«Мы перевариваем все меньше информации»
20 мая, 12:45
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Интеллектуальный инсульт», о том, как не стать жертвой информационной передозировки и не попасть в зависимость от современных гаджетов и цифровых сервисов. (А, наоборот, использовать их с выгодой для себя.) Мы попросили ответить на вопросы, которые часто задаем себе сами, одного из авторов книги, российского предпринимателя и консультанта Кирилла Николаева.
– Почему информационные потоки так затягивают?
– Тут есть несколько причин, но из очевидных и малообсуждаемых – потребление контента – это зависимость, просто нематериальная. Мозг получает такой же импульс «удовольствия», как если бы вы пили лимонад, пиво, курили сигарету и так далее, но при этом не происходит физических процессов. В случае с потреблением информации зависимость особенно сложно поддается контролю, так как физических ограничителей на количество потребляемого нет – вам приходится считаться только со своим временем и вниманием. От сладких напитков могут развиться ожирение и диабет, от курения – рак легких; алкоголь, помимо отложенного вреда здоровью, вызывает похмелье. Поглощение информации кажется безвредным, и это одна из причин, почему курение и пьянство порицается обществом, а зависание в новостях, ютьюбе и соцсетях – нет. Людям кажется, что это не зависимость и это не вредно. Пока.
– Что происходит в голове, когда заходишь в фейсбук и только через пять минут вспоминаешь, что ты всего лишь хотел прочитать важное сообщение от коллеги?
– В голове происходит то же самое, что и на вечеринке, когда вы зашли сказать что-то важное одному человеку и сразу уйти, а проснулись в чужой постели на следующее утро. Когда вы попадаете в среду релевантной вам информации, мозг начинает охотиться за ней. Мозг так устроен, что из всего потока выделяет только релевантную нам информацию. В качестве примера можно привести эффект разговора в наполненном людьми помещении. Вы общаетесь с другом, все вокруг шумят, но если кто-то произнесет ваше имя, вы, несмотря ни на что, повернетесь в эту сторону, так как имя – самая релевантная информация в мире, мы его слышим с рождения. С нашим социальным кругом у нас общие интересы и ценности (как правило). Поэтому вероятность того, что близкие нам люди в соцсетях будут делиться чем-то, что будет нам интересно, очень высока.
После захода в фейсбук ваше внимание начинает управлять вами. Есть большая разница между неструктурированными и сырыми данными и информацией от вашего социального круга, при этом нарядно упакованной в картинки, видео или короткие, удобные к потреблению куски текста. К тому же социальные сети постоянно развивают свои алгоритмы, чтобы контент был как можно более релевантным именно вам и, следовательно, вызывал наибольшее удовлетворение (читай – зависимость).
– За день можно прочитать много статей (или посмотреть видео) об удивительных явлениях и событиях: почему у жирафа длинная шея, какую задачу не смогли решить 96% американцев, как строят мосты в Китае и как будет выглядеть пинг-понг будущего. От этого вообще есть какая-то польза?
– Это ключевой вопрос, на который нужно отвечать перед тем, как потреблять контент, но кто из нас это делает? Парадокс в том, что мы можем потратить время и силы, читая состав тех или иных продуктов в магазинах мелким шрифтом, но при этом легкомысленно относимся к медиапотреблению в случае, с которым продукт возврату или обмену не подлежит. Внимание, которым мы расплачиваемся за потребление любого контента в своей жизни, ограничено. И если мы узнали, как строят в Китае мосты, но при этом не имеем отношения к индустрии строительства мостов, от потраченного внимания и времени пользы не будет. Это факт.
Кто-то пытается спорить: мол, им эта информация может пригодиться в будущем, не понимая, что из краткосрочной памяти в долгосрочную она не попадет. Мы сегодня потребляем 1,25 млн слов в неделю и просто не запоминаем то, что потребляем. Попробуйте вспомнить, какой интересный материал вы читали неделю назад. Скорее всего, вам это не удастся – вы не успели его правильно переварить и запомнить. Механизм запоминания связан с процессом повторением. Мы запоминаем только то, что повторяем. Так как 95% потребляемой информации мы не используем и не повторяем, это не переезжает (мне нравится аналогия с едой – не переваривается) в нашу память и через 72 часа улетучивается, оставляя смутные воспоминания.
– Насколько много бесполезной информации потребляет современный человек?
