Фудпорн: что немцы делают с едой
Еда покажется вкуснее, если ее сначала сфотографировать. Впрочем, распространение картинок с изображением пищи в социальных сетях в некоторых случаях может иметь правовые последствия.
Сочный кусок мяса, пенистый фруктовый коктейль, играющий всеми цветами радуги салат: интернет изобилует картинками с запечатленной на них едой. Под хэштегом #foodporn один только Instagram предлагает 92 миллиона фотографий всевозможных блюд и продуктов питания. И почему, спрашивается, так много людей постят столь прозаический вроде бы мотив? Социологи видят в этом проявление духа времени и новую форму выражения индивидуальности. Ученые в США полагают даже, что сфотографированная еда воспринимается как более вкусная.
По данным опроса, проведенного институтом изучения общественного мнения YouGov, в Германии когда-либо фотографировал еду 61 процент населения, а более половины из них фотографировали блюда собственного приготовления. 44 процента участников опроса наводили объектив на особенно аппетитные блюда в ресторанах. Каждый третий вел кулинарную хронику во время путешествий, а опубликовал изображение в социальных сетях каждый четвертый.
Фудография как средство создания имиджа
Особой популярностью в интернете пользуются хэштеги #foodlove, #foodorgasm и, разумеется, #foodporn. Термин используется для обозначения не только эффектно стилизованных изображений еды, но и определенной тенденции. "Фудпорн описывает феномен, когда люди самоопределяются через то, что едят. Они строят на этом свой имидж в общении с внешним миром", - пояснила Ханни Рюцлер, австрийский исследователь, в интервью немецкому информационному агентству dpa.
По ее словам, пища действительно стала медиальным посредником для передачи информации о ценностях и предпочтениях индивидуума. То есть, если раньше говорили, скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты, то в эпоху социальных контактов, опосредованных информационными технологиями, средством выражения индивидуальности становится уже само изображение пищи.
"Раньше принадлежность к определенной социальной группе или субкультуре, а также собственную индивидуальность выражали стиль одежды или музыкальные предпочтения. Сегодня кодом для раскрытия имиджа служат продукты питания и напитки", - указывает Рюцлер.
И что думают пользователи социальных сетей о фотографиях продовольствия, заполонивших интернет? По данным опроса YouGov, мнения по этому поводу разделились. В то время как 43 процента респондентов заявили, что с удовольствием смотрят на такие картинки, примерно столько же, 40 процентов, признались, что они их скорее раздражают. Больше половины участников опроса, считают, что такие фотографии их авторы используют главным образом для того, чтобы показать себя в определенном свете.
Аппетитные ракурсы
Тем не менее, американские исследователи выяснили, что фотографирование улучшает субъективные впечатления о вкусовых качествах блюд.
Согласно результатам исследования журнала маркетинговых исследований "Journal of Consumer Marketing", пища, сфотографированная до ее поедания, воспринимается как более вкусная. Фотографы, направившие объектив на тарелку с едой, сознательно выбирают оптимальные ракурсы, стимулируя тем самым наш аппетит.
О чем мало кто задумывается, наводя фотоаппарат на тарелку: фотографирование изысканного блюда в дорогом ресторане может привести к правовым проблемам. "Не исключено, что с особой сложностью приготовленные и оформленные блюда защищены авторскими правами", - говорит юрист, специализирующийся на авторских правах и медиа, профессор Стефан Энгельс (Stefan Engels) из Гамбурга. "Если это так, то фотографии нельзя репродуцировать и распространять, как и в случае с произведением искусства". Сначала у автора надо спросить разрешение.
Дата 28.07.2016
Автор Элла Володина