Долгая дорога: как уменьшить пробки в российских городах
Вчера, 11:34
Тревис Каланик,
основатель и СЕО Uber
Если заказать поездку нажатием кнопки на смартфоне проще и дешевле, чем искать место для парковки, — так зачем вообще иметь личный автомобиль
Один из героев Чехова как-то заметил, что «Москва — это город, которому придется еще много страдать». Если бы он увидел знаменитые на весь мир московские пробки, то поверил бы, что его грустное пророчество сбылось.
Во времена Советского Союза личный автомобиль был признаком элиты. Сегодня машина — часть жизни. За последние 25 лет процент семей, владеющих автомобилем, вырос в шесть раз. В результате — растущее загрязнение атмосферы, пробки, которые лишь немного снижаются между утренним и вечерним часами пик, и прямой ущерб экономическому росту. По скромным подсчетам, среднестатистический москвич проводит в пробке по дороге на работу и с работы 90 минут каждый день.
Несколько лет назад ситуация признавалась настолько тупиковой, что в обществе даже обсуждалась идея переноса столицы в другой город. Однако вместо этого руководство города мудро предпочло инвестировать в комплексные инициативы, реформирующие движение в городе, — упорядочение платного парковочного пространства, улучшение работы общественного транспорта, создание выделенных линий на основных городских магистралях.
В результате всего лишь за три года Москва опустилась в составляемом компанией TomTom ежегодном рейтинге городов с самым сложным трафиком c первого места на пятое. Количество автомобилей в центральной части города снизилось на 25%, средняя скорость возросла на 12%. Впечатляющий результат, достигнутый в Москве, был отмечен на Международном транспортном форуме-2016.
Москве есть чем гордиться, но почивать на лаврах пока что рано. Впереди еще долгая дорога. При этом в других крупных городах страны, например, в Санкт-Петербурге, ситуация с заторами продолжает ухудшаться. Чтобы двигаться вперед, российским лидерам нужно развивать инновационные решения и внедрять законодательство, которое позволит снизить количество автомобилей на дорогах.
Как показывает пример Москвы, развитие общественного транспорта — важная часть решения. Но это еще не полное избавление от проблемы. Допустим, что эффективная и удобная система городского транспорта Москвы обеспечивает около 15 миллионов поездок в день — однако на дорогах по-прежнему находится несколько сотен тысяч личных автомобилей. Почему? Потому что невозможно привести общественный транспорт к каждому дому — это потребует миллиардов долларов инвестиций в инфраструктуру.
Поэтому автомобили остаются частью решения — ключ в том, чтобы использовать их более эффективно. По экспертным оценкам, около 80% водителей едут на работу и с работы в машине одни. Пустые сидения в их автомобилях — потенциальная возможность убрать с дороги другие машины и снизить затраты для пассажиров.
Конечно, «карпулинг» — совместное использование автомобиля — решение не новое. Но благодаря современным технологиям есть возможность использовать пять с лишним миллионов московских автомобилей на благо всего общества — и без лишних затрат со стороны бюджета и налогоплательщиков. Приложения, подобные Uber, могут моментально объединять пользователей, которым нужно ехать в одном направлении, всего лишь одним нажатием кнопки.
Мы называем этот сервис uberPOOL, и эта модель уже доказала свою эффективность с точки зрения снижения трафика и выброса в атмосферу вредных веществ. К примеру, в моем родном городе Лос-Анджелесе благодаря uberPOOL общий пробег автомобилей за год снизился на 7,9 миллиона миль, а выбросы углекислого газа в атмосферу за это же время сократились на 1 400 т. Сервис стал настолько популярным, что в китайских мегаполисах, таких как Шанхай и Чэнду, его еженедельно используют более 100 000 человек.
Таким образом, у нас уже есть технология, благодаря которой города могут стать менее загрязненными и более приспособленными для жизни. Но чтобы снизить нашу зависимость от автомобилей, потребуется не только изменение технологии, но и изменение культуры потребления.
Много лет автомобили были символом статуса. Но перемены уже начались. Сегодня главная роскошь — свободное время. А владение автомобилем — уже в большей степени головная боль, чем роскошь. Если заказать поездку нажатием кнопки на смартфоне проще и дешевле, чем искать ключи от машины, свободную дорогу и место для парковки, — так зачем вообще иметь и содержать личный автомобиль?
Москва показывает пример того, как инновации и разумные политические решения делают город более удобным и помогают горожанам экономить время, деньги и нервы. Сегодня, когда российский парламент рассматривает законопроекты о пассажирском транспорте и использовании технологий для вызова автомобилей, стоит внимательно изучить опыт столицы. У нас нет в запасе пяти или десяти лет, чтобы создавать города будущего. Используя современную прогрессивную законодательную базу и технологии, которые уже буквально лежат в нашем кармане, мы можем превратить любой личный автомобиль в общественный транспорт и тем самым сделать города более удобными для жизни.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
http://www.rbc.ru/opinions/business/03/06/2016/575130a49a79475e0bae3ce8?from=typeindex/opinion