные ценности своих Предков, а через это вернуться на пути Родовой Ведической культуры.

      Присоединение к России новых народов происходило мирно и бескровно. Главным доводом здесь было не оружие и насилии, а осознание инородцами преимущества существования в составе России как мощного обстоятельства государственного порядка, помощи и защиты от внешних посягательств.

       Никакой народ не может быть жизнеспособным, самостоятельным организмом без самобытных внутренних родовых начал. Поэтому Славянские народы может спасти не холодный интеллект западной бездуховной политики, а животворный родник общественных устоев Российской народа.

      Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, всё меняется в этом мире. Пока народ помнит о своих корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет и почитает свою Родовое Древнее Наследие (историю), культуру и символы, до того времени Народ Жив и будет Жить!

       Для многих уже стало очевидным, что демократический политический режим на практике не имеет ничего общего с народовластием и самоуправлением. Нам говорят, что народ является единственным легитимным источником власти, но видим мы совершенно другое. У нас отняли даже право избирать президента, т.к. имеющие власть сами подбирают кандидатов, а неугодных не допускают к выборам под надуманными предлогами. Это стало возможным только потому что данная политическая система имеет серьёзные недостатки. Этих недостатков лишена наша исконно Русская система народовластия - Копное Право. Благодаря А.Трехлебову, ТВ "Русское Вече" и др. у нас есть общее представление об этой системе, но нужно что-то более конкретное.             Давайте попробуем упорядочить информацию. Если я что-то забыл, перепутал или допустил неточность, поправьте в комментариях.

Копа – древнеславянское собрание Сходотаев. Значение понятия Копа можно выявить из слов: скопом, совокупность, скопище, копна, докопаться (до истины) и т.д.

          В Копу входили от четырёх до девяти близлежащих сёл, Сходотаи которых собирались в особом месте – «местечке», отсюда название главного села – местечко, мисто. Со временем местечко перерастало в город, который сохранял за собой Копное Право, а жители звались мещанами.
      Численность Копы колебалась от 100 до 300 человек. Копа собиралась у одного из сёл общины, место сбора называлось КОПовище, КОПище, КАПище. Занималась решением спорных вопросов и других дел под открытым небом.
    Копа собирается на совещание, т.е. на Вече (отсюда слова – вещий, вещать, извещать).

     Копными мужами имеющими право управления другими и выбора властей (право голоса) могут быть:

1. Русы и коренные, а также Русские, приравненные к Русам и коренным решением Копы за особые заслуги. Десятниками и выше могут быть ТОЛЬКО Русы и коренные.
Русские - это дети Русских матерей от нерусских отцов, выросшие в России, воспитанные по Русски и желающие стать Русами.
Копными мужами не могут быть Русы, коренные и Русские имеющие еврейских жен.
Коренные - народы исконно живущие на территории Руси (России), не путать с РФ, не имеющие своих государств за её пределами, не желавшие ранее и не желающие сейчас выйти из состава России.
2. Мужчины имеющие семью и детей или потерявшие их в результате не своей вины.
3. Живущие за счет своего непаразитического труда.
4. Живущие в личном жилье.
5. Не имеющие алкогольной и наркотической зависимости.
6. Не имеющие психических заболеваний.
7. Не имеющих криминальной истории как минимум 10 лет.
8. Живущие на данной территории более года.
9. Активно участвующие в деятельности Коп и неукоснительно выполняющий все её решения.
10. Имеющие личное оружие, готовые и обученные применять его для защиты семьи и Народа.

       Каждая Копа выбирает копных мужей на должности для представления своих интересов на более высоком уровне:

десятник - от 10 дворов (семей);
сотник - от 100 дворов, выбирают десятники;
тысячник - от 1000 дворов, выбирают сотники.

       Десятник выполняет наказы своей десятки и не может принимать решения, которые противоречат интересам десятки. Все десятники должны находить общее решение, которое учитывает интересы их десяток. Сотники принимают наказы от десятников и т.д. Если десятник совершает ошибку, его десятка в праве переизбрать эту должность. Десятники могут переизбирать сотников и т.д.

       На Вече собираются представители Коп в зависимости от уровня вопроса. Решения принимаются только единогласно на основе справедливости и здравомыслия. Необходимо находить такое решение, которое устраивает всех. Если кто-то из представителей Коп (десятник, сотник...) препятсвует принятию решения и при этом по мнению других сходотаев противоречит справедливости и здавому смыслу, сходотаи ставят в известность об этом Копы, избравшие представителя и рекоммендуют его переизбрать. Присутствуют на Копе и старцы, мнение которых спрашивают, когда нужно вынести приговор на основании давних решений: они не имеют права голоса на Копе, но их советы могут иметь решающее значение.

