Сразу в бой: почему предпринимателям не нужен диплом МВА
Алексей Гирин,
Управляющий партнер Starta Capital
Людям, которые хотят строить собственные компании, диплом МВА часто не помогает, а порой вредит, оптимальная альтернатива — бизнес-акселератор
Диплом наемника
Я не утверждаю, что бизнес-школы вредны в принципе, но их главная функция заложена уже в самом слове МВА — «мастер бизнес-администрирования». МВА дает хорошее и нужное образование для тех, кто работает и строит карьеру в корпорациях, больших системах и матричных структурах. МВА используют определенные подходы к обучению, и к сожалению, даже передовые школы это практики, которые устарели и оторваны от реальности бизнеса стартапа здесь и сейчас. Современный бизнес настолько динамичен, что кейсы даже двухлетней давности нередко совсем не релевантны текущей ситуации, что уж говорить о том, что в некоторых российских школах маркетинг до сих пор преподают «по Котлеру». Истории великих компаний, используемые в МВА, возможно, интересны, но малоприменимы в современной практике.
Но самая большая проблема в том, что МВА, воспитывая пусть даже самых классных администраторов, убивает у людей инициативность, способность рисковать и строить что-то свое: все знание здесь направлено на изучение теории и уже отработанного материала, а в конечном итоге на управление чем-то уже созданным, но не новым. То, что очень многие современные бизнес-лидеры не оканчивали в противовес предыдущим поколениям бизнес-школ (а иногда даже и университетов, как Джобс и Цукерберг), косвенное тому подтверждение: МВА не в помощь предпринимателям. Во многом именно по этой причине растет количество различных «анти-МВА» — коротких и очень практичных курсов. Поэтому же можно увидеть крен самих бизнес-школ — появление различных «предпринимательских», «стартаперских» программ (например, Harvard i-lab), но увы, с теми же самыми проблемами.
Школа предпринимательства
При этом сложности со знаниями у молодых предпринимателей действительно есть. Мы это сами видим и ощущаем, общаясь и работая со стартапами. Обычно они здорово понимают в технологиях или в своем продукте, но куда хуже в чисто бизнесовых вещах — маркетинге, продажах, выживании в условиях жесткой конкуренции, выращивании компании и т.д. Тут логически возникает вопрос: чем компенсировать это незнание? Раньше в голову тут же приходил ответ: получить МВА. Но теперь самый верный путь — «бизнес-акселератор». Это место, где за небольшую долю и символические инвестиции предприниматель получает короткую мощную «прокачку» (в среднем акселератор дает инвестиции от $10 тыс. за долю от 5 до 10% в компании, средняя стоимость акселерационной программы — от $50 тыс. до $150 тыс.). Сегодня это уже полноценная индустрия, а лучшие акселераторы — Y Combinator, Tech Stars и другие — с точки зрения брендов не уступают авторитетным бизнес-школам. Есть также индустриальные акселераторы, помогающие компаниям, которые, к примеру, связаны с медициной, или здравоохранением, или виртуальной реальностью. В среднем программа длится около трех-четырех месяцев. У каждого акселератора своя специфика, лучше всего понять ее можно во время демодня, где выступают выпускники акселераторов.
Такие мероприятия вызывают настоящий ажиотаж у инвесторов и прессы в США. Так, к примеру, на демодне в Y Combinator в среднем присутствует около 500 человек — в марте 2015 года там присутствовали 470 инвесторов и представителей прессы. К некоторым выпускникам стояла очередь из инвесторов с чековыми книжками наготове. В России довольно успешен акселератор ФРИИ, который выпустил более 200 компаний, что говорит о его популярности. Также можно отметить петербургский iDealMashine, вошедший в пятерку лучших акселераторов мира согласно рейтингу UBI Global 2015.
