Почему у русских так хорошо получается разрабатывать научные технологические идеи и так плохо получается извлекать из них экономическую выгоду.
Лорен Грэхем, Профессор Массачусетского технологического института (MIT)
ДЛЯ ПРОСМОТРА ВИДЕО (НАЖАТЬ НА ЭТУ ССЫЛКУ)
Ответ кроется не в отсутствии талантов или не в отсутствии способностей у российских инженеров и ученых, отнюдь, это очень хорошие профессионалы. Ответ кроется в том, что у России не удавалось выстроить общества, где блестящие достижения граждан могли бы находить выход в экономическом развитии. Все руководители России, со времен царизма до нынешних времен полагали, что ответ на проблемы модернизации сама технология, все считали что ответ именно в технологиях, а не в социо-экономической среде, которая способствует развитию и коммерциализации технологий.
Идеи, как таковые, этого мало! Моя книга называется "Одинокие идеи". Под одинокими идеями я понимаю идеи, которые никто не разрабатывает, а России очень хорошо получается изобретать, но не разрабатывать. Это непонимание очень четко мне было продемонстрировано несколько лет назад, когда я приехал в Россию с руководителями, с ведущими учеными из Массачусетского института технологии, Герман Оскарович участвовал в этой поездке, не Герман Оскарович сам, но многие другие россияне спрашивали как им сравняться с MIT в разработке следующей большой сенсационной научной вещи, но сами ученые MIT говорили что ключ к успеху их института не просто в культуре MIT, но в культуре Бостона и США в целом. Что это за элементы культуры такие, которые позволяют идеям разрабатываться и выливаться в коммерчески успешные предприятия - демократическая форма правления, свободный рынок, где инвесторам нужны новые технологии, защита интеллектуальной собственности, контроль над коррупцией и преступностью, правовая система где обвиняемый имеет шанс оправдать и доказать свою невиновность - культура эта позволяет критические высказывания, допускает независимость, в ней можно потерпеть неудачу, чтобы еще раз попытаться, вот некоторые из неосязаемых характеристик инновационного общества. Но русские с которыми мы говорили, особенно в институтах и университетах, не понимали эти моменты и они продолжали задавать конкретные вопросы по конкретным технологиям: нанотехнологии, информационные технологии, трехмерная печать. Они спрашивали какая конкретная технология может принести успех и наконец уставший от этих вопросов ректор MIT, гн. Райф, повернулся к своему российскому визави и сказал - Вам нужно молоко без коровы."