       Для защиты своих земель от внешнего врага и поддержания должного порядка внутри страны из представителей самых влиятельных и крепких родов потомственных воинов, которые составляли Честь и Славу нашего Отечества, сотниками на Руси выбирались князья. На Всеземском Соборе из достойнейших князей выбирался монарх – глава всей страны – Великий Стольный Князь Всея Руси.

    Каждый славянин, столкнувшись с какой-либо несправедливостью, нарушением обычая или копного права, обязан приложить все свои силы для пресечения и устранения этого нарушения. Если он этого не делал, то считается соучастником преступления, свидетелем которого был, и несёт за это полную ответственность наравне с нарушителем.

Использованные материалы:

http://russkoeveche.org/
http://aum108.ru/publ/slavjanskie_znani … 21-1-0-246
http://rodobozhie.ru/publ/Инглiизмъ/kop … /3-1-0-861
http://rodovoidom.info/stat/25/narodopravstvo.php
http://www.darislav.com/obschestvo/198- … 19-50.html

Источник: http://slavkrug.org/narodopravie-kopnoe-pravo

http://mspa7520.ru/slavyanskoe-kopnoe-pravo

0

2

Опубликовано: 11 мар. 2015 г. Достояние Планеты

Как работала подлинная демократия на Руси? Можно ли возродить её сегодня? Что предложил Путин?

В старину на Руси действовала уникальная, невероятно эффективная система государственного управления - так называемое "копное право". Оно пронизывало всё общество снизу доверху - от сельских хуторов до монарха-самодержца. Официальные документы, запечатлевшие действие копного права на Руси, не фиксируют ни одного (!) случая неисполнения принятых на копе решений. Мнению копных мужей доверяли больше, чем своему. На копах решались все хозяйственные вопросы, споры и даже вершились суды. Во время таких судов проводились расследования и допросы. И всё это согласовалось с высшими знаниями о способности людей к восприятию и освоению новой информации. Независимый исследователь русской истории и культуры Сергей Данилов рассказывает об основных принципах устройства системы копного права. Как выбирали копных мужей? Кто такие десятники, сотники, тысячники и темники? Можем ли мы сегодня возродить копное право? Как к этому относится Владимир Путин? Чем окончились попытки возродить Копу сначала на дораскольной Украине, а затем - и в Новороссии?

0

3

Правовые традиции славян: Копное и Вечевое право

http://www.kramola.info/sites/default/files/styles/page-main/public/images/vesti/full1366880840.jpg

Опубликовано 18 декабря, 2013 - 07:23 пользователем Крамола

В нынешней тревожно-трагической общественной ситуации русские люди ищут способы физического самосохранения и возрождения своей духовно-культурной самобытности. Нам нужны новые идеи, идеалы, герои, обычаи и праздники, новая модель справедливого жизнеустройства общества, ни коим образом не похожая на сегодняшний толпо-элитаризм, навязанный нам Западом. Мы отчётливо видим, что хвалёная демократия западного образца – это вовсе не народное правление, а технология обмана простолюдинов. Во время выборов властных структур мы наблюдали хорошо срежиссированный спектакль, театр, блистательную показуху, аморальную и антинравственную по своей сути. Нынешние «демократические» выборы – это всего лишь купля-продажа, пустые посулы, корыстная и бессовестная игра в заботу о народе.

Не будем перечислять несчастья, проблемы, несправедливости, навалившиеся на головы славян в ХХI веке, все мы их хорошо знаем. Но может ли быть иначе, если уже много веков мы живём не по своим исконным законам, а по римским и византийским, рождённым в недрах рабовладения с его антигуманизмом и презрением к человеку-труженику.

Зададимся вопросом – существует ли альтернатива знаменитому Римскому праву, широко используемому на протяжении многих веков европейскими государствами? Существует.

Это народное славянское Копное и Вечевое право, прямое народовластие или народное самоуправление, тысячелетия бытовавшее в славянских землях и сохранявшееся на Руси до ХVII века. Копное право – это совокупность народных юридических норм и обычаев, вобравшая в себя принципы общинности, взаимопомощи и взаимовыручки соотечественников.

