В России возникли перебои с лекарствами для онкобольных
Об этом «Коммерсанту» рассказали несколько пациенток. Отмечается, что на протяжении нескольких месяцев в некоторых столичных клиниках перестали выписывать ранее назначенные дорогостоящие препараты, поскольку их нет в прикрепленных к учреждению аптеках
Фото: Srdjan Zivulovic/Reuters
Проблема с лекарствами для онкобольных стоит давно, и причина — в несвоевременных закупках, считает главный врач Московского областного онкологического диспансера, доктор медицинских наук, профессор Александр Серяков.
Александр Серяков
главный врач Московского областного онкологического диспансера, доктор медицинских наук, профессор
«Региональными министерствами здравоохранения, допустим, на 2016 год, по идее, все аукционы на закупку и на тендеры должны были начаться в ноябре-декабре 2015 года, и тогда плановый год мог бы перекрыть. А если даже на сегодняшний день в Москве или в Московской области, или других областях аукционы на закупку онкологических препаратов, в том числе, дорогостоящих, начали играть в мае-июне, то практически 5-6 месяцев онкологические больные или не получали лекарства, или получали их с перебоями. При наличии этих препаратов в каком-то небольшом количестве на складах фарморганизаций, сейчас эта проблема вышла в открытый эфир, но она существовала и ранее, и эти жалобы постоянно поступают. Проблему нужно решать глобально, на уровне министерства, на уровне правительства РФ».
Перебои в лекарственном обеспечении зарегистрированы не только в Москве, но и в российских регионах: за апрель-май этого года о проблемах сообщили 18 пациентов, в частности из Рязанской, Новгородской, Калининградской, Сахалинской областей, а также Ставропольского края и Якутии.
Причем, жалобы идут на отсутствие не только импортных медикаментов, но и отечественных. Говорит руководитель группы по работе с обращениями граждан МОД «Движение против рака» Денис Куров.
Денис Куров
руководитель группы по работе с обращениями граждан МОД «Движение против рака»
«Нельзя так однозначно сказать, что все препараты, которые недоступны, — импортные, и вся проблема в том, что они очень дорогие. К сожалению, не так. Мы получаем достаточно часто жалобы пациентов на невозможность получить лекарства, не являющиеся импортными или какими-то очень дорогими. Бывает ситуация, когда нужна упаковка препарата стоимостью шесть тысяч рублей. Ну, согласитесь, в онкологии это далеко не самый дорогой препарат. Бывает ситуация, когда человеку даже это недоступно лекарство. Оно, допустим, есть в региональном перечне льготных препаратов. По идее, с ним никаких проблем быть не должно, но, к сожалению, мы встречаем даже такие сигналы».
Самое страшное, когда люди готовы сами купить нужные лекарства, но врачам запрещено этими препаратами их лечить, говорит президент ОАО «Медицина», академик РАН, заслуженный врач России Григорий Ройтберг.
Григорий Ройтберг
президент ОАО «Медицина», академик РАН, заслуженный врач России
«Есть препараты, которые у нас в стране не сертифицированы, но весь мир ими пользуется, и они реально спасают жизнь больных. Раньше была очень простая ситуация, мы больным рекомендовали, эти препараты они могли в любой стране купить на собственные деньги и привезти. Сегодня ситуация резко осложнилась с тем, чтобы привезти, и самое неприятное, допустим, юридическое лицо, то есть мы, больница, не имеем права проводить лечение этим препаратом, которое они сами привезли. И вот такой совершенно дикий вариант, когда не требуется от государства денег, а требуется просто, ну, хотя бы тем больным, которые могут сами себя спасти, просто помочь какими-то подзаконными актами, ну, не получается. Мы пишем письма, но пока эффекта от этого нет. Вторая группа препаратов — это те, которые лицензированы, входят в жизненно важные препараты. И тоже могут привести пример, когда четыре месяца не могут привезти, купить, как угодно препарат Авастин. Что делать этим людям, которые не могут ждать четыре месяца, остается полной загадкой. Третья группа, сюда относятся препараты-дженерики. Сегодня нам дают дженерики отечественного производства, на которые ни одного подтверждения не знаем, и мы не знаем, что мы делаем и что посоветовать больному, принимать или нет».
Ранее СМИ сообщали о прекращении поставок в Россию анестетика Мезатона, который входит в перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Причиной отсутствия поставок, по версии «Коммерсанта», стала невозможность перерегистрировать цену лекарства (поставщик — украинский завод).
Однако в Минздраве отметили, что отсутствие в российских больницах лекарственного препарата Мезатон не носит критического характера.
https://www.bfm.ru/news/326104