Как изменится потребление знаний
Мир знаний будущего – это мультиязычный мир, где проблема перевода полностью исчезнет. В 2030 году нас ждет "образовательный коммунизм", при котором все знания доступны. Сами знания будут доставляться индивидуально, формируясь на основе больших данных.
Фото: Fotoimedia
По прогнозу американского футуролога Курцвейла, к 2020 году персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности человеческого мозга, а в течение следующих 10 лет в медицинских целях начнут использовать нанороботы, которые, в частности, смогут доставлять питание к клеткам человека и удалять отходы их жизнедеятельности. Они также смогут проводить детальное сканирование мозга человека, что позволит понять детали его работы. К концу десятилетия нанотехнологиии станут широко использоваться в промышленности, что приведёт к значительному удешевлению производства всех продуктов. К 2029 году компьютер сможет пройти "тест Тьюринга", доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. В 2030-е годы с помощью наномашин, внедряемых непосредственно в мозг, будет создана "виртуальная реальность полного погружения", которая не потребует какого-либо дополнительного оборудования.
"В будущем будет более востребовано ситуационное знание, — говорит руководитель Центра образовательных разработок "Сколково" Денис Конанчук. — Существует миллион книг по менеджменту в целом, но кто подскажет, как действовать в конкретной ситуации?". Обучение в будущем, по мнению Конанчука, будет происходить по большей части вне стен учебных заведений. Он предсказывает, что нас ждет "образовательный коммунизм", т.е. все знания будут доступны через образовательные платформы. "В ближайшие несколько лет в сфере образования появится компания, аналогичная по своему влиянию Facebook или Google", — говорит эксперт и упоминает сделку по покупке за $1,5 млрд образовательной платформы Lynda.com социальной сетью Linkedin.
Развитие таких платформ в ближайшие годы не сможет потеснить сам факт существования вузов как центров получения знания, но они будут всё больше выполнять стратификационную функцию. Конанчук предрекает, что через 15 лет количество топовых вузов в мире сократится вдвое, до 100-200, при этом останутся в основном те, что производят новые знания, проводят собственные исследования, "формируют собственную интеллектуальную повестку". Эксперт отмечает, что "борьба за выживание" среди высших учебных заведений может обостриться в самые ближайшие годы: "Если сейчас не войти в число престижнейших университетов, в будущем момент может быть упущен". При этом школы пока избегут этой участи, поскольку выполняют социализирующую функцию.
Вызовом для классических университетов станет то, что, по прогнозу исследовательской группы "Конструирование будущего", к 2030 году окончательно дооформится обучение на протяжении всей жизни (англ. life-long education) и в этой связи крайне возрастёт спрос на образовательные услуги всех видов и родов, которые будут предоставляться в электронном виде. "Форматы потребления знаний и навыков придут в соответствие с потреблением любого типа информации: так, там и тогда, когда удобно пользователю, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году", - говорит Наталия Андреева, заместитель директора, руководитель подразделения перспективных проектов группы. Она отмечает, что такие бурные изменения могут стать неразрешимой проблемой для традиционных университетов, в особенности — ориентированных на стандарты.
"Уже очень давно образование не меняется существенным образом, почти не меняются программы и методики преподавания и вовлечения. В школах и вузах эти изменения особенно незначительны, даже форма меняется лишь изредка. Вместе с тем появляется все больше частных проектов в сфере онлайн-образования", - подтверждает директор по продуктам "Нетология-групп" Максим Древаль. Сейчас, по его словам, лучшие образовательные платформы берут технологии из "офлайна", делая их более удобными и дешёвыми в использовании, однако уже в ближайшие 5 лет в онлайн-обучение будут внедряться сложные технологии — например, нейронные сети и машинное обучение (способность компьютера развивать свои системы и обучаться подобно тому, как это делают люди).
В "Сколково" говорят и ещё об одном важном тренде, ведущем к изменениям в системе потребления и усвоения знаний. Благодаря развитию технологий big data, знания станут персонализированными, они будут "доставляться" индивидуально в зависимости от потребностей отдельного человека. Так, профессор математики и дизайнер-инструктор из Университета штата Огайо создали надстройку для MOOC (массовый открытый онлайн-курс) называемый "MOOCulus", который усложняет вопросы студентам постепенно - основываясь на их предыдущих ответах.
"Интернет вещей" и "перевёрнутые классы" как новые образовательные тренды
В середине 2015 года The New Media Consortium, независимый фонд, объединяющий несколько сот вузов, музеев и корпораций, опубликовал список трендов, которые наиболее серьёзно повлияют на обучение в университетах в следующие 2-5 лет. В этом списке как новые технологии, вроде "нательных гаджетов", так и новые подходы к обучению.