К сожалению, из официальных письменных источников известно о древнем славянском праве совсем немного. Тысячи документов и книг, содержащих сведения о нём, были уничтожены рьяными христианизаторами Руси, заинтересованными в том, чтобы славяно-русы забыли свои исконные справедливые общественные порядки. Чужая рабская идеология была навязана нашим предкам тысячу лет назад так же, как навязывается она нам сегодня. Однако всё же сохранившиеся и чудом дошедшие до нас письменные источники (русско-византийские договоры Х-го века, записки арабского путешественника Ибн-Руста и арабского писателя аль-Марвази, произведения византийских авторов Льва Диакона и Константина Багрянородного, западноевропейские хроники, трактаты и анналы и др.) дают нам возможность реконструировать правовую жизнь наших предков (пусть пока не во всех подробностях), восстановить картину корневого славянского мироустройства.+

Изучать Древнерусское право нам помогают также работы ректора Киевского университета Н.Д. Иванишева, жившего в середине ХIХ века. Замечателен и поистине бесценен для нас его труд «О древних сельских общинах юго-западной России». К счастью, его и сегодня можно найти в крупных библиотеках страны. Иванишев исследовал основные принципы славянского права в сельскохозяйственных общинах Малороссии, изучая многие тома древних актовых книг. Немало интересных и ценных фактов можно найти и в книге русского историка Н.П. Павлова-Сильванского (1869- 1908 гг.) «Феодализм в Древней Руси», изданной в конце ХIХ века. Приверженец «арийской» теории происхождения славянской общины, он доказал глубокую её древность, показал борьбу бояр с общиной, подчинение общины княжеской и боярской власти. Следы Копного права можно найти в «Правде Русской», письменном своде законов, появившемся на Руси во времена Ярослава Мудрого. Из него мы узнаём о вечевом правлении на Руси. Бытописания казачьих общин, где существовало народное Кошное право, также помогают нам в исследовании отечественной правовой темы.

Копа (купа) – это народное собрание лучших представителей родов и семей – сходатаев, домохозяев, решавших жизненно важные для славянской общины вопросы. У сербов народное собрание и сейчас называется «скупъ», а высшим законодательным органом Сербии является «Народна скупштина (скупщина)». Даже не языковеды и не лингвисты видят, сколь близки по смыслу однокоренные слова «копа», «скопище», «копить», «копна», «совокупность». Другое название копы – «громада», сохранилось поныне в украинском языке и означает оно «общество», «государство».

Участвовали в этих собраниях оседлые домохозяева сходатаи, имевшие собственность, наделы земли, семью и хозяйство. Их называли также «судьями копными», «мужеве», «обчие (общинные) мужи», в Малороссии бытовало название «панове-мужове». Приглашались на копу и люди из трёх селений соседней общины (по одному или два). Назывались они «сторонние», «суграничные» или «соседи околичные». Присутствовали здесь и старцы. Они не имели права голоса, но их мнение уважалось, к их советам прислушивались. Женщины на народное собрание, как правило, являлись лишь по специальному приглашению для дачи свидетельских показаний.

Собирались сходатаи в центре одного из сёл, входивших в общину, или в дубраве, священной роще под открытым небом. В таких местах всегда были естественный или насыпной холм и река или озеро. Назывались места народных собраний «копищами» или «коповищами». Народ на собрание созывался возжиганием костра или звоном колокола (била).

На копе решались самые разнообразные житейские вопросы – земельные, лесные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, уголовные, семейные, бытовые и другие. Народное собрание искало, судило и наказывало преступников, возвращало обиженному отнятое. Здесь поощрялось искреннее публичное раскаяние нарушителя законов и прощение пострадавшим обидчика. Выслушивалась и учитывалась последняя воля наказуемого, прощались смертельно раненные. Сходатаи старались примирять спорящих. Дела общинников разбирались по совести.

Решения копы уважались всеми членами общины и выполнялись беспрекословно. Нарушения Копного права были крайне редки. Если таковые случались, то воспринимались как чрезвычайные происшествия. Каждый, столкнувшись с нарушением народных обычаев, должен был пресечь его. В противном случае такой человек считался соучастником проступка или преступления и наказывался по закону. Для всякого славянина мнение копы было высшим духовно-нравственным ориентиром.

