Годовщина «санкционки»: два года без пармезана
Бизнесмены, опрошенные Business FM, в целом отмечают положительный эффект от эмбарго. А вы успели импортозаместиться?
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Два года назад, 6 августа 2014 года, президент Путин подписал указ под названием «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Постепенно в моду вошло слово «импортозамещение». Насколько оно оказалось эффективным, и как изменилось потребление за это время? Business FM задала этот вопрос представителям бизнеса. В том, что касается товаров, попавших под санкции, трудно сказать, но в целом в том, что касается бизнеса, перемены разительные, считает генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.
Георгий Дзагуров
генеральный директор Penny Lane Realty«Я не настолько почувствовал факт замещения продуктов, насколько почувствовал в бизнесе, то есть ситуацию, что у нас значительно уменьшилось число клиентов в качестве арендаторов нежилых и жилых помещений среди иностранных компаний, среди иностранных граждан. С другой стороны, мне кажется, что на сегодняшний день в «элитке» настолько сократились объемы нового строительства, что таким образом сократился и импорт стройматериалов, отделочных материалов, которые требовались. Но по-прежнему люди предпочитают делать, когда уже хай-энд, когда высокий класс, не заниматься каким-то замещением. И мы замечаем, что какие-то проекты уходят сегодня российским компаниям, где раньше были иностранные».
Сыр и ветчина стали практически обязательными в багаже любого, возвращающегося из-за границы. Президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган — в этом смысле не исключение.
Евгений Коган
управляющий директор компании «Московские партнеры»«Пережил спокойно вместе со всей страной, так же, как и все остальные таскал из-за границы все то, что хотелось купить, и постоянно изображал из себя ишака, по крайней мере, когда был в Италии или в других странах. Естественно, всегда хочется хорошего хамончика или правильного сыра. Работал ишаком на благо семейства, всегда хочется побаловать семью чем-то приятным и тем, к чему когда-то привыкли. Поэтому приходилось ноги в руки, и каждый раз, бывая в командировках или еще где-то, постоянно чего-нибудь притаскивать».
Исполняющий обязанности главы Sberbank CIB Игорь Буланцев считает, что от санкций только выигрыш, в том числе и в личной жизни.
Игорь Буланцев
исполняющий обязанности главы Sberbank CIB«Покупаем то, что вкусно. Когда наше вкусно, покупаем наше, когда нет, покупаем то, что есть. Мы иногда любимые продукты тоже привозим, но полки-то у нас полные разными продуктами, поэтому есть из чего выбрать, большого смысла откуда-то что-то возить специально нет. Два года импортозамещения прошли совершенно шикарно, весь импорт, который могли заместить, заместили, и в личной жизни, и в банковской сфере. Последний пример, когда Игорь Иванович отметил на сделке по случаю размещения АЛРОСА о том, что это тоже удачный пример импортозамещения, когда российский банк проводит полностью такую сложную сделку. Поэтому два года прошли с пользой».
За последний год Россельхознадзор запретил к ввозу в Россию 7,5 тысячи тонн растительной продукции и 229 тонн продукции животного происхождения, сообщила представитель ведомства агентству РИА Новости. В основном, уничтожались яблоки, груши, персики, томаты, перец, баклажаны, клубника, апельсины, нектарины, виноград…