Один из самых ярких трендов подобного рода, зачатки которого видны уже сегодня, обучение с использованием мобильных устройств. Студенты смогут использовать для обучения собственные гаджеты, что сделает обучение доступным в любое время и в любом месте.
Влиять на процесс обучения будут гаджеты, их новые формы и технологические возможности. Запуск в широкую продажу устройств вроде Google Glass или "умных часов" от Apple и Samsung привел к появлению новой категории нательных технологий, которые в среднесрочной перспективе могут быть встроены в образовательный процесс. Так, в Университете Уэйна (Wayne State University, Детройт) создано приложение для Google Glass с подсказками для студентов, где находится то или иное университетское здание. Эксперты отмечают, что уже сейчас университеты не только работают над внедрением нательных технологий в учебные программы, но и экспериментируют с созданием принципиально новых технологий, например, нейро-интерфейсов.
Доступность обучения вне университетских стен заставит работать и над изменением образовательных моделей. В будущем все необходимые знания студент сможет получать дома, а не на лекции, а в классе решать домашнее задание или разрабатывать групповой проект ("перевёрнутые классы"). Такой метод обладает большей гибкостью и обеспечивает большую вовлеченность студентов в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в которой студенты учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи.
По прогнозу NMC, в ближайшем будущем станут активно появляться новые пространства для практического обучения, где студенты будут делиться своими знаниями, свободно экспериментировать. Эти пространства, оборудованные 3D-принтерами и 3D-сканерами, будут направлены на стимулирование совместной работы студентов и развитие навыков, выходящих за пределы учебных программ.
Наконец, ещё один тренд, заметный в сфере потребления знаний, — использование "интернета вещей" (или "интернет всего"), экосистемы, объединяющей технологии для сетевой коммуникации между гаджетами и людьми. Использование "интернета вещей" в университетах позволит студентам получать множество необходимой информации непосредственно из окружающей среды — например, изучать местность с архитектурной или исторической точки зрения.
"Пространство знаний напоминает "цивилизованную" свалку"
"Удивительно, но информационная среда – это одна из самых технологически прогрессивных отраслей, и в то же время – одна из самых консервативных, — подтверждает Олег Варламов, старший партнер и председатель научно-технического совета "Мивар". Он объясняет, что, с одной стороны, большая часть всей существующей информации уже переведена в электронный вид, что упрощает доступ к ней, а с другой — при организации информационного пространства используются архаичные принципы, сформулированные французскими энциклопедистами Дидро и Д’Аламбером еще в середине XVIII века.
"Подавляющее большинство сетевых ресурсов организованы по принципу глоссария: каталог, статьи-странички, примечания, — говорит Варламов. — Однако, то, что хорошо, для книжной полки в рамках информационной цивилизации выглядит архаично. Увы, но люди до сих пор с текстами в сети обращаются так, словно это бумажные книжки или брошюры. Информация в интернете многократно дублируется, перекочевывает с ресурса на ресурс, пространство знаний сейчас очень напоминает "цивилизованную" свалку. Найти нужное, подчас, невыполнимая задача. При этом поисковые системы, даже самые популярные и распространенные, не очень хорошо понимают контекст".
"В 2030 г. базовыми компетенциями – класса нынешней всеобщей грамотности – станут навыки поиска и анализа информации, а также навыки информационной гигиены. Важны будут не сами знания (массив информации), а умение ориентироваться в источниках и базах данных, интерпретировать получаемые сведения", - говорит Андреева.
По прогнозу Варламова, появление действительно "умного поиска" в интернете стоит ждать через 3-5 лет. Такой поиск будет не только понимать содержание текстов, но и сможет вступать в диалог с человеком, уточняя интерес. Вместе с этим в поисковые системы будут внедрены технологии, способные понимать содержание не только текста, но и графики, и видео: "На смену базам данных придут базы знаний. В них информация будет храниться не формально, а с учетом содержания. Это откроет много новых возможностей. Причем, все это будет реализовано не в далеком, далеком будущем, а в перспективе 5-7, максимум 10 лет". Так, в 2015 г. ABBYY представила технологию Compreno, которая анализирует семантику текста на естественном языке, что позволяет людям сосредоточиться на анализе информации, а не на поиске.
Ещё одна опция, которая, по мнению Варламова, в скором времени изменит мир знаний, - это мульти- или полиязычность. Уже сейчас системы предлагают сделать автоматический перевод, который пока далек от идеала, но все же позволяет понять общий смысл текста. В скором времени же языковой барьер в сети полностью исчезнет, и когда это произойдёт, все мировые знания станут общедоступны.