Существенным отличием копы от прочих сходок, проводимых в последующие века собраний, совещаний, конференций и съездов был принцип единогласия. Здесь принимались такие решения, которые устраивали всех присутствующих. Славяне умели договариваться друг с другом. Это наводит на мысль, что они обладали высокой духовной культурой и нравственностью. Формы принятия решений большинством голосов, как это было в более поздние времена и бытует по сей день, не существовало.

На собрании устанавливалась круговая порука, то есть вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих общинников, так и пришлых. Благодаря Копному праву в славянских общинах была высокая рождаемость, население быстро восстанавливалось после войн и эпидемий, воспитывались воины-патриоты, поддерживалась экология поселений и их окрестностей, охранялись и восстанавливались леса.

На копе при бурном и эмоциональном обсуждении проблем и вопросов проявлялись лучшие качества славян – искренность, честность, бескорыстие, прямота, храбрость и благородство. Собрания принимали форму публичной исповеди, души людей очищались от корысти, зависти, иных индивидуальных пороков. Общественные интересы ставились выше личных, торжествовал закон справедливости. Дела и поступки общинников подвергались строгому контролю. Для многих славян копа была школой жизни и университетом нравственности.

Народ выбирал от десяти дворов десятского, от ста дворов – сотского. Сами общины назывались «сотнями». В Новгороде названия «сотня», «сто» за городскими общинами утвердились очень рано. Сельские же назывались в основном «погостами». В других местах (во Владимирской и Волынской землях) «сотнями» назывались сельские, а не городские общины.

Десятские и сотские наблюдали за экологией сёл, ведали бытовыми и земельными вопросами, следили за общественным порядком на улицах и торгами на базарах, отвечали за пожарную безопасность. Сотский наделялся полномочиями выносить указы об имущественных и телесных наказаниях правонарушителей, решал вопросы строительства общественных зданий, выдавал разрешение на проживание пришлым людям и пленным инородцам.

Для защиты своих земель от врага славяно-русы выбирали князей, чаще из крепких родов потомственных воинов. (Выборность князей существовала до VIII-IX веков, сохранившись в последующие века лишь при вечевых порядках). Князь набирал себе дружину из самых храбрых и сильных общинников. На их содержание, на строительство пограничных застав и оборонительных линий копа выделяла десятину (десятую часть дохода домохозяев). Если требовалось срочно построить военно-оборонительные объекты, делалось это добровольно и сообща всеми мужчинами общины. В военные времена всё мужское население общины, способное носить оружие, становилось воинами.

В системе древнеславянского самоуправления все общественные должности были выборными (как правило, на короткий срок). Каждое избранное народом лицо в случае невыполнения или недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей немедленно переизбиралось или наказывалось материально. Таким образом, общество всегда оставалось здоровым и подвижным, самоочищалось от недобросовестных, безответственных, ленивых или некомпетентных общественных руководителей.

Многие века народное право славян передавалось в семьях из поколения в поколение, по наследству, устно. Записываться народные юридические нормы стали лишь с проникновением на русские земли феодализма.

Некоторые исследователи называют свод правовых установлений славяно-русов «Поконом (Законом) Русским». Он действовал на Руси с V – VI веков и упоминается в договорах с Ромеей (Византией) 911 и 944 годов. Называли его в старину «Устроение отне и дедне». В эпоху общеславянского единства в древнеславянском языке возникли и утвердились слова «суд», «закон», «право», «правда», «вина», «казнь» и др. «Закон (Покон) Русский» пришёл в Среднее Поднепровье в IХ веке вместе с балтами и карпатскими русами и стал общим для населения Киевской земли. Это была правовая основа русских общин, существовавших от Балтики до Чёрного моря. В Среднем Поднепровье нормы этого законодательства работали больше в пользу русичей, чем славян (славянам, например, было отказано в праве кровной мести). Многие славянские племена во времена князя Игоря жили «каждо своим обычаем» согласно своим собственным порядкам. «Закон (Покон) Русский» не знал свободы как абстрактного понятия, как абсолютной моральной ценности. Принималась в расчёт лишь свобода конкретного лица или группы лиц. Всяк знай своё место – главная мысль древнерусского родового права. При рассмотрении дел эта правовая система не учитывала имущественный статус тяжбующихся, перед Законом все были равны в равной степени.

Постепенно «Закон Русский» и Славянское право срастались и в таком виде вошли в «Правду Русскую», защищавшую уже не интересы самого народа, а нарождающихся на Руси сначала боярского, а затем помещичьего и дворянского кланов. После христианизации славяно-русских земель многие положения «Покона» были отброшены и забыты.

