Сад без документов
02.03.2017 20:35
Текст: Валентина Зотикова (Саранск)
Российская газета - Неделя - Средняя Волга №7210 (44)
От дачников потребовали освободить участки, которые они возделывали полвека
С тяжелым сердцем ожидают начала дачного сезона члены садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) "Авиатор". Земли в окрестностях саранского аэропорта - всего около 500 наделов - им были выделены более полувека назад. Впоследствии эти территории оказались в федеральной собственности. Недавно управление Росимущества по РМ потребовало от людей освободить участки и направило соответствующий иск в Арбитражный суд. При этом о выплате денежных компенсаций садоводам речи не идет.
Дачники просят лишь об одном: пока у них есть силы, оставить им земельные наделы. Фото: Николай Гагарин/РГ
Без права на приватизацию
Зимой в дачном поселке безлюдно, но заброшенным он не выглядит: занесенные снегом аккуратные домики из бревен и кирпича, заборы из штакетника, усыпанные красными гроздьями ветви рябины...
- Видели бы вы, как красиво у нас летом! Кругом - цветы, а уж сколько яблок! К нам за ними со всего города ездили, - вздыхает зампредседателя правления "Авиатора" Татьяна Бычкова. - Не хочется верить, что наши дачи доживают последние месяцы...
В прошлом году товариществу, организованному из числа сотрудников саранского аэропорта, исполнилось 50 лет - создано оно было в 1966-м, сразу после выхода постановления "О коллективном садоводстве в РСФСР". Земли из угодий пригородных совхозов под дачи выделялись в несколько этапов.
- Государственным актом на право пользования землей от 18 июля 1983 года Саранского горсовета за авиаотрядом было закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 3,3 гектара земли для коллективных садов, - вспоминает председатель правления Станислав Медюхо. - А согласно техотчету по инвентаризации землепользования территорий Саранского объединенного авиаотряда от 1993 года, на тот период под садами находилось уже 32,7 гектара. Тогда же горадминистрация была обязана выдать нам документ на право пользования землей, однако этого не сделала.
Лихие 90-е пронеслись по дачному поселку разрушительным ураганом. Именно в то время часть ухоженных наделов опустела и поросла сорняком - устав от постоянных набегов криминальных "экспроприаторов", хозяева просто бросали дачи. В правовой неразберихе земли эти так и остались недооформленными. А когда позднее дачники решили приватизировать свои участки, им объяснили, что территории под их садами теперь находятся в федеральной собственности.
"Попросили уйти добровольно"
В 1999 году распоряжением тогдашнего первого вице-мэра столицы республики часть земель, выделенных под сады, была передана сначала в аренду, а затем в бессрочное пользование Саранскому авиаотряду.
- Узнали мы об этом лишь десять лет спустя - в 2009-м, когда переизбрали правление и стали приводить дела в порядок. Раньше просто не интересовались такими вопросами - земля была государственной, аэропорт, к которому мы относимся, был госпредприятием. Потом его реорганизовали, а землю передали в федеральную собственность, не поставив нас в известность. Поменялась и категория земель - если раньше они были сельхозназначения, то сейчас - земли транспорта. Мы попытались отменить распоряжение горадминистрации от 1999 года, обжаловав его в Арбитражном суде, но безуспешно. Нам объяснили, что по закону аэропорт без земли оставить нельзя. А нас, выходит, можно... - с обидой говорит Татьяна Бычкова.
По ее словам, вся жизнь их семьи тесно переплетена с историей саранского аэропорта. Молодая чета Бычковых приехала в Мордовию из Пензы в 1980 году.
- Тогда здесь сдавали первую очередь авиакомплекса и приглашали специалистов по обслуживанию самолетов. Работать приезжали со всего Поволжья. Мы с мужем, выпускником Куйбышевского авиационного института, ехали сюда за жильем: в семье уже родился первенец. В Саранске через два месяца нам дали "двушку". А потом получили и дачный надел, - вспоминает женщина.
От аэропорта до массива - буквально рукой подать.
- Летом после работы мы шли на дачи. Здесь выросли наши дети, - рассказывает Светлана Грачева. - Своими руками мы обустроили эти земли, даже провели водопровод - благо, предприятие тогда помогало. У нас были членские книжки, все платили взносы.
Сейчас в СНТ "Авиатор" входят 477 участков, почти половина из них заброшены. Право собственности на землю в свое время успели оформить лишь единицы. Однако до сих пор никто не препятствовал людям в пользовании наделами.
Меж тем в истории саранского аэропорта началась новая полоса. В рамках подготовки к ЧМ-2018 по футболу комплекс ожидает масштабная модернизация. Безусловно, членов СНТ "Авиатор", многие из которых отдали авиапредприятию не один десяток лет, грядущие перемены радуют. Если бы не одно "но"...
