Bloomberg: В Кремле не видят реальных путей оживления экономики
Управлять экономикой в России оказалось сложнее, чем внешней политикой
С начала 2014 года российское руководство посвятило себя практически исключительно внешнеполитическим вопросам. В результате, повернувшись сегодня к проблемам национальной экономики, оно оказалось перед болезненным выбором: идти ли навстречу требованиям рынка или защищать экономическую систему, сосредоточенную вокруг Кремля.
Как пишет агентство Bloomberg, несмотря на то что российская экономика уже не менее полутора лет непрерывно сжимается, власти так и не выработали план, как добиться ее оживления.
«Для вывода экономики из стагнации необходимо принимать серьезные, решительные меры», говорит бывший министр экономики 90-х годов Евгений Ясин. «Однако у меня ощущение, что президент к ним не готов», добавляет он.
Самое глубокое падение — наиболее продолжительное за время 16-летнего пребывания В.Путина у власти — похоже, осталось позади. Однако даже в Кремле признают, что не видят на горизонте признаков быстрого восстановления, за исключением надежд на скачок нефтяных цен, в который верят немногие эксперты.
За последние месяцы В.Путин сформировал две экспертные группы, призванные предложить идеи по ускорению экономического развития. Президент поставил задачу добиться 4-процентного годового роста, что значительно превышает ожидаемый в нынешнем году рост на 1,2%. Это, однако, значительно ниже показателей 2000-2008 годов, когда всплеск нефтяных цен привел к перегреву.
В руководстве страны появился глубокий раскол относительно путей оживления экономики.
Такая ситуация противоречит тому, что происходит с решением внешнеполитических вопросов, таких как конфликты на Украине и в Сирии. Здесь российский президент опирается на мнение узкой группы ближайших помощников.
Назначение во главе одной из экспертных групп в апреле 2016 года известного экономиста и бывшего министра финансов Алексея Кудрина породило ожидания возможного уменьшения государственного контроля в экономике, стимулирования частного предпринимательства, сокращения бюджетного дефицита и снижения инфляции.
Однако участники развернувшихся дискуссий утверждают, что президент больше сосредоточен на поиске чуда вроде скачка нефтяных цен для возрождения экономики. Предлагаемые Кудриным шаги угрожают отодвинуть от государственного бизнеса некоторых влиятельных людей и несут угрозу снижения общественной поддержки правительству, если произойдут сокращения государственных затрат. И то, и другое таит опасности в связи с президентскими выборами 2018 года.
Путин поручил группе экономистов, поддерживающих теорию, которую они окрестили как «количественное смягчение в русском духе», подготовить подробную программу, основанную на их предложении выделить 1,5 триллиона рублей для поддержки экономики. Предложения этих экономистов относительно увеличения бюджетных инвестиций противоречат кудринским призывам установления контроля над государственными расходами, чтобы позволить частному сектору возглавить экономический рост.
Вероятно, Путин возьмет из соперничающих программ самые лучшие куски, считают участники процесса, чтобы минимизировать общественное недовольство и удовлетворить элиты, вместо того чтобы разработать более широкую стратегию развития. Результаты могут оказаться глубоко противоречивыми.
Еще одна созданная по указанию Кремля комиссия должна заняться «приоритетными проектами», призванными обеспечить рост в краткосрочной перспективе.
«Для этих проектов еще надо найти деньги, — говорит бывший председатель Центробанка Сергей Дубинин, — И большинство из них требуют ручного управления», добавляет он, имея в виду жесткое государственное управление, которое Кудрин считает главным препятствием для роста.
Большинство опрошенных Bloomberg специалистов считают, что стоимость нефти на мировых рынках должна продолжать держаться ниже 40 долларов США за баррель еще в течение длительного времени, чтобы вынудить Кремль пойти на болезненные политические перемены.