Наши предки серьёзно и уважительно относились к своему народному праву. Об этом говорят их клятвы – русичи клялись богами и на оружии, славяне на оружии не клялись. Они подавали правой рукой клок своих отрезанных волос (как символ того, что они клянутся собственной головой). Иногда волосы заменяли пучком травы, как бы призывая в свидетели мать-сыру-землю, подательницу жизни и силы. Иногда на голову клали кусок дёрна или целовали землю. Символично это означало, что боги присматривают за людьми.

Законодательные новшества, привозимые на русские земли с иных территорий, приживались у наших предков с большим трудом. Ибо ценилось и уважалось всё отнее (отцовское) и деднее (дедово).

Охраняя жизнь славяно-русов, их достоинство, земли, здоровье и собственность, Закон тех времен был весьма суров к его нарушителям. На провинившихся накладывались крупные штрафы. Например, за удар соотечественника тупой стороной меча или бытовым предметом обидчик должен был платить пострадавшему 1,5 кг серебра. В «Законе Русском» существовало два суровых, но справедливых вида наказания: конфискация имущества и смертная казнь.

Существовавшая на тот момент кровная месть регулировалась принципом талиона: наказание должно было быть соразмерно ущербу от преступления. Но право кровной мести давалось родственникам пострадавшего только после судебного разбирательства. Братоубийство в древнем народном праве не прощалось. (Становится понятно, почему киевский князь Владимир, убивший своего кровного брата Ярополка, в свою пользу поменял сварожичам веру, а вместе с ней и юридические законы. Хотя были и другие причины личного характера).

В ХI-ХII веках в Киеве процветали братины – цеховые объединения русских ремесленников. Братина имела свой дом для собраний и выборные органы самоуправления. Возглавляли их избранные народом старосты (старшины). Члены братины были поголовно вооружены и спаяны железной дисциплиной. Часто они успешно противостояли давлению бояр и князей. Последние вынуждены были считаться с трудовым людом, сдерживающим их корыстные аппетиты. Подобные братины существовали и во Владимире, и других русских городах.

На рубеже VIII-IX веков в славянских землях уже происходила консолидация земель в Союз племён, имевший протогосударственную форму правления. Наиболее известным и влиятельным из племенных союзов был Союз словен Ильменских. В 60-е годы IX века появилась племенная конфедерация, которая приобрела качество государственного образования – Новгородская Русь, Держава Рюрика.

Насильственная христианизация славяно-русов привела к утрате славяно-арийской правовой культуры, уничтожила сложившееся за тысячелетия мировоззрение. В эпоху крещения Руси в чужую веру между русскими князьями участились и ужесточились усобицы, разрушавшие славянское единство.

Несмотря на жестокую, насильственную христианизацию славяно-русов, принесшую на Русь чужие права и законы, народное Копное право продолжало упрямо существовать почти во всех славянских землях. Однако сюда всё агрессивнее стали вползать чужеземные Посполитое (польское) и Магдебургское (немецкое) права. В новых, заимствованных на Западе порядках были заинтересованы зажиточные горожане, князья, бояре, позже – богатые помещики. Именно они были первыми ярыми гонителями копы как выразительницы народных интересов. Многочисленные нарождающиеся князья боролись и с сельскими копами, и с городскими. Некоторые слишком самостоятельные и непослушные города уничтожались князьями огнём и мечом. Но они вновь возникали из сельских общин благодаря росту населения и развитию ремёсел. Во многом благодаря Копному праву они наполнялись новой жизненной силой. Несколько столетий всё усиливавшаяся княжеская власть, уже передающаяся по наследству, боролась с народной копой.

Со временем, принявшие западные юридические новшества жители городов перестали являться на копу. К таким городам автоматически приписывались окрестные (околичные) сёла, в них стал нарастать произвол помещиков. Крепостное право (чудовищно-людоедское изобретение российских феодалов и их покровителей – царей Романовых) способствовало перерождению копы в сельский суд, на котором присутствовало по одному сходатаю от каждого села. Фактически сходатаи уже не могли противостоять натиску алчных и становящихся всё более наглыми помещиков, которым было разрешено даже безнаказанно калечить своих крестьян. Случались и убийства.

На стороне помещиков всегда были попы и урядники. Поэтому сходатаи уже не могли доказать свою правоту и влиять на исход решений собрания. Часто помещики просто уводили своих крестьян с копы, а в ХVII веке в открытую стали запрещать крепостным крестьянам посещать коповища.

