ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ В ОХРАНЕ ДАЧ
Источник:http://www.psj.ru/
Практика показывает, что воровство на дачных участках - это постоянный бич. Крадут все – стройматериалы, выращенный урожай, инвентарь, предметы домашнего обихода, соленья и овощи, приготовленные на зиму. Воруют даже навоз, приготовленный в качестве удобрения.
26 марта 2009 года в Государственной Думе ФС РФ состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение реализации прав граждан на ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства: проблемы и пути решения».
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в 2006 году в стране числилось 80,9 тыс. некоммерческих объединений граждан, в том числе садоводческих - 73,3 тыс., огороднических - 5,5 тыс., дачных – 1 тыс.
Некоммерческие объединения граждан включают 13,8 млн. земельных участков, в том числе садоводческих - 12,9 млн., огороднических - 774 тыс., дачных - 133,4 тыс. Кроме того, 529,9 тыс. граждан имеют садовые, огородные и дачные участки, не входящие в объединения.
К дачным, садовым и огородным участкам имеет отношение более 60 млн. наших сограждан. Это делает вопрос их успешного функционирования в рамках действующего законодательного и нормативного поля важным, значимым, в особенности сейчас - в условиях экономического кризиса и возрастающей безработицы.
В рамках парламентских слушаний было затронуто значительное количество проблемных вопросов, касающихся реализации на практике Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», других законодательных актов, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу.
Участниками мероприятий, в особенности приехавшими из глубинки страны, было поднято большое количество болевых проблем. Это дачная амнистия, которая по многим позициям буксует, это дороговизна услуг по регистрации и размежеванию, это нежелание местных властей помогать дачным, садовым и огородным объединениям граждан. Не осталась в стороне проблема охраны и безопасности дачных кооперативов, хотя откровенно надо признать: она не стала доминирующей при обсуждении на «круглом столе».
Практика показывает, что воровство на дачных участках - это постоянный бич. Крадут все – стройматериалы, выращенный урожай, инвентарь, предметы домашнего обихода, соленья и овощи, приготовленные на зиму. Воруют даже навоз, приготовленный в качестве удобрения. По мелочам воруют друг у друга сами дачники. Но наибольшая напасть идет от бомжей и пьянчуг, которые находят на дачах источник для своего постоянного существования. Сейчас у них появилось дополнительное пополнение из числа большой армии безработных. Те тоже рыскают по дачным и садовым обществам в поисках работы или возможности прибрать к рукам то, что плохо лежит. При этом в оборот идет все, даже алюминиевые провода на столбах линий электропередач.
Есть еще одна проблема – это набеги молодых вандалов. Они периодически стаями пробегают по дачным и садовым товариществам. У них хватает энергии и зла не только украсть наиболее ценное, но и разрушить многое из того, что создается трудом дачников, людей главным образом старшего возраста.
Нередки случаи, когда бомжи, вандалы и прочий народ, склонный к нарушению закона, с целью сокрытия следов преступления совершают поджоги дач. Пожар для дачника - самый большой и страшный вор, ибо после обычного вора хоть что-то, но остается, то после пожара – груда обгоревших обломков. И такие случаи, к сожалению, не единичны.
Председатель совета садоводов Красноярского края Валерий Яковлевич Гладчук, выступая перед участниками «круглого стола», привел пример по своему региону. Только в 2007 году 1046 садовых участков полностью выгорело Минусинском районе. Его выступление - это своеобразный крик души. Не зря оно закончилось словами: «Разве это нормально?»
Ситуацию, которая сложилась в законодательном регулировании ситуации с дачными, садовыми и огородными товариществами, вряд ли можно назвать нормальной и рассчитанной на людей.
Председатель межрегиональной общественной организации «Московский союз садоводов» Туманов Андрей Владимирович прямо отметил: «Садоводы сейчас редко живут по законам. Они, скорее, живут по понятиям. Так получилось, что мы оказались в нашем государстве людьми такими немножечко на отшибе и поэтому живем сами по себе; скорее, мы живем по законам анархии, чем по законам о садоводческом товариществе. Но это не значит, что не надо совершенствовать законодательную базу, безусловно, надо совершенствовать законодательную базу и, кроме этого, обязательно надо привязывать эту законодательную базу к другим законам, которых сегодня очень много.
