ИНТЕРНЕТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
А. Е. Кашина
Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск, Россия
Сегодня Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Всемирная сеть используется практически во всех сферах общества. Информационные технологии на его основе вошли в повседневную практику значительно быстрее, чем произошло массовое освоение таких технологий, как телевидение, радио и телефон. Количество пользователей Интернетом растёт с каждым днём стремительными темпами. Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам Сети создаёт условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве Сети. В современных условиях интересно узнать, какое влияние оказывает Интернет как средство массовой коммуникации на развитие современного общества.
Во-первых, исследователи различных профессиональных и научных отраслей: специалисты по коммуникациям, психологи, социологи отмечают рост влияния современных информационных и коммуникационных технологий, включая Интернет, на социализацию. Применяя возможности всемирной сети, индивид становится не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. Поэтому информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько её общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности [1] .
Во-вторых, в новых условиях происходит изменение отношения к анонимности в обществе. С одной стороны, распространенным явлением становится предельное самораскрытие с элементами эксгибиционизма. В Интернет-пространстве целью этого может быть получение внимания окружающих, сочувствия, даже манипулирование и мошенничество. С другой стороны, Интернет – плодородная среда для формирования анонимных контактов, то есть предельного обезличивания коммуникаций.
В-третьих, текущие информационно-коммуникационные практики формируют изменение в идентичности пользователей, с чем связано появление феномена «виртуальных личностей». Исследователи выделяют две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание «виртуальной личности» несёт в себе компенсаторную функцию. Такая «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» – с целью произвести определённое впечатление на окружающих [2]. Во втором случае «виртуальная личность» создаётся для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта. Так А. Е. Жичкина считает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных трудностей реального общения и взаимодействия: довольно часто «виртуальная личность» оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я [3, с. 435].
Таким образом, Интернет играет существенную роль в организации коммуникационных потоков, социализации пользователей и формировании их идентичности. Это влияние имеет двойственную природу. К негативным следствиям развития Интернет относятся усложнение коммуникационного потока, информационная перегрузка, опасности «виртуализации» личности. Позитивный характер влияния Интернета связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации.
Библиографический список
1. Жичкина А. Е. Идентичность пользователя и особенности поведения в Интернете. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
2. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
3. Жичкина А. Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. − М., 2000.
http://sociosphera.com/publication/conf … _obwestva/