– Мы все очень разные, и у нас разный медиарацион. Плюс важно определиться, что мы называем бесполезной информацией. Любая информация ведет либо к проявлению хороших или нехороших эмоций, либо позволяет человеку получить новые знания. Если мы говорим про то, сколько из общего потока приходится на то, что меняет качество нашей жизни – то есть настоящие знания, то, по моим наблюдениям и различным исследованиям, это не больше 5%.
– Меняется ли от всего этого структура мозга?
– И да и нет – смотря что понимать под структурой. Если говорить про форму – мозг будет еще долго оставаться с такими же физическими характеристиками, что и сегодня. Если говорить про функции, то у тех, кто будет продолжать гиперпотребление, делегировать все больше функций внешним сервисам и не заниматься своим развитием, будет происходить трансформация: может так оказаться, что с функциональной точки зрения мозг у сорокалетних через 30 лет будет как у пятилетних детей. И в этом смысле он изменится кардинально.
Ведь что происходит из-за гиперпотребления инфомусора, который мы потом не используем? Атрофируются нейронные связи, отвечающие за анализ, так как эта функция все меньше применяется. Мы просто не успеваем анализировать и использовать в жизни то, что потребляем, так как это замещается новым контентом. Это приводит к тому, что мы все меньше перевариваем и сохраняем в нашей памяти, рассчитывая найти это в будущем в «Яндексе» или «Википедии».
– Может, это неплохо? В конце концов, раньше люди не имели таких инструментов под рукой, а теперь умение быстро находить нужную информацию в Сети считается ключевым навыком. Есть даже предложения переориентировать школьное обучение с запоминания фактов на правильно организованный их поиск.
– Наша цивилизация всегда была разделена на две неравные группы людей. Те, кто ставит неудобные вопросы перед собой: кто я? зачем я тут? чего я действительно хочу? есть ли для меня бог? И другую, гораздо большую группу, кто на эти вопросы хочет услышать «правильные ответы» от других людей. По разным причинам. Как это ни удивительно, но первая группа всегда управляет (или стремится к этому) своей жизнью и жизнями второй группы.
Поэтому если вы выбираете обучение, базируемое на запоминании или поиске, для вас это будет прямой дорогой к зависимости от тех, кто понимает смысл, а не знает подходящий ответ. Самым дорогим и ценным образованием всегда будет то, где учат не запоминать или быстро находить, а где учат пониманию.
– Вы продвигаете идею ниформационной диеты. Какие ее основные правила?
– Она должна приносить не только пользу, но и удовольствие. Чтобы не устраивать насилие над собой, для начала рекомендую попробовать отключение с вечера пятницы до вечера субботы – 24 часа, и попробовать подготовиться к этому – что вы будете делать, когда у вас не будет телевизора, смартфона, айпада, кинотеатра. Самый большой вызов – не отключиться, а заполнить со смыслом то море свободного времени, которое вы получаете в результате. Если к этому не подготовиться, удовольствие может быть со знаком минус. Когда это будет пройденным этапом, можно попробовать вариант диеты с пятницы вечера до понедельника утра.
– Какие есть технологические уловки для сокращения времени, проведенного в Сети?
– Если вы часто зависаете в каком-то приложении (например, Facebook) на своем смартфоне, то можно перенести его на самый дальний экран и спрятать его в директорию. Тогда от принятия решения запустить его до реализации будет проходить 2–3 секунды, а не доля секунды, как обычно. За эти 2–3 секунды вы можете подарить себе шанс на размышление, стоит ли оно того или нет.
Другой совет (в книге их больше ста): используйте таймер. Если у вас ограничено время и вы не хотите опоздать на встречу, свидание, ужин, в театр или куда то еще – отмерьте время и заведите будильник, это помогает.
Или есть программа RescueTime – она покажет вам, сколько на самом деле вы пользуетесь теми или иными приложениями. Как правило, мы даже не догадываемся об объеме потраченного времени.
– Можно собрать волю в кулак и отключиться от соцсетей. Но как быть с fear of missing out, боязнью пропустить что-то важное?
– Как и любой страх, он живет нашей иллюзией о предмете страха. Поэтому для начала нужно «подружиться со страхом» и спросить себя: что произойдет, если с пятницы на субботу вы пропустите что-то важное? Мой ответ – ничего. Если что-то важное будет, вам об этом расскажут люди, которых вы встретите на улице или в гостях. Кроме того, чем чаще вы будете проводить эксперимент с отключением и видеть, что ничего важного не происходит, тем меньше будет ваш страх и иллюзия, которая его питает.