Когда проектируют и строят самолет, то в этом принимают участие специалисты по аэродинамике, технологи и так далее, которые иногда летают на самолетах. Издать закон гораздо сложнее и, к сожалению, часто получается так, что в основном принимают участие в создании закона те люди, которые не всегда сами потом живут по этому закону и не всегда знают, как этот закон работает.
Закон, даже самый хороший, напечатанный на бумаге, - это просто бумага. С законами надо работать, и принимать надо такие, чтобы потом по ним можно было жить и работать».
Из слов выступающих складывалось впечатление, что законы пишутся не для жителей страны, основной массы людей, которые их должны исполнять, а для многочисленной армии чиновников. При этом каждый из них может найти в нем удобную для себя формулировку или закавыку, при помощи которой закон можно не исполнять или создать условия для выкручивания рук у тех же дачников.
Это касается многих направлений деятельности, и сфера, касающаяся обеспечения безопасности и охраны общественного порядка в этих поселениях, не является исключением. Дачные и садовые кооперативы, расположенные на окраине городов или на территории другого административного района, не являются предметом заботы и повышенного внимания органов внутренних дел.
Если посмотреть на криминогенную обстановку в стране, то она была и остается крайне сложной.
В 2008 году органами внутренних дел рассмотрено 21,5 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 4,7% больше, чем за 2007 год. Почти по каждому восьмому сообщению (12,2%) принято решение о возбуждении уголовного дела.
Всего в прошлом году возбуждено 2632,6 тыс. уголовных дел.
Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений составил 26,5% от их общего количества. Половину всех зарегистрированных преступлений (50,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи -1326,3 тыс., грабежа - 244,0 тыс., разбоя - 35,4 тыс. Почти каждая третья кража (31,2%), каждый двадцать пятый грабеж (3,93%) и каждое четырнадцатое разбойное нападение (7,1%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
Сколько преступлений и правонарушений совершено в дачных, садовых и огородных кооперативах, официальная статистика не дает. Однако даже если бы такие данные были, то они намного ниже реальной действительности. Уровень латентной (неучтенной) преступности по этой сфере хозяйствования довольно велик. Далеко не каждый, кто пришел на дачу и обнаружил там следы хищения, бежит с заявлением в милицию.
Многократные примеры из практики показывают, что затрат на поездку и подачу заявления в милицию в сочетании с нервным расстройством от этого намного больше, чем реальных шансов найти злоумышленника. Работники ОВД, так же как и дачники, осознают тупиковую ситуацию в поисках воров, вандалов или поджигателей на дачах и пытаются всячески спустить «на тормозах» ситуацию с правонарушениями в этой сфере хозяйствования.
В общем, проблем море, их надо решать. В большинстве случаев применительно к затронутой выше ситуации их решают путем организации охраны дачных, садоводческих или огородных кооперативов силами различных структур.
В настоящее время на рынке охранных услуг много различных организаций, занимающихся этой деятельностью. Это вневедомственная охрана МВД России, ведомственная охрана, имеющаяся в 10 федеральных органах исполнительной власти (МСХ РФ, Минтранс РФ, Минфин России, МЧС РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Минсвязи и информатизации РФ и т.д.), большое количество частных охранных организаций. Деятельность этих структур регламентирована значительным количеством законов и подзаконных нормативных актов.
Сегодня в условиях рыночных отношений каждый собственник вправе сам для себя выбирать вид охраны и ее количество. Там, где собственник владеет достаточным количеством средств, там охранная структура укомплектована персоналом, который имеет надлежащий правовой статус, экипировку, внешний вид и т.д. Это в полной мере относится к коттеджным, дачным и другим объединениям, состоящим из достаточно обеспеченных людей. Охрану таких объектов в большинстве случаев осуществляют работники ЧОО. При этом чем больше достаток владельцев, тем «круче» на их дачах охрана, тем больше у нее на вооружении инженерных и технических средств защиты.