- В конце 2016 года мы получили письмо от регуправления Росимущества с предложением в добровольном порядке освободить наши участки, - говорит Татьяна Бычкова. - А когда мы пришли на прием к руководителю ведомства, нам ответили, что все наши документы на землю уже устарели.
Зато у противоположной стороны бумаги в порядке. Как пояснили "РГ" в Территориальном управлении (ТУ) Росимущества в РМ, право собственности РФ на эти участки зарегистрировано в 2002 году, категория - земли транспорта, разрешенное использование - эксплуатация аэропорта. Занятый садоводами участок в 33 гектара - часть обширной территории площадью в 350 гектаров, которая передана в аренду "Авиалиниям Мордовии" на 49 лет.
"Права СНТ "Авиатор" на земельный участок не зарегистрированы. В соответствии с Земельным кодексом РФ участки, предоставленные для нужд транспорта, ограничены в обороте. Поэтому участок не может быть предоставлен в собственность СНТ "Авиатор". <...> В настоящее время размещение на земельном участке садового товарищества создает препятствия арендатору для его использования в соответствии с целевым назначением", - говорится в письме за подписью руководителя ТУ Росимущества в РМ Ивана Ерохина.
Вопрос об освобождении участка, сроках и условиях сейчас решается в судебном порядке: ведомство направило в Арбитражный суд иск к СНТ "Авиатор".
"Берите что дают"
Обращались садоводы и в республиканский комитет по имущественным и земельным отношениям. Там им предложили участки взамен.
- Осенью мы с другими членами правления ездили смотреть один из предложенных вариантов - в пригороде, у села Макаровка, - говорит Татьяна Бычкова. - Земли почти вдвое больше - 54 гектара против 33-х, что сейчас занимаем мы, угодья распаханы, засеяны клевером, но там - три оврага... Мы отказались.
И все же дружные ряды дачников дрогнули - 48 семей покинут поселок уже этой весной.
- Наши наделы расположены у приводной радиостанции, где самолеты заходят на посадку. Объект будут расширять, и наши дачи попали под снос, - объясняет Вера Орехина. - Нам сказали, чтобы мы писали отказ от земли в обмен на участки неподалеку - у села Куликовка. Пообещали, что потом их можно будет приватизировать. Дачу здесь я купила в 1998-м. Конечно, привыкла к этим местам, зато там вместо шести соток у нашей семьи будет десять.
А вот старожилы готовы стоять до последнего.
- Нам говорят: "Берите что дают - все равно в 2018 году вас здесь не будет". А где гарантия, что мы напишем отказ - и не останемся потом с пустыми руками, - вздыхает Татьяна Бычкова.
Невольно вспоминается чеховский "Вишневый сад" с сакраментальной фразой: "Человека забыли". За бумажной волокитой чиновники забыли о том, что речь идет о людях, посвятивших свою жизнь небу. И гораздо больше, чем ухоженные цветники и яблони, пенсионеров у аэропорта держит чувство сопричастности к общему для них когда-то делу.
- Мы жили тут одной большой семьей: русские, мордва, украинцы, белорусы, корейцы. А теперь оказалось, всех нас - заслуженных летчиков, ветеранов труда, орденоносцев - можно взять и выгнать? - спрашивает Татьяна Бычкова. - Дали бы нам доработать, пока хватит сил, на этих дачах, потом пусть отбирают.
Компетентно
Алексей Фонов, председатель Госкомитета имущественных и земельных отношений РМ:
- В связи с многочисленными обращениями граждан с целью защиты их прав членам СНТ "Авиатор" предлагалось несколько вариантов размещения садового товарищества на землях сельскохозяйственного назначения. Самым приемлемым, по нашему мнению, было формирование земельного участка площадью 54 гектара в пригороде Саранска - поблизости от рабочего поселка Луховка и села Макаровка. Доступ туда осуществляется через улицу Лесная села Макаровка. Также предлагался участок площадью 46,8 гектара, находящийся в госсобственности Республики Мордовия. Оба пригодны для сельхозпроизводства и используются по назначению. От этих вариантов члены СНТ "Авиатор" отказались.
В связи с тем, что СНТ "Авиатор" располагается на участке, находящемся в федеральной собственности, основания для рассмотрения вопроса о выплате денежной компенсации за постройки и насаждения его членам отсутствуют. Сегодня рассматриваются другие варианты по подбору земельного участка для предоставления его членам СНТ в установленном законом порядке.
Цифра:
477 участков входят в садоводческое некоммерческое товарищество "Авиатор".
https://rg.ru/2017/03/02/reg-pfo/v-sara … lveka.html