Только наличные. Европейские банки наносят ответный удар
Кредитные организации думают перевести свои резервы в наличные деньги. Как пишет Financial Times, это ответ на монетарную политику финансовых властей. Из-за нее хранить средства на счетах стало невыгодным
Текст: Михаил Сафонов
Фото: Regis Duvignau/Reuters
Возможный переход на хранение резервов наличными — реакция на политику отрицательных процентных ставок. Она проводится уже не первый год. Весной европейский регулятор снизил ставку по депозитам до минус 0,4%. То есть, в Европе за хранение денег придется платить. И поэтому растет спрос на кэш.
Работа с наличными — дорогое удовольствие для банков. Нужно тратиться на хранилища, на транспортировку банкнот, на страхование. Например, FT в шутку подсчитала, что под двуспальной кроватью вместится 100 миллионов долларов. А их страховка обойдется в 754 тысячи. И все равно получается выгодно, потому что платить за безналичные счета никто не хочет, говорит экономист Сергей Хестанов.
Сергей Хестанов
советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»«Естественно, многие финансово-кредитные учреждения и просто крупные инвесторы стали пытаться изобретать способы как-либо этого избежать. Один из способов — это просто создание пулов наличных. Первопроходцем был один небольшой фонд, который хранил свои активы в виде наличных 25-еврововых купюр, но, по мере того, как политика отрицательных процентных ставок стала распространяться, эта идея тоже получила распространение»
.
Разумеется, регуляторы тоже не дремлют. В США, например, звучат голоса на тему отказа от 100-долларовых купюр. А ЕЦБ изымает из оборота банкноты в 500 евро, которые с 2018 года выпускаться не будут. Декларируется это как борьба с криминалом и терроризмом. Но есть мнение, что не только. Вообще-то, практика отрицательных ставок придумана на благо экономики. Берите почти бесплатные кредиты, покупайте дома и автомобили, стимулируйте промышленность, создавайте рабочие места, как бы говорят финансовые власти. Но как быть с теми, кто хочет не тратить, а сохранить и, желательно, преумножить? Впрочем, банки, переходя на наличные, больше думают об интересах корпораций. Комментарий независимого аналитика Дмитрия Степанова.
Дмитрий Степанов
независимый аналитик«Думаю, что граждане, как и платили за услуги картами, так и буду продолжать. А вся форма расчетов и хранения денег в наличном виде будет касаться только институциональных компаний, т.е. лиц юридических. У юридических лиц другая форма ответственности — более высокая. Они сами по себе — ребята более ответственные, вот им и позволительно совершать крупные операции в наличной форме».
Наличные — не единственный выход. Можно, как советуют делать крупные американские инвестбанки, обратить внимание на развивающиеся рынки. Они будут только рады притоку внешних инвестиций. Существуют, конечно, риски, в том числе, и политические. Зато для изнуренных отрицательными ставками инвесторов — сказочная доходность. Есть, кстати, одна страна, где Минфин размещает облигации федерального займа под 8-9% годовых. Да и хождение наличных в этом государстве пока не слишком ограничивают. У европейцев все это почти отняли. Правда, взамен дали потребление.