Объяснить популярность акселераторов несложно. В процессе акселерации предприниматель получает то, что ему нужно, и этого чаще всего ему и не дает школа. Программа классического МВА так или иначе выстроена на теоретической основе, в том числе и кейсы. Лектор в основном заваливает студента знаниями, а практики все еще мало. В отличие от МВА в акселераторе человек моментально получает обратную связь. В тот же день он идет и опробует знания на реальных клиентах, конкурентах, сотрудниках и тут же получает обратную связь. Хорошую или плохую — любую. И ее он может обсудить и разобрать на акселерации с бизнес-тренерами или менторами. При этом акселерация не требует, как бизнес-школа, год или два полного включения. Процесс занимает всего несколько месяцев или даже недель. В топовых акселераторах собраны не теоретики, а люди, которые сами лично строили, а чаще всего и строят бизнес нового поколения — технологический — в высококонкурентных средах малыми деньгами и на высоких скоростях.
Просто в качестве примера: у хорошего акселератора не менее 500 высококлассных менторов-практиков (менторы — один из главных показателей качества). Надо ли объяснять, какую пользу может получить предприниматель от общения с ними? Менторы сами предприниматели, как и слушатели, и учат работать тех с важными в реальном бизнесе навыками. И повторюсь: все это «на живом» — получил знание и сразу идешь его применять. И мерило успеха для участников акселерации не оценка профессора, а снижение издержек, найденная бизнес-модель или продажа клиенту.
Прокачать себя
Многим, в том числе и мне, знакома ситуация, когда после вуза ты неплохо знаешь, как устроена мировая экономика или что такое EBITDA, но совершенно не понимаешь, как зарегистрировать компанию или оценить свой целевой рынок. А если мы говорим о выходе российских предпринимателей на глобальные рынки, то на отсутствие актуальных знаний накладывается отсутствие международной практики и опыта.
Мы в Starta Capital ощущали потребность команд наших портфельных компаний в практических знаниях и поддержке по выходу на глобальные рынки с момента создания фонда. Не найдя готовых системных решений, сами организовали для них акселерацию в Нью-Йорке и дали старт первой программе для нескольких компаний. В ходе подготовки мы изучили лучшие акселераторы на предмет организации, используемых методик, возможного партнерства с ними. С одними мы встречались и зашли далеко в переговорах, с другими просто созванивались или списывались. Все это только утвердило нас в мысли: лучшее образование для стартапа — это классная акселерация. Ведущие акселераторы востребованы не только предпринимателями (а попасть в хороший акселератор — это очень непростая задача), но и теми же корпорациями. Крупные компании активно заказывают им программы по поиску инноваций.
У лучших акселераторов высокий КПД. Например, Y Combinator с 2005 года выпустил 630 стартапов с общей оценкой более $20 млрд. Общее количество инвестиций в компании после их акселерационной программы — $2,09 млрд. Самые известные выпускники — Dropbox, Airbnb, Optimizely, Pebble, Disqus.
Развиваться им помогает сама бизнес-модель. Успех акселераторов основан на успехе выпускников. Получая долю в капитале своих подопечных, акселератор кровно заинтересован качественно «прокачать» и выпустить в свет актуальные конкурентоспособные бизнесы. Неудивительно, что в ведущие акселераторы попасть очень непросто. А многие фонды готовы дорого заплатить за то, чтобы их проекты поучились, скажем, в TechStars. Здесь я уже говорю как инвестор: мы были очень довольны тем, что наша портфельная компания GeoCV стала резидентом американского акселератора Rothenberg Ventures River (RIVER).
Образование важно. Есть вещи, где ценность МВА очевидна и непререкаема: при управлении сложившимся бизнесом, развитии корпораций. И такие профессионалы всегда нужны и востребованы. Но если человек хочет выйти за эти рамки или когда есть потребность испытать свои бизнес-теории на практике, думаю, ему куда полезнее провести несколько месяцев в акселераторе. Это самая лучшая возможность «прокачать» себя с наименьшими издержками.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.