5 лет запрету на ношение чадры во Франции: успех или провал?
Закон, запрещающий закрывать лицо в общественных местах, был принят во Франции в 2011 году. Его оппоненты считают, что этот закон еще больше разделил французское общество.
Когда бизнесмен Рашид Некказ заходит оплатить штраф в отделение банка в городке Эври, расположенном к югу от Парижа, кажется, что он пришел навестить старого друга. Он и банковский служащий обмениваются шутками, Некказ замечает, что в отделении заново покрашены стены. Он - частый гость в этом банке и уже не в первый раз платит 150 евро штрафа, выписанного женщине за ношение никаба - мусульманской одежды, полностью скрывающей лицо.
С тех пор, как 11 апреля 2011 года во Франции вступил в силу закон, запрещающий женщинам закрывать лицо, Некказ заплатил 235 тысяч евро штрафа за женщин, не пожелавших отказаться от чадры и никаба. Во Франции он платил штраф почти 1100 раз, в Бельгии, где аналогичный закон был принят несколькими месяцами позднее, - 259 раз.
Объединяет или разделяет?
Закон, запрещающий носить в общественных местах так называемую "полную вуаль" - одежду, скрывающую лицо, был инициирован правительством тогдашнего президента Николя Саркози. Франция стала первой европейской страной, решившейся на такой запрет. Он распространяется также на маски, балаклавы и шлемы мотоциклистов, однако основной его мишенью стали никаб и чадра.
Сторонники нового закона утверждали, что скрытое от посторонних взглядов лицо противоречит одному из принципов французской политики vivre ensemble - совместное проживание в мире и согласии на территории одной страны. Удалось ли закону за пять лет его действия сгладить это противоречие, как надеялись проголосовавшие за него политики?
Рашид Некказ платит штрафы за женщин, не пожелавших отказаться от паранджи и никаба
"Этот запрет не укрепляет принцип мирного сосуществования, а лишь обостряет отношения между людьми", - убеждена Аньес Де Фео, режиссер и социолог, изучавшая исламскую традицию ношения никаба и паранджи еще до принятия закона. Интересно, что его оппоненты пытаются использовать тот же аргумент vivre ensemble, считая, что закон нарушает права человека.
Инициаторы принятия закона были уверены, что запрет закрывать в публичных местах лицо укрепит общественный порядок и национальную безопасность. Однако этого не произошло, считает Де Фео. "Женщины, отказывающиеся соблюдать этот закон, подвергаются на улицах оскорблениям, - утверждает она. - Например, в 2013 году беременная мусульманка потеряла ребенка после того, как на улице на нее напали двое мужчин, пытавшихся сорвать с нее чадру".
ЕСПЧ: Французский закон не нарушает права человека
В 2014 году Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) постановил, что принятый во Франции закон, основанный на идее "мирного сосуществования", не нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. Решение ЕСПЧ открыло путь для принятия подобного закона и в других европейских странах, на которые распространяется юрисдикция суда в Страсбурге. Позднее запрет на ношение никаба и чадры - правда, только на улицах - был введен и в Нидерландах.
Оливье Рой, эксперт по вопросам политического ислама, говорит, что никаб никогда не пользовался особой популярностью у мусульман в Европе. "Большинство мусульманского населения Франции не выступило открыто против запрета на ношение "полной вуали", потому что оно не просит полной свободы для никаба. Но представители мусульманской среды - как верующие, так и неверующие - считают закон проявлением давления и атакой на ислам", - уверен Рой.
Вчера - панк, сегодня - радикальная мусульманка
Во Франции проживает 5 миллионов мусульман, местная мусульманская община - самая многочисленная в Европе. Уже после того, как закон вступил в силу, было установлено, что никаб и чадру во Франции носили менее двух тысяч женщин.
По данным, обнародованным министерством внутренних дел Франции в октябре 2015 года, за пять лет действия закона полиция 1623 раза задерживала женщин в никабе или чадре и выписала 1546 штрафов в отношении 908 задержанных. Некоторые из женщин были оштрафованы по нескольку раз, одна из них заплатила штраф 33 раза. "Протесты в ответ на запрет закрывать лицо вызваны не желанием защитить никаб, а чувством дискриминации", - указывает эксперт по вопросам политического ислама Оливье Рой.
Иногда женщины, носящие никаб, не имеют никакого отношения к исламу
Большинство женщин, которые носят никаб или чадру, живут в пригородах крупных французских городов. После вступления закона в силу некоторые из женщин стали закрывать лицо из чувства протеста, сознательно нарушая закон, утверждает социолог Аньес Де Фео. Одни считают, что таким образом они противостоят нападкам на ислам, для других вообще речь не идет о религии.
"Это - вариант бунта, способ противопоставить себя родителям и обществу, - объясняет Де Фео. - Раньше подростки бунтовали, становясь панками или скинхедами. Сейчас они упаковываются в хиджабы и выглядят, как радикальные мусульманки, потому что этот образ жизни отвергается французским обществом".
Штраф в Швейцарии: 10 тысяч евро
По словам Рашида Некказа, женщины, за которых он платит штрафы, не представляют опасности для общества. "Они коренные француженки. Они миролюбивы и не являются угрозой ни для свободы, ни для национальной безопасности". Некказ оплачивает лишь те штрафы, которые были выписаны за ношение никаба на улице, - он считает обоснованным запрет закрывать лицо в коммерческих центрах, административных учреждениях, мэриях, банках и прочих общественных местах.
Некказ говорит, что лично ему не нравятся паранджа и никаб, и он - убежденный противник их ношения. Но речь идет о защите демократических ценностей и основополагающих прав - в том числе, праве самому выбирать, во что одеваться. "Я не поддерживаю женщин, закрывающих лицо. Но я защищаю их свободу носить ту одежду, которую они хотят", - объясняет свою позицию бизнесмен.
Летом 2016 года закон о запрете ношения никаба и чадры планируют принять власти швейцарского кантона Тичино. Нарушившие его вынуждены будут платить штраф, эквивалентный 10 тысячам евро. В решении Европейского суда по правам человека, вынесенном в отношении французского закона, говорится, что сумма штрафа не должна быть настолько высокой, чтобы полностью запретить свободу самовыражения в общественных местах. Так что внушительный размер штрафа кантона Тичино вполне может стать предметом исков в Страсбургском суде.
Дата 11.04.2016
Автор Джейк Сигайнеро, Марина Барановская
http://dw.com/p/1ITJp