Не являлись они на копу и сами. Всё стало делаться так, чтобы народовластие, самоуправление на Руси снизошло на нет.

Народное право подвергалось нападкам не только многочисленных удельных князей, но и христианской церкви, которая с годами становилась всё более богатой и агрессивной (что, впрочем, повторяется в наше время). От новых европейских законов выигрывала лишь кучка богатеев, чаще всего жуликов, казнокрадов и негодяев, жиревших за счёт людей-тружеников.

Однако копа не сдавалась. Убить её было не так-то просто. Пассионарность славяно-русов многие века оставалась достаточно высокой. Древние актовые книги сообщают нам, что в 1602 году на некоторых славянских территориях Копное право ещё жило и действовало. Уголовные дела обсуждались прямо на месте преступления – в дубраве, бору, у реки или под горою. Часто ограбленный или обиженный селянин сам разыскивал своего шкодника, собирал на него улики, расспрашивал людей. Это предварительное расследование называлось «обыск». Если истец не мог разыскать своего обидчика, он требовал собрать копу. Жалобу истца сходатаи слушали молча, не перебивая его. Истец мог созывать копу трижды.

Когда приходилось решать земельные проблемы, сходатаи собирались на спорной земле. Если помещик причинял кому-либо вред, его вызывали на копу для разговора. Помещика вызывали на собрание трижды. Если он не являлся на третий раз, копа производила расследование и принимала решение самостоятельно. Приговор народного суда назывался «выпалязокъ», «усказанье», «знайденье копное», иногда «высказанье копное».

В позднейших актах употреблялось словосочетание «декрет копы». Если ответчик мирился с истцом, его прощали.

Долгое время сильные русские города наподобие Пскова и Новгорода назывались свободными и вольными именно потому, что жили по законам древнего славяно-русского права, сохраняя арийскую правовую культуру.

Копное право легло в основу Вечевого права, действовавшего на Руси в начале Средневековья. (В переводе со старославянского «вече» означает «совет»). В летописях вече упоминается в Южном Белгороде (997 г.), Великом Новгороде (1016 г.), Киеве (1068 г.). Однако вечевые собрания горожан происходили и ранее. Русский, советский историк И. Я. Фроянов считал, что в конце I тысячелетия – начале II тысячелетия н. э. вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) руководили этими могучими собраниями, но не обладали достаточной силой, чтобы саботировать решения народа или подчинять его действия своей воле.

На вече обсуждался широкий круг вопросов – заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами. Заключались и расторгались договора с князьями, контролировались действия князей, посадников, владык и других должностных лиц, избирались и смещались владыки, посадники, тысяцкие, назначались воеводы и посадники в городе и окрестных селениях, устанавливались повинности населения, решались земельные вопросы, утверждались правила торговли и льготы, контролировались судебные сроки и исполнения судебных решений.

Вече было механизмом сглаживания социальных противоречий наших предков. Однако возникавшая с веками социальная неоднородность древнерусского общества всё больше делала народные демократичные вечевые сходы подконтрольными боярской аристократии. Уже в XII—XIII веках не только в Новгородской республике, но и в других русских землях, земская знать в значительной мере подчинила своей воле вечевые собрания.

Иногда на городских вечевых сходах случались кулачные бои (на сельской копе такого никогда не было). Это происходило в тех случаях, когда одной из боярских группировок требовалось протолкнуть выгодное для неё решение.

Но бои эти были не обычными уличными драками, они корректировались определёнными правилами судебного поединка. В ХII-XIII веках новгородцы вели себя столь буйно, что князья отказывались к ним ехать. В ХIV веке вечевые страсти в Новгороде стали несколько утихать. По сути, со временем вече стало проводником воли бояр, оформленной как воля народа, своеобразным компромиссом между т.н. элитой и простым людом.

Вечевое правление продержалось в Новгороде до середины ХV века. Этот действительно великий город был одним из последних оплотов самоуправления и народовластия в уже феодальной России. После насильственного захвата московскими князями-царями Великого Новгорода и Пскова в этих землях стали исчезать вечевые порядки. Более слабые и менее организованные русские города сдались Посполитому или Магдебурскому юридическим нормам значительно раньше.

