Ноль опыта и $10 на счете: стать инвестором поможет робот
Инвесторы все больше доверяют управление деньгами роботам-консультантам. Чем эти сервисы привлекают инвесторов, и доступны ли они в России?
Текст: Надежда Грошева
Фото: YAY/ТАСС
Активы под управлением роботов-консультантов выросли в 2015 году втрое и достигли 50 млрд долларов по всему миру, говорится в июньском докладе Банка России. По сути, робот-консультант или робо-эдвайзер — это онлайн-сервис, который помогает сформировать инвестиционный портфель и впоследствии им управлять.
Американская Charles Schwab — один из лидеров рынка: портфели под ее управлением превышают 8 млрд долларов. Заходишь на ее сайт, отвечаешь на вопросы о своих финансовых целях, инвестиционном опыте и отношении к риску — и вуаля, структура портфеля готова. За пять минут автомат разложил портфель на 19 активов и предложил варианты ETF-фондов по каждой позиции.
Скорость — одно из главных преимуществ роботов. Если бы я была резидентом США, то смогла бы так же быстро открыть счет. Минимальный депозит в этой компании — 5 тысяч долларов. Для общения с реальным портфельным управляющим такой суммы было бы недостаточно. Хотя, по данным самой компании, в 15 портфелях из ста лежит минимум миллион долларов.
В этом еще одно преимущество робота-эдвайзера: его услугами можно пользоваться как владельцам скромного капитала, так и миллионерам. Причем на рынке есть компании, у которых вообще нет порога на вход: в портфель можно положить хоть 10 долларов, и робот будет покупать на них дробные части бумаг.
В России роботы-консультанты, мягко говоря, пока не очень популярны. Мне удалось найти такой сервис лишь в двух компаниях: это робот-эдвайзер в ВТБ24 и «Финансовый автопилот» в инвестиционной компании FinEx. Отличительная особенность робо-эдвайзеров — низкая стоимость их услуг, говорит исполнительный директор УК «ФинЭкс Плюс» Владимир Крейндель:
Владимир Крейндель
исполнительный директор УК «ФинЭкс Плюс»«Как правило, по международной практике, это десятые доли процента, что существенно, примерно в десять раз дешевле, то есть меньше по издержкам для клиента, чем услуги управляющей компании, которая осуществляет аналогичные услуги по формированию инвестиционного портфеля. Думаю, что такие пропорции сохранятся и для российского случая».
За четыре года объем портфелей под управлением роботов вырос в десять раз, но 50 млрд под их управлением — лишь небольшая часть 20-триллионного мирового рынка управления капиталом. В настоящую гонку алгоритмов ввязались такие финансовые гиганты, как Vanguard и Fidelity, на подходе — сервисы от банка Morgan Stanley. Роботы упрощают управление деньгами. Главное, чтобы не произошло восстания машин.