Но таких надежно защищенных кооперативов мизер. В основном дачники, садоводы и огородники – это люди среднего и ниже среднего достатка, среди которых подавляющее большинство пенсионеры, люди, имеющие ограниченные материальные возможности. Дача для них – это дополнительный источник существования и весомая добавка к семейному бюджету. В такой ситуации им содержать ЧОО не по карману. Оставить свое дачное хозяйство вообще без надзора тоже нельзя, вот и приходится решать вопрос с известной каждому читателю охранной структурой – сторожами.
Это довольно распространенная категория работников, которая выполняет охранные функции. Их в современных условиях именуют также дежурными, вахтерами, администраторами, контролерами и другими категориями работников, которые на практике реально выполняют охранные или сторожевые функции.
Сторож в дачном или другом кооперативе - специфическое должностное лицо. Он получает, как правило, заработную плату наличными деньгами в конверте. Трудовых отношений с кооперативом в соответствии с Трудовым кодексом РФ у него нет, ибо это невыгодно ни ему, ни кооперативу. Все держится на честном слове и порядочности сторожа. Он должен периодически совершать обход по территории и наблюдать за порядком, основное правило которого состоит в том, чтобы на территории не было непрошеных гостей.
Уровень оплаты, режим работы и набор обязанностей определяются договоренностью между сторожем и председателем кооператива. Если смотреть реально, то сторож в дачном или другом кооперативе – это, скорее, своеобразное пугало для детишек, которые решили поживиться первой клубникой или крыжовником, но ни в коей мере не защита от злых бомжей, воров или стаи молодых людей, пришедших в кооператив, что называется, порезвиться.
Юридических прав у дачного сторожа не больше, чем у обычного гражданина. Если говорить прямо, то правовой статус сторожей, вахтеров, дежурных и т.д. весьма скуден. В этом направлении имеется много проблем, которые обусловлены отсутствием законодательной базы по их деятельности, нерешенностью многих вопросов организационного и экономического характера.
Желает лучшего и качественный состав сторожей. Во многих случаях это люди престарелого возраста, инвалиды или, мягко говоря, не очень склонные к работе и дисциплине. Один из них так и заявил: «Как платят, так и работаем».
Отсутствие в настоящее время законодательной базы по деятельности сторожей не позволяет им потребовать у незнакомого человека документы, принять меры к задержанию, на законных основаниях носить оружие, специальные средства и т.д.
В этом есть и обратная сторона. С такого сторожа ничего нельзя потребовать и не за что нельзя спросить. При краже он разводит руками и клятвенно заверяет, что он бдительно нес службу и чужаков на охраняемой территории не видел.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 ноября 1992г. №31 утверждены тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. В нем содержатся квалификационные требования к сторожу, который имеет самый низкий для оплаты 1-й разряд.
Характеристика работы сторожа позволяет сделать вывод о том, что у него практически нет полномочий, позволяющих эффективно противодействовать лицам, преступающим грань закона или нарушающим установленный порядок.
В таком бесправном положении находятся все сторожа, и в особенности охраняющие дачные, садовые или огородные товарищества. Ведь они в силу неупорядоченности своих трудовых отношений зачастую находятся в полулегальном состоянии. С одной стороны, сторож - это должностное лицо, охраняющее садовый кооператив, которое находится при исполнении служебных обязанностей. С другой стороны, он - никто, ибо многие председатели обществ выполняют свои функции на общественных началах и деньги выплачивают сторожам за их работу наличными из взносов садоводов.
Резюмируя сказанное, можно сделать один вывод: деятельность сторожей, вахтеров, дежурных и т.д., то есть лиц, выполняющих охранные функции, надо законодательно урегулировать.
Государство и его властные структуры должны не только во всем винить дачников, одновременно перекладывая на них всю ответственность и расходы по обеспечению порядка и охраны имущества. Они должны всячески им помогать. Только при разумном и взаимно согласованном тандеме можно достичь ситуации, когда дачные и другие объединения будут безопасными и действительно соответствовать своему предназначению.