Россияне испугались бизнеса?
Опрос ВЦИОМ показывает, что 60% россиян не хотели бы иметь свое дело, хотя в 1991 году желание стать предпринимателем высказывал каждый второй. С чем связаны такие настроения?
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Большинство россиян не желают становиться бизнесменами. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему, как изменилось отношение к предпринимательству за последние 25 лет. 60% россиян не хотят открывать собственный бизнес. Для сравнения, в 1991 году об этом заявили только 49% опрошенных.
О своем желании стать предпринимателями сегодня заявляют 34% респондентов, а 25 лет назад таких было 29%. В молодежной среде свой бизнес готовы открыть 60% россиян, среди людей пенсионного возраста — 6%. Результаты опроса ВЦИОМ Business FM прокомментировал предприниматель, ресторатор Александр Соркин:
Александр Соркин
предприниматель, ресторатор«Мне кажется, это абсолютно нормально, и я думаю, что это не только у нас. С какого перепуга все должны быть бизнесменами? Должны же быть люди еще квалифицированной рабочей силы, специалисты. Они совершенно не хотят быть бизнесменами. Они хотят, чтобы за них кто-то брал на себя коммерческие риски, платил им зарплату, а они выполняли свою работу. Это абсолютно естественная ситуация. Если 60% не хотят, значит, 40% хотят. Это, мне кажется, многовато. Я не хотел бы, чтобы все люди вокруг становились бизнесменами — тогда бы никто не смог работать. Мне кажется, что надо выжимать из настоящего времени все возможное. Другой вопрос, что сейчас время немножко грустноватое, но молодежь смотрит с оптимизмом. На то она и молодежь, она обязана это делать. Если сравнивать с 90-ми, тогда было, конечно, легче заработать легкие деньги. Тогда человек мог быть по образованию сантехником и при этом стать успешнейшим брокером на бирже. Или он мог быть отличным гитаристом, а стать администратором или владельцем ресторана. В этом смысле было очень универсальное время. Сейчас образование начало играть гораздо большую роль, чем тогда. Тогда оно не имело вообще никакого значения, а сейчас, если мальчик заканчивает MBA, то можно с какой-то степенью уверенности сказать, что его возьмут в хорошую компанию на хорошую позицию для начала, с перспективами роста. И то же самое можно сказать о каких-то более специальных образованиях, то есть путь более понятен. Тогда была рулетка, а сейчас уже серьезный покер».
Уровень оптимизма относительно успеха бизнес-карьеры за 25 лет вырос вдвое: 71% потенциальных предпринимателей, планирующих начать свое дело, надеется, что задуманное им удастся (в 1990-е годы так отвечали только 35% опрошенных). При этом каждый второй из заявивших о своем намерении заняться предпринимательством откладывает фазу активных действий на неопределенный срок.
Сейчас строить бизнес-карьеру, безусловно, легче, чем в 90-х, считает председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин. Но такой оптимизм молодежи его удивляет:
Дмитрий Амелин
председатель совета директоров группы компаний «Обухов»«Насчет того, что молодежь готова открывать собственный бизнес, я, честно говоря, удивлен, потому что по той информации, которая есть у меня по подобным вопросам, что я слышу и вижу, как раз наоборот. Молодежь совсем не хочет открывать собственный бизнес. Что же касается количества людей от общего числа населения, наверное, люди с большим возрастом и опытом к этому стремятся больше, потому что работы в качестве наймита им по какой-то причине не хватает. Что же касается того, когда это было лучше делать — в 90-е или сейчас, конечно же, сейчас в миллионы раз лучше, тут даже обсуждать нечего. Сейчас идеальная ситуация для бизнеса: с одной стороны, многие процессы уже структурированы с точки зрения логистики, доставки, растаможки и так далее. Они уже выглядят достаточно цивилизованно и для всех одинаково. Понятно, что всякие «серые» схемы существуют, и всегда будут люди, которые будут пытаться что-то обойти, но в 90-х нечего было обходить, каждый ходил своей дорогой, как хотел, так и делал. Кто-то договаривался с таможней, кто-то изготавливал печать и сам ее ляпал, кто-то вообще ни о том, ни о другом не парился, просто не тормозя проезжал границу. Мне кажется, не хватает элементарной гражданской смелости».
Каждый третий россиянин на вопрос о том, что необходимо предпринимателю для успеха, назвал деньги, более четверти отметили важность личных качеств. Примерно столько же считают, что в предпринимательстве помогают связи и знакомства, и лишь 8% предположили, что залог успешности бизнесмена — готовность идти на риск.