Младший и средний медперсонал бежит из российских больниц
Сокращения приводят к тому, что большая нагрузка ложится на плечи врачей, это касается, например, бумажной работы. В итоге у медиков меньше времени на лечение пациентов
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Всего за несколько месяцев в России уволились около 50 тысяч санитарок и 16 тысяч фельдшеров и медсестер, таковы данные Росстата. Параллельно идет процесс оптимизации стационарного звена в медучреждениях.
В Минздраве ранее говорили о том, что 70% услуг должны оказываться в поликлиниках, а в стационарах только 30%. Количество коек в больницах уменьшается, соответственно, сокращается и персонал.
Оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал видит в этом серьезную угрозу. По его словам, государство просто сворачивает финансирование здравоохранения:
Андрей Коновал
оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие»«Зарплаты чудовищно низкие у тех же санитарок, да и у медсестер. Например, в Якутии — это северный, достаточно богатый регион — официальный оклад порядка 2,5 тысячи у санитарки, у медсестры около 3 тысяч рублей. Да там на него накручивается северная надбавка, районная, компенсационные выплаты какие-то, но это все не более прожиточного минимума, а даже менее де-факто прожиточного минимума. В Якутии на ставку — это порядка 16 тысяч сейчас, а зарплата средняя составляет порядка 60 тысяч в регионе, естественно, какие люди могут на такие деньги существовать в сравнении с действующим уровнем цен? Люди уходят, увольняются, бегут из здравоохранения. Во-вторых, это большое сокращение санитарок связано еще с такой вещью, как попытка выглядеть лучше в глазах федеральных властей в связи с майскими указами 2012 года президента России, согласно которым были установлены определенные целевые показатели повышения зарплат, к 2017 году было установлено, что зарплата младшего и среднего медперсонала должна составлять 100% от средней по региону. Но что такое 100%? Это достаточно серьезная заработная плата, но, если вы санитарку переведете из должности санитарки в должность уборщицы, то она уже не будет относиться к младшему медперсоналу. Поэтому этот процесс активно идет, где-то так поступают, где-то нанимают клининговые агентства частные, на аутсорсинг переводят, кто-то на этом зарабатывает, наверно, неплохо, кто-то, наверно, откаты получает, кто-то экономит. В результате можно не выполнять указ президента в отношении этих людей, которые исполняют функции младшего медперсонала».
По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ-ВШЭ Ларисы Попович, на бумаге с зарплатами в медицине все хорошо.
Лариса Попович
директор Института экономики здравоохранения НИУ-ВШЭ«Заработная плата медсестер, во всяком случае, по официальной статистике, — я не знаю, правда, насколько ей можно доверять, заработные платы в системе здравоохранения идут с опережением графика по повышению. Уже врачи должны получать значительно больше, чем по экономике в среднем, медсестры уже достигли более 100% экономики региона, так отчитываются регионы. Мне кажется, что эта ситуация требует более серьезного и тревожного отношения и разрешения, потому что это плохие сигналы, и что-то где-то не сработало, хотя указы президента были предназначены как раз на то, чтобы сохранить младший персонал и даже увеличить его количество в пересчете на врачей».
Если возвращаться к вопросу перевода ряда работ в больницах на аутсорсинг, врач-невролог Семен Гальперин считает, что саму идею можно понять, но вот практика показывает, что пока от этого страдают пациенты.
Семен Гальперин
врач-невролог«В нашей стране уже имеются клиники, которые перешли на договоры с подобными учреждениями, где внешние исполнители работают вместо санитаров. Возникает масса проблем, начиная с того, что приходят необученные сотрудники вместо тех, кто все-таки имеет какую-то подготовку. Уборщица — это не санитар, не медсестра, они не имеют по определению права заниматься массой видов уборки, сочетающей подготовку медицинского инструментария и так далее. Клининговые компании не занимаются подготовкой таких сотрудников. Соответственно, эта нагрузка дополнительно падает на оставшихся медицинских сестер, которые и так уже перегружены, которых и так сокращают. Кроме того, мы знаем, что в этом присутствует серьезный коррупционный момент, поскольку очень часто те же самые договора с клининговыми компаниями заключаются руководством медицинских учреждений, и часто они содержат в себе значительную часть откатов, просто крадутся государственные деньги на это, как на ремонтах, на закупках оборудования, это еще один дополнительный путь, чтобы воровать бюджетные деньги».
Эксперты, опрошенные Business FM, добавляют: из-за сокращения младшего и среднего медперсонала большая нагрузка (в том числе и чисто бумажная работа) ложится на врачей. В итоге у них остается меньше времени для того чтобы лечить больных.