Значение народного права на Руси угасало по мере развития феодализма. Когда царский режим дал помещикам полную волю и неограниченные права, народные юридические обычаи окончательно утратили свою силу. Хотя элементы Копного права некоторое время сохранялись в среде казаков. Наиболее ярко народное право проявлялось в Запорожской Сечи. Именно казаки и пронесли через века «звычай права нашого копнаго».

Ещё в начале ХХ века в России употреблялось слово «волость». Оно появилось на Руси в Х веке и тесно связано с Копным правом. Волость образовывали сельские общины, управляемые копой. На волостной копе выбирались: правление, старшина (староста), суд, писарь, челобитники (ходатаи по общественным делам в стольный град).

В обязанности правления входило ведение книг, где фиксировались решения собраний, сделки, торговые и трудовые договоры.

На собраниях председательствовал старшина. В его обязанности входило хранение архивных документов (постановлений, грамот, расписок и т.п.), привлечение к ответу любого селянина, оглашение постановлений копы по уголовным делам. Старшина строго следил за соблюдением народных законов. Он был связующим звеном между домохозяевами и удельным князем, перед которым ходатайствовал за интересы народа. Чтобы сгладить конфликты между князем и общинниками, разъяснял непонятливым княжеские требования и решения.

Старшина отчитывался за свои дела перед сотским, сотский – перед десятским, десятский – перед домохозяевами. Каждый из избранников народа, лишившись его доверия, в любой момент мог быть отстранён и переизбран. Однако случалось такое весьма редко, так как общественным доверием в те времена дорожили.

С приходом в Новгород Рюрика княжеская власть на Руси стала передаваться по наследству. Славно-арийская выборная управленческая культура стала утрачивать своё значение. Князем (а позднее – царём) становился не более достойный (сильнейший, умнейший, храбрейший и т.п.) представитель народа, а любой бездарный, немощный и даже психически неполноценный отпрыск правящей династии. Происходило отчуждение властных структур от народных интересов (что мы воочию наблюдаем и сегодня).

К ХVII веку мы уже имели окончательно устоявшуюся монархию, где ни о каких народных правах не было и речи.

Новый всплеск и возрождение народовластия, но уже в трансформированной форме, произошли в советское время. Однако, в конце ХХ века, не без помощи того же Запада, мы утратили и Советы.

Не будем впадать в крайности и идеализировать Копное и Вечевое мироустройство на Руси. Конечно, были у наших предков свои проблемы и сложности. Но наверняка такого беспредела и античеловечности, какие царят в нашем обществе сегодня, у русичей и славян не было. Думается, что мироустройство их общества было куда разумнее, справедливее и нравственнее нашего. Общинность (в ХХ веке – коллективизм) – дело великое. Утрачивая его, мы, потомки славяно-русов, утрачиваем себя, свою самобытность, духовную культуру, свой морально-нравственный стержень, свою уникальную душу. Чем раньше мы осознаем это, тем больше шансов на то, что Новая Русь в ХХI веке не только выживет, но и поднимется до уровня ведущих держав мира.

Естественно, сегодня мы не сможем (да это и не нужно) во всей их полноте и аутентичности перенести законы Копного и Вечевого права на современное общество. Но взять лучшее из глубины веков, из честной и справедливой системы прямого народовластия мы не только можем, но и обязаны.

С тем, что нынешнюю паразитическую систему народного оболванивания надо менять, согласится всякий здравомыслящий человек. Как это сделать технически – другой вопрос. Сейчас мы знаем одно – русским людям необходимо вернуть прямое народовластие. В самоорганизации – наше спасение. Не насилие власти сверху, а её самостоятельное формирование снизу. Только так можно обеспечить достойную жизнь нашим соотечественникам в ХХI веке.

Впереди – время славянской цивилизации (как бы она ни называлась). А сегодня русским людям надо выходить из состояния тысячелетнего библейского рабства и холопства перед Западом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Цветков С.Э. «Русская история» в 4-х томах, М, «Центрполиграф», 2006
2. Прищепенко В.Н «Страницы русской истории» в 2-х томах, М., Про-физдат, 1998
3. Гумилев Л.Н. «От Руси до России», М., Хранитель, 2006
4. Иванишев Н.Л «О древних русских общинах юга Руси», С-Пб.,1857
5. Павлов-Сильванский Н.П. «Феодализм в Древней Руси»,М., Наука, 1988

http://www.pravda-tv.ru/2013/05/06/23991

http://www.kramola.info/vesti/letopisi- … evoe-pravo

0