Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



«Яблочный Спас»: о фруктах и высоком богословии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

«Яблочный Спас»: о фруктах и высоком богословии

Опубликовано : 2008-08-19 14:50:12

19 августа православные отмечают один из двенадцати великих праздников - Преображение Господне

Преображение Господне — один из наиболее почитаемых в народе церковных праздников, наряду с Рождеством и Троицей. В этот день многие люди несут в храмы ягоды и фрукты для освящения, молва зовет его «Яблочным Спасом». На самом деле девятнадцатого августа православная церковь вспоминает одно из наиболее таинственных событий из жизни Иисуса Христа и предлагает христианам глубокое и философски развитое его осмысление.

В евангелии о преображении господнем говорится, что Иисус с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном взошли на гору высокую и Господь преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, а одежды Его сделались белыми как свет. Им явились пророки Моисей и Илия. Петр же сказал Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаю здесь три шатра: Тебе один, и Моисею один, и Илии один». Пока он говорил, облако светлое осенило их, и голос из облака сказал: «это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение; слушайте Его». Услышав это, ученики Христа сильно испугались и упали закрыв лица. Иисус успокоил и поднял их, а когда они спускались с горы он заповедал им никому не говорить об этом видении, до тех пор, пока Сам он не будет распят и не восстанет из мертвых.

С первых веков христианства это событие, описанное очевидцами, привлекало внимание богословов и философов. Многие пытались понять, что за свет осиял Христа и его учеников и могут ли последователи Господа быть так же осиянными этим светом. В конечном итоге встала глубокая проблема о постижимости Бога и в четырнадцатом веке разгорелись нешуточные споры. С тех пор на эту тему были написаны тысячи страниц текстов и сломано немало копий, в частности, в полемике с католичеством. Таким образом, Преображение Господне сыграло немалую роль в истории Церкви и богословско-философской мысли. Не вдаваясь в подробности отметим, что решение этого вопроса в православной традиции не однозначно и совсем не просто. Достаточно упрощая, можно сказать, что Бог не постигается в своей сущности (сам по себе), но возможно приобщится к его проявлениям или действиям по отношению к миру и людям. Божественный свет осиявший Христа — был одним из таких проявлений Бога, которому приобщились апостолы, будучи озарены и переживая величайшую радость и счастье.

Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство. Пожалуй, уже более десяти столетий простой народ мало интересуется богословием и заходя в булочную не накидывается на продавца с вопросом о правильном понимании божественных тайн. А ведь такое когда-то было. В отличие от религиозного сознания древности, сейчас мало кто даже из верующих может сказать какое отношение к нему лично имеет правильное понимание многих вероучительных истин, в том числе вопроса о божественной природе и божественных действиях. Очень многие люди совершенно искренне не могут понять изложенную выше богословскую мысль, и тем более пояснить чем плох неверный взгляд, например, на проблему Божественного света.

С одной стороны это странно. Подавляющее большинство наших сограждан образованы и даже знакомы с началами философии, многие имеют высшее образование. Тем не менее, большинство из них не идут дальше и глубже «Яблочного Спаса» и не подозревают, сколь сложна и многогранна тема Преображения для богословия. С другой стороны, понятно, что дело не столько в нежелании что-то познать, сколько в том, что в нашей секулярной культуре почти невозможно найти ответ на ключевой вопрос: а какое отношение вероучительные догмы имеют ко мне лично? Наряду с этим, похоже, что со стороны православия все больше забывается основное правило проповеди, ставшее золотым правилом текстовой рекламы: «объясняй, почему и зачем». То, что тысячу лет назад было жизненно важно для многих лично и многим понятно все больше превращается в мифологемы для интеллектуалов, уступая место простой обрядовости. Ведь, совершенно понятно, что яблоки и прочие сельскохозяйственные плоды не имеют никакого отношения ни к обсуждаемому евангельскому событию, ни тем более к его богословскому осмыслению.

Таким образом, праздник Преображения Господня ставший для народа «Яблочным Спасом» очень ярко показывает кризис религиозной жизни наших дней, заключающийся в все увеличивающемся отрыве богословия и христианской философии не только от личной жизни верующих, но и от религиозной практики. Тем самым перед Православием ставится серьезный жизненно важный вопрос: как помочь верующим людям увидеть и осознать живую связь вероучения и их личной жизни, как предотвратить вырождение богословия в плодово-ягодный винегрет?

Автор - заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.

http://www.aif.ru/article/print/article_id/20392

0

2

Яблочный Спас: история, традиции и приметы

вчера 16:51

Православные верующие отмечают 19 августа Преображение Господне, или Яблочный Спас.

http://st7.gisstatic.ru/static/news/img/src/11198/0d81c334.jpg
Markus Mainka | Shutterstock.com

Согласно Евангелию, в этот день Иисус привел на гору Фавор трех своих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна и предстал перед ними во всей божественной славе. Во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лицо его как Солнце, одежды его сделались белыми, как свет». Затем явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором Мое благословление; Его слушайте».

С тех пор гора Фавор является одним из святых мест христианства. Ежегодно 19 августа тысячи паломников поднимаются на высоту 588 метров, чтобы увидеть схождение благодатного облака.

По физическому смыслу праздник Преображения Господня знаменует собой сезонное преображение природы. Все закономерно ― в это время происходит понижение температуры, характер погоды меняется, увеличивается повторяемость туманов и облачных дней. На смену пышной зелени приходят спокойные пастельные тона. «Пришел Яблочный Спас ― ушло лето от нас», ― говорили на Руси. Но поскольку год на год не приходится, то в этом климатическом правиле существует множество исключений.

http://st5.gisstatic.ru/static/news/img/src/11198/b206a622.jpg
Nitr | Shutterstock.com

В древние времена, когда еще не было метеорологической науки, с праздником Преображения Господня связывали много народных примет. Считалось что если этот день будет сухим, то вся осень будет сухой. Если верить примете, то жителей Центральной России ожидает замечательная ― солнечная и сухая ― осень.

Вот только многолетняя статистика оправдываемости народных примет предостерегает от неоправданных ожиданий. Например, в прошлом году 19 августа в Центральной России также стояла сухая погода. Но потом последовал рекордно дождливый сентябрь, а осень осталась без бабьего лета.

http://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/11 … i-primety/

0